УДК 378

РОЛЬ ВИТАГЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Китов Анатолий Григорьевич
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
к.т.н., доц., зав. кафедрой технологии транспортных процессов и систем

Аннотация
В статье выделены преимущества витагенной технологии обучения в развитии инженерной культуры будущих инженеров. Инженерная культура обучающихся - это личностные и профессиональные качества специалиста, отражающие уровень развития профессионально-инженерной компетентности, овладение технологическими, проектировочными, управленческими способностями, характеризующие его готовность к рациональному осуществлению инженерной деятельности.

Ключевые слова: витагенная технология, жизненный опыт, инженер, инженерная культура, личностно-ориентированное обучение, мониторинг, развитие, способ преподавания


ROLE OF VITAGENNY TECHNOLOGY IN DEVELOPMENT OF ENGINEERING CULTURE OF TRAINED

Kitov Anatoly Grigoryevich
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Candidate of Technical Sciences, docent

Abstract
In article advantages of vitagenny technology of training in development of engineering culture of future engineers are marked out. Engineering culture trained are the personal and professional qualities of the expert reflecting the level of development of professional and engineering competence, mastering technological, design, administrative abilities characterizing his readiness for rational implementation of engineering activity.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Китов А.Г. Роль витагенной технологии в развитии инженерной культуры обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68727 (дата обращения: 02.06.2017).

Подготовка будущих инженеров, способных целенаправленно управлять нововведениями, представляющими ценность с целью прогрессивного развития человека, производства, общества, актуализируют важность развития инженерной культуры обучающихся.

Инженерная культура рассматривается с позиции философии и историко-социального развития общества и личности как совокупность факторов: технико-технологической оптимизации и понимания социокультурных смыслов использования техники и технологии в обществе. Исследуются различные составляющие инженерной культуры: инженерное творчество, инженерная этика, развитие профессиональной деятельности (В.И. Алешин, Н.Г. Багдасарян, К.В. Борисова, В.Г. Горохов, Н. Н. Грачев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, И.М. Орешников, А.И. Половинкин, А.Т. Шумилин, А. Ф. Эсаулов и др.). Культура инженерной деятельности определяется, главным образом, уровнем общей культуры человека, его опытом и индивидуальными способностями, в которых и проявляется культурное/не культурное отношение к профессиональной деятельности.  Поэтому, культура инженерной деятельности является важнейшей составляющей общечеловеческой культуры и профессиональной компетентности будущего специалиста и состоит в том, чтобы способы профессиональной деятельности и ее результаты соответствовали нормам и стандартам, соотносились с требованиями взаимозависимости и взаимообусловленности системы «человек – техника – природа – общество». Продукты инженерно-профессиональной деятельности, инженерные «открытия» должны быть не просто востребованными человеком и обществом, но, прежде всего, значимыми и безопасными для жизни и здоровья, основанными на принципах бережливого производства. Следовательно, развитие инженерной культуры является важнейшим инструментом знаний о человеке  в неразрывной взаимосвязи компонентов целостной системы  «человек – природа – техника – общество» на основе общечеловеческих принципов бытия, а не просто отдельных знаний о тех или иных объектах мира.

В нашем исследовании мы понимаем под инженерной культурой обучающихся личностные и профессиональные качества специалиста, отражающие уровень развития профессионально-инженерной компетентности, овладение технологическими, проектировочными, управленческими способностями, характеризующие его готовность к рациональному осуществлению инженерной деятельности, обеспечивающей оптимальное соотношение между технико-технологическими издержками и возможностями устойчивой жизнедеятельности человека, природы и социума [1].

Само понятие «инженер» свидетельствует, что это человек изобретающий, создающий, способный к научной, управленческой и технической деятельности, в результате чего и происходят инженерные преобразования (инструментальные, технологические, организационные, экологические, социальные и др.). Поэтому для будущего инженера особое значение имеет профессиональный склад мышления, целостное видение постоянно меняющейся профессиональной ситуации, способность к осознанному нравственному выбору, к творческим решениям, самостоятельность. Освоение инженерной культуры в качестве ключевой составляющей личностно-профессионального развития акцентирует овладение обучающимися качеств ответственности, этичности, нравственности, самоконтроля, самоуправления, а также развитие гибкости, критичности и подвижности мышления, профессиональной мобильности, способности к рефлексии, анализу, проектированию и др. Развитие инженерной культуры предполагает воспитание убежденности и готовности действовать в направлении рационального природопользования и устойчивой жизнедеятельности человека. Главным результатом инженерной культуры у будущих специалистов мы считаем осознание обучающимися необходимости развития культуры достоинства, а не просто культуры полезности инженерных преобразований [2].

Подготовка будущих инженеров нового типа, обладающих необходимыми качествами инженерной культуры, акцентирует необходимость применения соответствующих технологий обучения, реализуемых в образовательном процессе вуза. Выбор технологии обучения студентов – будущих инженеров следует рассматривать, основываясь на следующих положениях:

– обеспечивает ли она повышение эффективности профессиональной деятельности преподавателя и освоение обучающимися способов научно-технической деятельности;

– обеспечивает ли она целостность и системность процесса обучения, единство общетеоретической, профессионально-технической и социально-гуманитарной подготовки обучающихся;

– обеспечивает ли соответствие цели-результата в режиме самоорганизации, саморегуляции и саморазвития;

– способствует ли формированию методологической культуры специалиста, включающей методы интеллектуально-технического и практико-созидательного познания в соответствии с культурно-историческими традициями, общественными тенденциями и ценностями инженерных открытий для жизнедеятельности человека;

– формирует ли особый стиль культурных взаимоотношений на основе сотрудничества, признания и уважения к иному мнению [3].

Витагенная технология обучения, основанная на принципах личностно ориентированного образования, паритетности, системности, непрерывности с учетом жизненного опыта обучающихся, уровнем их развития и степени здоровья, во многом обеспечивает необходимые образовательные результаты в развитии инженерной культуры обучающихся – будущих инженеров с учетом индивидуальной образовательной траектории для каждого студента [3, 4, 5].

Значимость данной технологии в подготовке будущих инженеров заключается в том, что она формирует осмысленную и осознанную позицию преподавателей и обучающихся в единстве всех компонентов образовательной и профессиональной деятельности. Важно отметить, что роль витагенной технологии также обусловлена такой важной особенностью, как необходимость учета реального опыта обучающихся, который выступает существенным источником познания. Его преобразование в новое качественное знание является социально-значимой ценностью для конкретной личности обучаемого, а сравнение собственного субъективного опыта с опытом сокурсников формирует целостный взгляд на профессиональную деятельность, критичность восприятия, развивает аналитические способности, позволяет по-иному оценить личный опыт и сформулировать его новое понимание, приобрести новое знание, осознавая персональную ответственность за качество жизнедеятельности. Опора на индивидуальный, жизненный опыт обучающихся в процессе обучения способствует повышению значимости и ценности каждого мнения, знания, усиливает мотивацию на познание и саморазвитие, создает условия для достижения персонального успеха. Поэтому учебный процесс организуется как реально проживаемая ситуация, в результате которой обучаемые приобретают различные виды опыта (личного, жизненного, профессионального) в виде ценностей, норм и знаний.

Способ преподавания в соответствии с витагенной технологией обучения включает три этапа, функционально взаимосвязанные между собой этапа: проблемно-целевой (предполагает выделение главных проблем изучаемого содержания и преобразование их в целеполагание процесса обучения); проектно-поисковый (направлен на разработку проектов, программ реализации цели на основе научно-профессиональных знаний) и рефлексивный (обеспечивает осознание качества произведенной деятельности, выделение ошибок, их причин и определение путей исправления).

На всех этапах обучающего процесса осуществляется мониторинговое сопровождение, усиливающее осознание личного и приобретаемого опыта, обеспечивающее осмысленность восприятия и конструктивное взаимодействие. На первом этапе диагностическая часть состоит в изучении состояния готовности к обучению, личностных качеств обучающихся, способствующих (мешающих) успешному обучению, др. На втором этапе обсуждаются позиции преподавателя и обучающихся  в вопросах методологии обучения, изучаемого содержания, обосновываются актуальные профессиональные проблемы, пути реализации индивидуальных целей. На третьем этапе проводится диагностика по тем же параметрам, что на первом этапе с целью систематизации приобретенных знаний, способов деятельности, осознания достижений и затруднений.

Таким образом, витагенную технологию можно рассматривать как технологию культуры преподавания, поскольку способы обучения обеспечивают сотрудничество в освоении содержания изучаемого материала, обмен опытами обучающихся, осознание и приобретение новых смыслов, качеств, свойств, а также возможность проявить свою индивидуальность и творчество. Применение различных методик группового взаимодействия обеспечивают преобразование знаний в ценность, активизируют познавательную деятельность обучающихся с опорой на их жизненный опыт, придавая мобильность и динамичность образовательному процессу [6].

Рассмотренные особенности витагенной технологии в полной мере обеспечивают целостность и единство профессионально-образовательного содержания и побуждают культурное развитие личности обучаемого, формируют не просто систему знаний, адекватную научной картине мира, но и самостоятельность во мнениях и поступках, открытость к диалогу и обмену смыслами, продуктивность творчества и способность к культурному саморазвитию. Развитие инженерной культуры будущих инженеров происходит через осознание себя и реальности, в которой живет каждый человек, проявляется в важных личностно-профессиональных характеристиках и находит выражение в том, что обучаемые:

-     осознают себя, свои личностно-профессиональные качества, важные для выполнения образовательной (профессиональной) деятельности;

-     осознают собственную деятельность во взаимосвязи с другими участниками образовательного процесса;

-     целенаправленно анализирует информацию, ситуации (обучающие и профессиональные), делая объективные выводы, необходимые для достижения желаемого результата в соответствие с нравственными нормами;

-     понимают причинно-следственные связи и зависимости в системе «человек-производство-природа-общество» для сохранения условий жизни;

-     проявляют этико-познавательное отношение к профессии инженера, стремление к непрерывному самообразованию в изучении новых направлений и перспектив инженерной деятельности, связанных с вопросами экологизации техники и технологии;

-     принимают самостоятельные решения, проявляя ответственность и творческий подход.

Таким образом, использование витагенной технологии способствует развитию инженерной культуры обучающихся, повышая потребность к саморазвитию и творческой самореализации; создает благоприятные возможности для освоения обучающимися методологии инженерной деятельности в единстве социально-культурных, технико-экономических и экологических закономерностей; обеспечивает формирование приоритета общечеловеческих ценностных ориентаций и убеждений, целостного взгляда будущих специалистов на профессию инженера.


Библиографический список
  1. Бичева И.Б., Китов А.Г. Теоретические аспекты развития инженерной культуры обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 321. URL: http://www.science-education.ru/123-18692 (дата обращения: 17.04.2016).
  2. Китов А.Г., Фролова П.С. Актуальность подготовки инженера-новатора в образовательном процессе вуза. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 209-211.
  3. Бичева И. Б., Китов А. Г. Витагенная технология обучения студентов инженерных направлений подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №3 (19) С. 106-111.
  4. Белкин А.С., Вербицкая Н.О. Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности) // Педагогическое образование в России. 2007. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vitagennoe-obrazovanie-v-sisteme-pedagogicheskogo-znaniya-vitagennaya-kontseptsiya-lichnosti  (дата обращения: 12.04.2016).
  5. Китов А.Г., Бахирев Д.И. Витагенная технология в профессиональной подготовке бакалавров в области инноватики. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2016. С. 184-186.
  6. Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154.


Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: