УДК 364.23

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИИ

Рыбакова Анастасия Алексеевна1, Лясковская Елена Александровна2
1Южно-Уральский государственный университет, магистрант кафедры «Экономика, управление и инвестиции»
2Южно-Уральский государственный университет, д.э.н., профессор кафедры «Экономика, управление и инвестиции»

Аннотация
Целью работы является исследование основных проблем трудоустройства молодых специалистов, в частности выпускников экономических специальностей в Российской Федерации, статистика безработицы по возрасту, уровню образованию, профессии и месту жительства и выводы по данным пунктам. Авторами предпринята попытка предложить методы для решения данных проблем. Также в статье описаны программы государственной поддержки трудоустройства молодежи.

Ключевые слова: безработица, молодежная политика, молодежь, трудоустройство


PROBLEMS EMPLOYMENT OF YOUNG SPECIALISTS IN RUSSIA

Rybakova Anastasiya Alekseevna1, Lyaskovskaya Elena Aleksandrovna2
1South Ural State University, Graduate student of chair «Economics, Management and Investment»
2South Ural State University, Doctor of Science, Economics, Professor of chair «Economics, Management and Investment»

Abstract
The aim is to study the basic problems of employment of young professionals, particularly graduates of economic specialties in the Russian Federation, unemployment statistics by age, level of education, profession and place of residence and conclusions on these items. The authors attempt to provide methods for solving these problems. The article also describes the state program to support youth employment.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбакова А.А., Лясковская Е.А. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67342 (дата обращения: 21.11.2016).

В современных условиях существует проблемы трудоустройства молодых специалистов, реализация их личностного и профессионального потенциала. Молодыми специалистами можно считать студентов, недавно окончивших учебные заведения. В данной статье акцент будет сделан на выпускников экономических специальностей.

Основной проблемой выпускников при поиске работы является поиск работы по специальности. Зачастую профессии выпускников не соответствуют потребностям рынка труда, и тогда возникает разрыв в количестве специалистов и количестве рабочих мест. Данные противоречия между потребностями работодателей и ожиданиями молодых специалистов могут привести к трудностям при трудоустройстве и вынужденной смене специальности. В настоящее время трудовая деятельность студентов, не связанная с полученной квалификацией, приобретает массовый характер.

Также важное место занимает проблема завышенных требований работодателей к молодым специалистам. Сейчас важным условием принятия даже на самую маленькую должность является опыт работы. Соискатели с опытом работы меньше года или совсем не имеющие таковой, не рассматриваются как кандидаты на вакансию. На последних курсах студенты начинают подрабатывать, но чаще всего это негативно влияет на уровень полученного образования, поэтому выпускники очного отделения не имеют опыта работы.

Производственные практики не дают должного опыта студентам, так как работодатели не могут доверить серьезной работы самим студентам, и не имеют желания и возможности прикрепить к студенту сотрудника, который поможет студенту приобрести нужный навык. Такая работа в основном не соответствует получаемой специальности, поэтому прохождение практики не особо сказывается на получение профессионального опыта. Недостаток опыта работы создает негативное воздействие на их трудоустройство. Большинство профессий предполагает скорее наличие практических навыков, чем теоретических знаний [7].

В зависимости от специальности выпускнику проще или сложнее найти работу по специальности впервые. Работодатели предъявляют достаточно высокие требования к молодым специалистам. Опыт показывает, что сотрудники с опытом работы, имеют зарплату в разы выше, чем молодые специалисты.

В таблице 1 можно увидеть структуру безработных по группам занятий. В таблице видно, что наибольший процент безработных составляет категория населения, не имеющая опыта работы [5].

Таблица 1 – Численность безработных и уровень безработицы по группам занятий (в процентах) [5].

Численность безработных

В процентах к итогу
Безработные – всего

100

Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций

3,1

Специалисты высшего уровня квалификации

5,4

Специалисты среднего уровня квалификации

7,2

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

2,0

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

12,8

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства

2,4

Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

11,8

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и
машин

10,1

Неквалифицированные рабочие

16,0

Не имеют опыта работы

29,3

По данным Росстата численность безработных 29,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 47,5% – от 20 до 24 лет, 17,6% – от 25 до 29 лет. По данным на категорию 15-19 лет приходится большой процент безработицы, но это объясняется тем, что в ней присутствуют в основном учащиеся, не имеющие возможность работать. Следующая категория по высокому уровню безработицы приходится на 20-24 года, к которой можно отнести молодых специалистов. Эти данные говорят от необходимости получения опыта студентами во время обучения в ВУЗах. [5]

Препятствием трудоустройства являются ожидания специалистов относительно будущей заработной платы. Выпускники ВУЗов, имеющие диплом о высшем образовании предъявляют к ней высокие требования. Имея диплом, они ожидают занять хорошую должность с достойной заработной платой, поэтому, когда они выходят на рынок труда, их ожидания обманываются. Для получения опыта работы по специальности выпускникам приходится работать на низкооплачиваемой должности. Поэтому молодым специалистам следует выбирать организацию, где возможен профессиональный рост [6].

Переход российского образования со специалитета на бакалавриат несомненного имеет свои преимущества. Продолжительность обучения сократилась, и сейчас студенты получают образование в соответствии с западными стандартами. Выпускники российских вузов получили возможность продолжить обучение или трудоустроиться за границей. Но в то же время, этот переход создал препятствие трудоустройства выпускников на наших предприятиях.

Так как действующая система образования находится на стадии реформирования, работодатели и сами студенты не имеют представление о ценности нынешней системы с ранее имеющимся специалитетом. Для того, чтобы повысить себя в глазах работодателя, выпускники, имеющие на руках диплом о высшем образовании продолжают учиться дальше. По данным государственной статистики челябинской области из числа безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению, получению дополнительного профессионального образования, 16,5 % – граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) [4]. Повышение квалификации оттягивает момент прихода молодых специалистов на рынок труда, так как в это время они не имеют возможность приобретать опыт работы.

По данным, которые можно найти на сайте Росстата самый большой процент безработных по возрастной группе приходится на граждан, не достигших 24 лет. Из них немалую часть занимает молодежь 20-24 года. Следует отметить, что на эту возрастную категорию приходятся молодые люди, закончившие ВУЗ. Средний возраст в 2015г. Составил 35,5 лет. Большая часть безработицы по территориальному различию приходится на сельское население. Коэффициент уровня безработицы возрастной группы 15-24 года превышает в 3,9 разу коэффициент безработицы группы 30-49лет. По этим данным можно сделать вывод, что основная часть безработного населения приходится именно на выпускников ВУЗов и молодых специалистов.

 

Рисунок 1 – Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в июне 2015 года (в % от экономически активного населения; без корректировки сезонных колебаний) [5].

Если судить по Челябинской области, то количество молодых безработных специалистов, получивших высшее образования составляет 16,4% от общего количества безработных. Остальные данные можно увидеть в таблице 2 [4].

Таблица 2 – Численность безработных по уровню образования в Челябинской области (в процентах) [4].

Всего

В том числе имеют образование

Высшее профес. Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Не имеют основного общего
РФ

100

16,4

19,3

20,3

32,8

10,1

1,1

Челябинская область

100

10,2

30,1

20,9

29,0

8,6

1,2

Для решения проблем трудоустройства существует несколько путей решения, которыми имеют возможность воспользоваться выпускники.

После окончания университета перед выпускниками встает вопрос о способе нахождения работы. В основном молодые люди ищут работу самостоятельно, при этом источником вакансий в основном является Интернет и редко газеты. Существуют и другие способы, которыми они могут воспользоваться – это обратиться в службу занятости.

Хорошо составленное резюме также поможет обратить внимание работодателей на кандидатов.

На рынке труда все же имеются работодатели, которые желают принять на работу молодых специалистов, не имеющих опыта. Таких работодателей привлекает в выпускниках отсутствие стереотипов, которым подвержены работники со стажем. Также плюсами устройства выпускников в организации является социальная и профессиональная мобильность, невысокие траты на выплату заработной платы, высокая лояльность выпускников «воспитанных» внутри компании к работодателем и компании в целом, желание достигать более высокие результаты по сравнению с работниками со стажем, которым зачастую присущ синдром профессионального выгорания [1].

Для решения проблем с опытом работы, в учебных заведениях следует повышать качество проведенных мероприятий для повышения уровня практических навыков. Молодым людям, начиная с первых годов обучения, следует делать акцент на повышении активности в получении опыта работы. После окончания ВУЗов выпускники будут иметь необходимый опыт работы, что упростит и ускорит процесс поиска рабочего места, на которое рассчитывает выпускник.

Перед поступлением в университет, абитуриентам следует анализировать рынок труда и затем обучаться действительно нужной и востребованной профессии. Среди молодых специалистов с высшим профессиональным образованием наиболее востребованные направления подготовки это информатика и вычислительная техника; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; транспортные средства; физико-математические специальности; здравоохранение, специалисты в сфере обслуживания и сервиса.

Наиболее востребованы специалисты в сфере здравоохранения, инженеры. Переполнен рынок специалистами в таких сферах, как экономика и управление, юридическая сфера, гуманитарные  науки, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, строительство и архитектура.  Таким образом, можно сказать, что выпускники экономических специальностей в настоящее время мало востребованы.

Существует также государственная молодежная политика в Российской Федерации. Она предназначена, чтобы остановить дискриминацию молодых граждан по возрасту, в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. Данная политика занимается многими направлениями, одним из самых важных является содействие предпринимательской деятельности молодежи, также обеспечение гарантий в сфере труда

Для этого государство создает условия для занятости молодежи с помощью разработки и квотированию для них рабочих мест, поддерживает организации, которые содействуют их занятости, профессиональной ориентации и подготовке, проводит программы, которые содействуют социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, направленных на создание рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в защите; предпринимает меры для материально-технической и финансовой поддержке молодежных учебных предприятий, более 75 % численности которых составляют молодые граждане; формируют государственную поддержку молодежного предпринимательства [3].

Для реализации данных программ государство учитывает специфику  молодежной рабочей силы, использует экономические стимулы, налоговые льготы, квоты для предприятий. При невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в соответствии установленных квот работодателей ждет ответственность. Создаются специализированные службы занятости, организации общественных работ по специальным программам, создаются программы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых специалистов. Данные меры направлены на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности и понижения уровня безработицы среди молодых специалистов, но пока существенных результатов не приносят. Безработица среди молодых специалистов остается на достаточно высоких позициях [2].

Таким образом, в работе были рассмотрены основные проблемы трудоустройства молодых специалистов, в частности выпускников экономических специальностей в Российской Федерации. Предложенные методы для решения данных проблем помогут выпускникам быть подготовленными при окончании учебных заведений. Также в статье описаны программы государственной поддержки трудоустройства молодежи, которые пока только на стадии формирования и не приносят существенных результатов.


Библиографический список
  1. Екомасов В.В., Проблемы трудоустройства молодых специалистов / В.В. Екомасов // Кадры предприятия. – 2003. – №3.
  2. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации № 4, одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по делам молодежи. – ред. от 5.12.2001.
  3. Постановление верховного совета Российской Федерации., Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации. – ред. от 3.06.1993.
  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. – http://chelstat.gks.ru/.
  5. Федеральная служба государственной статистики. – http://www.gks.ru/.
  6. Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения//Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 62-63.
  7. Maria Caprile, Youth employment: an unsolved problem (European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, Spain, 2007), pp. 1-3.


Все статьи автора «Рыбакова Анастасия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация