УДК 332.14(571.6):622.32

МЕРЫ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНАХ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ В АТР

Резниченко Олег Андреевич
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
магистрант кафедры международного бизнеса и финансов

Аннотация
Данная статья посвящена обзору нефтегазовой отрасли Сибири и Дальнего Востока России, государственным программам развития отрасли, социально-экономическим, политическим и административным мерам субъектов нефтегазовой отрасли Сибири и Дальнего востока и государства по формированию благоприятного инвестиционного климата и влияния мер на внешнюю экономическую политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проведенное исследование позволяет утверждать, что государством и нефтегазовыми компаниями осуществляется комплекс мер по развитию отрасли, регионов и формированию благоприятного инвестиционного климата, однако осуществляемых мер не достаточно.

Ключевые слова: внешняя экономика России в АТР, инвестиционная привлекательность, нефтегазовая отрасль Сибири и Дальнего Востока России, нефтегазовые компании Сибири и Дальнего Востока России, нефтегазовый комплекс


MEASURES TAKEN BY THE STATE AUTHORITIES AND THE ECONOMIC POLICY OF OIL AND GAS ENTERPRISES OF SIBERIA AND THE RUSSIAN FAR EAST FOR THE FORMATION OF AN INVESTMENT CLIMATE IN THE REGION AND ITS IMPACT ON ECONOMIC POLICY IN THE ASIA-PACIFIC REGION

Reznichenko Oleg Andreevich
Vladivostok State University of Economics and Service
graduate student of the Department of International Business and Finance

Abstract
This article provides an overview of the oil and gas industry in Siberia and the Russian Far East, the state program of development of the industry, socio-economic, political and administrative measures subjects the oil and gas industry in Siberia and the Far East and the state to create a favorable investment climate and the impact of measures on the external economic policy in the Asia-Pacific region. The study suggests that the government and oil and gas companies is a complex of measures on development of the industry, the regions and the creation of a favorable investment climate, but the measures undertaken are not enough.

Keywords: foreign Russian economy in the Asia-Pacific region, investment attractiveness, oil and gas companies of Siberia and Far East of Russia, oil and gas complex


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Резниченко О.А. Меры, предпринимаемые государственными органами и экономическая политика нефтегазовых предприятий Сибири и Дальнего Востока России для формирования инвестиционного климата в регионах и его влияние на экономическую политику в АТР // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68830 (дата обращения: 20.11.2016).

Россия – страна с самыми богатыми ресурсами и широкими возможностями. Только по последним подсчётам экспертов доказанные запасы нефти составляют 29 млрд. тонн, газа – 31,25 триллионов тонн. Одним из приоритетных направлений России был выход России на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, который позволяет реализовывать больше продукции, а также позволяет экономически не зависеть от настроений запада. Энергетика является ключевой отраслью для многих стран мира в экономическом, социальном и политическом планах. В этой связи топливно – энергетический комплекс (ТЭК) находится под особым присмотром государства и довольно жестко регулируется. От состояния ТЭК зависит уровень как национальной безопасности в целом, так и ее экономической составляющей.

В настоящее время добычу нефти в России осуществляют около 320 организаций, в том числе около 140 компаний, входящих в структуру вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, 180 организаций относятся к числу независимых добывающих компаний, 3 компании работают на условиях соглашений о разделе продукции (см. рисунок 1) [25].


Рисунок 1. Расположение нефтегазовых месторождений на карте РФ

К настоящему времени, разведанность западных регионов России и Западной Сибири на нефть достигает 65 – 70%, в то время как в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке только на 6 – 8%, а шельфы морей разведаны лишь на 1% [18].

Сибирь – это богатейший в отношении природных ресурсов регион страны, где сконцентрированы огромные запасы нефти, газа, каменного и бурого угля и других полезных ископаемых [19].

Нефтедобывающая промышленность Западно–Сибирской провинции составляет 2/3 от добычи нефти в России. Глубина залегания фундамента на месте сводов меняется от 1500 до 4000 м. Из 747 нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири осваивается лишь 339. Основная добыча нефти в Западной Сибири ведется на зрелых и уже истощенных месторождениях [2]. Запасы Западно – Сибирской нефти отличается высоким качеством. Она легкая, малосернистая характеризуется большим выходом легких фракций и содержанием попутного газа, являющегося ценным химическим сырьем [16].

Транспортировка нефти осуществляется по сети магистральных нефтепроводов, которые соединяют все крупные нефтяные районы с нефтеперерабатывающими заводами страны и социалистическими странами [20]. По территории региона проходит нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО). Это стратегически важный для нефтегазовой отрасли России маршрут, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино и НПЗ под Находкой [3].

Россия стремится избежать рынка одного покупателя и развивать другие направления экспорта нефти в АТР (Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Сингапур, Тайвань, Филиппины, Вьетнам и др.) [6].

Дальний Восток наиболее приближен к самому быстрорастущему и потенциально крупнейшему в мире потребителю нефти и газа – Китаю и самому крупному в регионе импортеру энергоносителей – Японии. И к технологически наиболее развитому и надежному в мире рынку – Южной Корее, где поддержку спроса обеспечивают крупнейшие терминалы, нефтеперерабатывающие заводы, развитые системы трубопроводов [2],[5].

Дальний Восток – сравнительно молодой, динамично развивающийся нефтегазодобывающий район России. Добыча нефти в регионе составляют 2,6% российской нефти и почти 1,4% газа. На его территории открыто 110 месторождений углеводородного сырья, из них 49 являются нефтяными и нефтегазовыми [7]. Ведется добыча нефти и газа на сухопутных месторождениях острова Сахалин и в рамках проектов «Сахалин – 1» и «Сахалин – 2». Начаты поисковые работы по проекту Сахалин – 3 и на Западно – Камчатском шельфе. Сформированы лицензионные блоки в рамках проектов «Сахалин 4 – 9». Действуют локальные системы нефтегазообеспечения «Северный Сахалин – Комсомольский промышленный узел», введен в эксплуатацию газопровод «Комсомольск – на – Амуре – Хабаровск» [13], [21]. Здесь уже происходит формирование экспортной транспортной инфраструктуры – строительство нефтепроводных систем ВСТО – 1 и ВСТО – 2, спецморнефтепорта в Козьмино, а также нефтепроводов «Северный Сахалин – Де – Кастри» [22]. Нефтепровод Чайво – Де – Кастри, береговой комплекс подготовки нефти и экспортный нефтяной терминал в порту [5].

В рамках исследования, нами был проведен финансовый анализ основных нефте- и газодобывающих (нефте- и газоперерабатывающих) предприятий Сибири и Дальнего Востока. В качестве выборки мы взяли пять наиболее крупных компаний осуществляющих свою деятельность в заданных регионах: Публичное акционерное общество «Газпром», Публичное акционерное общество «ЛУКОЙЛ», Открытое акционерное общество «Нефтегазовая компания «Роснефть», Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» и Публичное акционерное общество «Татнефть». Выборка отвечает всем параметрам генеральной совокупности.


Рисунок 2. Коэффициент финансовой независимости

Полученный коэффициент финансовой независимости показал, что четыре компании из пяти обладают твердой финансовой устойчивостью. Роснефть наращивает активы приобретенные в долг (с коэф. = 0,15).


Рисунок 3. Коэффициент финансирования

Из исследуемых компаний ОАО «НК «Роснефть» имеет наименьший коэффициент финансирования – 0,18, это сигнализирует о том, что большая часть имущества компании сформирована из заемных средств и растет опасность неплатежеспособности предприятия.


Рисунок 4. Коэффициент инвестирования

Собственные средства ОАО «НК «Роснефть» не покрывают произведенные инвестиции. ПАО «Газпром» осуществляет чёткую политику привлечения инвестиций, собственные средства равны привлеченным инвестициям. Политика ОАО «Сургутнефтегаз» по аккумулированию собственных средств и отказа от привлечения инвестиций привела к тому, что отношение собственных средств в инвестициям практически в семь тысяч раз превышает необходимые показатели (коэф. – 6388,9).


Рисунок 5. Коэффициент обеспеченности материальных запасов

собственными средствами

У четырех компаний из пяти материальные запасы обеспечиваются собственными средствами. У ОАО «НК «Роснефть» – запасы покрыты привлеченными средствами и коэффициент покрытия отрицательный. У ПАО «ЛУКОЙЛ» покрытие составляет 738592%, у ПАО «Газпром» – 5,74%.


Рисунок 6. Коэффициент маневнренности

Выявление коэффициента маневренности показало, что у ОАО «НК «Роснефть» низкая финансовая устойчивость и оборотный капитал формируется за счет заемных средств. Показатели всех остальных компаний не дотягивают до среднего значения (0,2 – 0,5).


Рисунок 7. Коэффициент абсолютной ликвидности

Нормативное ограничение коэффициента в зарубежной практике финансового анализа составляет – 0,2 (20%). Четкого обоснования этому нет, поэтому для многих отечественных компаний нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в пределах коэф. ликв > 0.2 – 0.5 (20 – 50 %). Анализ баланса предприятий показал, что коэффициент ликвидности всех предприятий равен или выше нормального.


Рисунок 8. Коэффициент собственного капитала

Анализ рентабельности собственного капитала показал, что у всех предприятий наблюдается рост рентабельности. У ОАО «НК «Роснефть» самый высокий показатель рентабельности (82%) в 2015 году при снижении выручки на 26%, снижении чистой прибыли на 87% и снижении кредиторской задолженности на 93,7% по сравнению с предыдущим годом.


Рисунок 9. Коэффициент рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов

Все компании эффективно используют основные средства и прочие внеоборотные активы. Наиболее высокий коэффициент у ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Татнефть», что может говорить об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей.


Рисунок 10. Рентабельность текущих активов

Наибольшая рентабельность оборотных активов в количестве – 68,3% у ПАО «Татнефть». Наименьшая – 3% у ОАО «НК «Роснефть» [12].

Нефтегазовый сектор Сибири и Дальнего востока России испытывает ряд проблем, решение которых: финансовые, юридические, техногенные, связанные с геологоразведкой, инфраструктурные, внешнеэкономические, научно-исследовательские и др. [13],[23].

Проблемы нефтегазовой отрасли Сибири и Дальнего Востока оказывают двойственное влияние на экономику России. С одной стороны затраты компаний на разработку и добычу ресурсов, поиск и разведку месторождений, капитальное строительство, обучение и повышение качества профессионализма у сотрудников, а также затраты на научные исследования негативно сказываются как на финансовом положении компании, так и государства. Денежные средства распределяются между субъектами внутри страны, согласно количеству и качеству выполненных работ и оказанных услуг. Российская экономика напрямую зависит от прибыли нефтегазовой отрасли.

С другой стороны финансовые средства направленные на закупку современного иностранного оборудования и финансовые потери, полученные вследствие снижения цен или утрате покупателей, распределяются между субъектами внешнего рынка и не присутствуют в экономике России.

По прогнозам экспертов в ближайшие годы потребление энергоресурсов в странах АТР будет расти. Экономика АТР тесно связана с экономикой Российской Федерации, и, таким образом, проблемы нефтегазовой отрасли России оказывают прямое влияние на экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. В случае возникновения серьезных проблем в Российском нефтегазовом секторе наши партнёры будут вынуждены обратиться к нашим конкурентам.

Инвестиционный климат – это обобщающая характеристика совокупности социально-культурных, экономических, политических, правовых, организационных и других условий, определяющих целесообразность и привлекательность инвестирования в экономику страны, региона и др.

Инвестиционная привлекательность – это субъективная оценка инвестором страны, региона или предприятия по вопросу о принятии решения о вложении средств в страну [25]. «Инвестиционный потенциал – это характеристика всех возможностей определенной территории, с точки зрения вложений капитала» [10]. К факторам, благоприятно влияющим на инвестиционный климат можно отнести: предоставление гарантий Российским, а также зарубежным инвесторам в свободном продвижении денежных средств в России и за её пределами; защиту интересов предпринимательской деятельности иностранных граждан [9],[10],[11],[14].

По результатам первого национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, проведенного в 2015 году стало известно, что инвестиционная привлекательность Сибирского Федерального округа и ДВФО находится на достаточно низком уровне (2 – 5 группы) Томская и Кемеровская области заняли 23 и 25 места соответственно. Новосибирская область – 57-е место [17].

Россия, особенно в период кризиса и санкций, нуждается в сильной интеграции на Востоке со странами АТР. Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности стран мира в 2015 году, составленному компанией BDO, РФ занимает сотое место. Согласно опросу, проводимому РСПП в 2015 году, количество иностранных инвесторов, которые видят ухудшение делового климата в России, немного снизилось с 82 до 77%. 6% иностранных инвесторов считают улучшение делового климата. В 2014 году их было 18% [13],[15].

Согласно Федеральному закону от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная защита прав и интересов, также инвесторы имеют право на возмещение убытков в результате незаконных действий. Для повышения инвестиционной привлекательность иностранным инвесторам, при осуществлении приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются льготы по уплате таможенных платежей. Правительство РФ в свою очередь разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества. [1].

В целях повышения инвестиционной привлекательности государством и энергетическими компаниями осуществляется ряд мероприятий: а) создание институтов поддержки инвестиционных проектов, б) упрощение административных процедур, в) совершенствование налогового стимулирования; г) модернизация инфраструктуры; д) действенная энергетическая политика; е) выход на торговые площадки; доступная рабочая сила и др.[4],[8].

ВЫВОДЫ

Анализ экономического состояния и внутренней политики нефтегазовых компаний на показал, что ОАО «Сургутнефтегаз» ведет политику минимизации кредиторской задолженности, аккумулирования денежных средств на счетах компании и политику сдерживания географических границ. ПАО «Газпром» ведет активную экономическую политику, при которой все коэффициенты приравниваются к статистически правильному значению, осуществляя при этом активную деятельность. ОАО «НК «Роснефть» – компания с самыми низкими коэффициентами, причем собственный капитал состоит из привлеченных средств, а инвестиции компании в другие отрасли в 2015 годы вырос в 2 раза по сравнению с предыдущим. ПАО «Татнефть» и ПАО «ЛУКОЙЛ» в 2015 году показали хорошие результаты, причем Лукойл увеличил инвестиции и резервы, а Татнефть увеличил дебиторскую задолженность, резервы и чистую прибыль. Таким образом, из 5 объектов для инвестиций, только 2 – 3 обладают положительными политико-экономическими параметрами для привлечения иностранных капиталов.

Исследование хронологии развития энергетической отрасли Сибири и Дальнего Востока показало, что 4 из 5 за годы развития нарастили огромное количество объектов добычи ресурсов, средств их переработки и транспортировки. Сформированы целые производственные кластеры способные обеспечивать внутренние и внешние потребности страны. Государство, в свою очередь, определяет политику инвестиций, осуществляет допуск и контроль иностранных инвесторов, а также защиту их прав. Анализ мероприятий, проводимых государством, для повышения инвестиционной привлекательности показал, что все мероприятия можно разделить на административно-управленческие при которых для иностранного инвестора облегчаются условия попадания в правление предприятия. Ещё классом мероприятий является мероприятий по развитию государством регионов, что повышает инвестиционную привлекательность регионов. Однако этих мер недостаточно, так как по оценке иностранных инвесторов привлекательность Российской промышленности за последний год снизилась с 18% до 6%., а по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, Сибирь и Дальний Восток России являются неблагоприятными для инвестиций.

По результатам работы стало известно, что государство и нефтегазовые компании Сибири и Дальнего Востока России активно занимаются разработкой и внедрением мер по улучшению инвестиционной привлекательности для иностранных партнёров. Однако осуществляемых мероприятий недостаточно для привлечения необходимых объемов иностранных инвестиций. Наши иностранные партнёры, по-прежнему, опасаются инвестировать денежные средства в нефтегазовую отрасль Сибири и Дальнего Востока России, поясняя свои действия нестабильной политико-экономической ситуацией в нашей стране, что в итоге оказывает негативное влияние на экономическую политику России в АТР, поскольку обладая колоссальными ресурсами и возможностями наша Россия не добилась высокого рейтинга доверия в Азиатско-Тихоокеанского региона.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”
  2. Воропай Н.И., Энергетическая кооперация Востока России и стран СВА: путь от научных исследований к практической реализации [Электронный ресурс] / Н.И. Воропай, Б.Г. Санеев, А.Д. Соколов, С.Ю. Музычук // Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН. – Иркутск. – Режим доступа: http://www.combienergy.ru/stat1050.html – 10.04.2015 г.
  3. Восточная Сибирь и Дальний Восток как перспективная ресурсная база Китая [Электронный ресурс] / КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРОЕКТ. Фонд поддержки развития институтов гражданского общества.  – Режим доступа: http://constructive-project.org/ru/analysis/2.htm – 01.05.2015 г.
  4. Ворожбит О.Ю., Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства [Текст] /  О.Ю. Ворожбит // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. – № 5 (9). – 2010. – С.9-16
  5. Дальний Восток: ближе, чем кажется [Электронный ресурс] / Neftegaz.ru. – Режим доступа: http://magazine.neftegaz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=145 – 10.04.2015 г.
  6. Жизнин С. З., Восточное направление [Электронный ресурс] / С. З. Жизнин // НГ-Энергия. – 2011. – Режим доступа: http://www.ng.ru/energy/2011-04-13/14_rus_china.html?print=Y – 01.05.2015 г.
  7. Зуев А., Труднодоступное богатство [Электронный ресурс] / А. Зуев // ЦДУ ТЭК. – Режим доступа: http://www.cdu.ru/catalog/mintop/infograf/1/ – 10.04.2015 г.
  8. Инвестиционная привлекательность России, 2013 [Электронный ресурс] / Ey.com. – Режим доступа: http://www.ey.com/RU/ru/Issues/Business-environment/Russia-attractiveness-survey-2013 – 25.05.2016 г.
  9. Инвестиционный климат [Электронный ресурс] / Grandars.ru. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/fin-m/investicionnyy-klimat.html – 25.05.2016 г.
  10. Инвестиционный климат [Электронный ресурс] / Финансовый словарь трейдера. – Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/7488-investicionnyy-klimat – 25.05.2016 г.
  11. Инвестиционный климат, инвестиционный потенциал и оценка инвестиционной привлекательности [Электронный ресурс] / Финансовый гид. – Ваш проводник в мире финансов. – Режим доступа: http://finansovyjgid.ru/investicii/17-investicionnui-klimat.html – 25.05.2016 г.
  12. Кузьмичева, И. А. Финансовый анализ (продвинутый уровень) [Текст] / И. А. Кузьмичева // ВГУЭС. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. – 19 с.
  13. Кутинова Н.В., Инвестиционный климат дальнего востока как ключевой фактор успешной модернизации региональных производств [Текст] /  Н.В. Кутинова, Г.И. Лазарев, А.П. Латкин // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. – №1(10). – 2011. – С. 160-169
  14. Литвинова В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона [Текст] / В. В. Литвинова // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 161-169.
  15. Латкин А.П., Инвестиционный имидж Приморского края: новые возможности устойчивого роста [Текст] /  А.П. Латкин // Таможенная политика России на дальнем Востоке. – №1 (50). – 2010. – С. 27-31
  16. Морозова Т. Г., Размещение нефтяных и газовых месторождений [Электронный ресурс] / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк, С. С. Шишов // Региональная экономика. Учебное пособие. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/index.htm/ – 10.04.2015 г.
  17. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ  [Электронный ресурс] / “Всё о новостройках”. – №8 (135). – Режим доступа: http://www.vseon.com/themes/investicii/item/nacionalnyj-rejting-sostoyaniya-investicionnogo-klimata-v-subektah-rf.html – 25.05.2016
  18. Нефтяная промышленность [Электронный ресурс] / Библиотека.ру. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/ekonomika.htm – 01.05.2015 года.
  19. Промышленность Сибири [Электронный ресурс] / Промышленность Сибири. – Режим доступа: http://www.sibprom-region.ru/promsibir.html – 10.04.2015 г.
  20. Резниченко О. А., Проблемы энергетической безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе [Текст] / О. А. Резниченко // материалы международной научно-практической конференции 11-12 декабря 2014г. – Владивосток. – С200-204.
  21. Российские месторождения нефти [Электронный ресурс] / POCHEMY.NET. – Режим доступа: http://pochemy.net/?n=1507 – 10.04.2015 г.
  22. Тарасюк В. М., Нефть и газ восточной Сибири и Дальнего Востока [Электронный ресурс] / В. М Тарасюк // Бурение и Нефть. – №5. – 2014. – Режим доступа: http://burneft.ru/archive/issues/2014-05/1 – 10.04.2015 г.
  23. Тарасюк В.М., Нужна комплексная программа развития нефтегазовой промышленности на востоке страны [Электронный ресурс] / В.М. Тарасюк // Российское информационное агентство «Регионы online». – Режим доступа: http://www.gosrf.ru/opinion/82/ – 25.05.2016 г.
  24. Фетисов Г.Г., Методы оценки инвестиционного климата регионов России и пути его улучшения [Электронный ресурс] / НП ЦДО «ЭЛИТАРИУМ». – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/ocenka_investicionnogo_klimata/- 25.05.2016
  25. Эдер Л. В., Структурные особенности нефтяной отрасли России [Текст] / Л. В. Эдер, И. В. Филимонова, Д. А. Ламерт, А. В. Комарова // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. – выпуск 3. – 2013. – С26-38


Все статьи автора «Резниченко Олег Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация