Каким будет образование в ближайшие годы? Каковы тенденции развития медицинского образования? Такие вопросы далеко не праздные. В наш скоростной век, когда достижения в информационных технологиях буквально ежедневно распространяются по всем сферам экономикии жизни, подготовка конкурентноспособных специалистов, которые в ближайшие годы будут определять направления развития общества, становится задачей номер один.Согласно данным, приведенным в отчете отчете экспертной группой The New Media Consortium (NMC), сегодня каждый десятый студент в США обучается исключительно по онлайн-курсам, и спрос на подобные доступные методы обучения постоянно растет, что объясняет возросшее внимание университетов к «смешанным» программам.[6]Современное молодое поколение, или, как их называют «цифровые аборигены»[3], отличаются тем, что хотят рассматривать обучение не как повинность, а как игру, не только обучающую, но и развлекательную.
Как мы можем приблизить преподавание медико-биологических дисциплин (МБД) к современным методам обучения. Главным показателем современного обучения (личностно-ориентированного) является деятельность самих учащихся, т. е. активность студентов. Педагог является фасилитатором, он создает психолого-педагогические условия для саморазвития, для осмысленного освоения основ профессиональной деятельности и развития профессионального сознания будущих врачей. Образовательный процесс направлен на достижение целей обучения, которые сформулированы в квалификационной характеристике специалиста и заключаются в освоении соответствующего им содержания обучения.Существует, уже достаточно долго понятие «активные или интерактивные методы» обучения. К ним относятся всевозможные деловые, ролевые и ситуационные игры, «мозговой штурм», «общий галдёж», словесные ассоциации, воспроизведение информации, проекты, «цепочка», «каждый учит каждого», «черный ящик», «слабое звено», логические задачи и многое другое. Например по курсу «Нормальная физиология» составляем такиелогические задачи по теме : «Функциональные свойства нервного волокна»:
1. Почему по толстым мякотным волокнам возбуждение распространяется быстрее, чем по тонким?
2. Какая существует зависимость между структурными особенностями строения нервного волокна, величиной потенциала действия и скоростью его распространения?
3. Почему в толстых мякотных волокнах потенциал действия должен иметь большую амплитуду, чем в тонких?
4. Как обеспечивается изолированность проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах?
Деловые, ролевые и ситуационные игры в медицине преследуют общие цели:
―погружать учащихся в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе врача в распознавании болезней и лечении больных;
― создавать играющим динамически меняющуюся картину в зависимости от правильных и ошибочных действий и решений;
― нести ответственную воспитательную функцию;
―умение проводить дифференциальную диагностику кратчайшим путем в минимальное время и назначать оптимальную тактику лечения наиболее простыми и доступными методами лечения;
― сформировать оптимальный психологический климат общения с больными и коллегами по работе;
― эффективно действовать не в условиях богато оснащенных клиник, кафедр, институтов, а первичной врачебной сети — на амбулаторном приеме в поликлинике, на скорой помощи, в роли участкового врача.
Практические занятия по МБД, в основном, ставят своей целью научить конкретным практическим навыкам. Так, например, можно провести деловую игру «Кто больше, кто быстрее?» на практическом занятии по теме «Физиология слухового и вестибулярного анализаторов» (Предмет «Нормальная физиология») :
Для работы необходимо:
1 Карточки с вопросами по теме (количество карточек равно числу студентов в группе); в каждой карточке по 5 вопросов.
2. Секундомер.
Ход работы:
- Игра проводится в устном виде.
- Студенты поочередно вытаскивают карточки с вопросами.
- В течение 3 минут каждый студент отвечает на серию вопросов, написанных на карточке.
- Преподаватель считает число правильных ответов.
- В игре участвуют все студенты.
- Общее время игры 45 минут
- Вопросы, на которые не были даны правильные ответы, обсуждаются.
- Ответы студентов оцениваются по следующей форме:
Правильные 5 ответов – 0,9 балла;
Правильные 4 ответа – 0,7 балла;
Правильные 3 ответа – 0,5 балла;
Правильные 2 ответа – 0,3 балла;
Правильный 1 ответ – 0,1 балла.
Полученные студентами баллы учитываются при выставлении текущей оценки занятия. В нижней части журнала делается отметка о проведении игры с подписью старосты группы.
Комплекс вопросов для проведения деловой игры:
- Где находятся слуховые рецепторы?
- Наружное ухо включает…
- Среднее ухо включает…
- Рефлекторное сокращение каких мышц среднего уха приводит к уменьшению звукового давления, передаваемого улитке?
- Сколько витков имеет улитка у человека?
- Кто в 1863-году сформулировал резонансную теорию слуха?
- Автор теории «бегущей волны» (50-60 года ХХ века).
- Какие виды электрических явлений в улитке вы знаете?
- Какую частоту имеют инфразвуки?
- Сверхзвуковые колебания имеют частоту…
- Собственно звуки имеют диапазон…
- Как определяется острота слуха?
- Где расположены рецепторы гравитации?
- Из каких отделов состоит лабиринт?
- Что такое макула?
- Что входит в бульбарный вестибулярный комплекс?
- Что такое глазной нистагм?
- Какие статические рефлексы вы знаете?
- Какие стато-кинетические рефлексы вы знаете?
- Какие вестибуло-вегетативные рефлексы вы знаете?
Эффективность занятий во многом зависит от преподавателя. Сегодня особенно, мы должны отказаться от консервативных взглядов в образовании, от авторитаризма в отношениях со студентами, быть современными и демократичными, знать последние достижения науки, информационных и педагогических технологий и умело применять их в учебном процессе.
Библиографический список
- Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. -Ташкент: Молия, 2002.
- Авлиякулов Н.Х.Новые педагогические технологии.Учебник для высших учебных заведений. Т.,2003.
- Акрамова Л.Ю.Как обучать NET поколение?УзНИИПН им. Т.Н.Кары-Ниязи “Гармонично развитое поколение- условие стабильного развития Республики Узбекистан” Сб.научно-методических статей. № 3. Т., 2015 г. Стр.38-42
- Диана Oblinger и Джеймс Oblinger, “Is It возраста или IT: Первые шаги на пути к пониманию Net поколенияhttp://www.educause.edu/educatingthenetgen
- Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- КонанчукД.Как меняется высшее образование. www/Edutainme.
Количество просмотров публикации: Please wait