УДК 33

КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. НОВАЯ КАТЕГОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Маслов Александр Александрович
Волжский Политехнический Институт (филиал) Волгоградского Государственного Технического Университета
студент магистратуры по направлению "Экономика"

Аннотация
Данная статья рассказывает о рассмотрении конкурентного потенциала, как о новой категории конкуренции. О том какие сходства и различия между другими категориями.

Ключевые слова: конкурентный потенциал, конкуренция


COMPETITIVE POTENTIAL. A NEW CATEGORY OF COMPETITION

Maslov Aleksandr Aleksandrovich
Volzhsky Polytechnical Institute (branch) Volgograd State Technical University
graduate student in the direction of "Economics"

Abstract
This article talks about the consideration of the competitive potential as a new category of competition. About what the similarities and differences between the other categories.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Маслов А.А. Конкурентный потенциал. Новая категория конкуренции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66193 (дата обращения: 02.06.2017).

В последнее время изучение конкурентного потенциала становится очень актуальной темой. Но его многие путают с рядом других категорий. Чаще всего с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью.

Многие эти категории определяют конкурентные состояния организации в настоящий момент времени. Конкурентные преимущества фирмы должны обеспечить реализацию ее долговременных стратегических планов. Потенциальные конкурентные возможности фирмы формировать, удерживать или развивать преимущественные конкурентные позиции в долговременной перспективе, во многих научных исследованиях определяют как конкурентный потенциал. Если брать во внимание то, что он является новой экономической категорией конкуренции, теоретические положения относительно его значения и положения в системе категорий конкуренции еще не получили должного решения.

Обострение внимания к такой категории как конкурентный потенциал объясняется тем, что он является базой, на основе которой компания способна сохранять и увеличивать свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Особое внимание вопросам исследования конкурентного потенциала  уделено в работах таких авторов как Галушко Д.В., Фасхиев Х.А., Скляр Е.Н., Бережнов Г.В и ряда других.

Ознакомившись с материалами можно сделать вывод о том, что определение категории конкурентный потенциал претерпело существенные изменения от определения его как совокупности ресурсов и возможностей и части общего потенциала, к пониманию конкурентного потенциала как набора ключевых факторов успеха и составляющих, обладающих инновационностью и адаптивностью. По результатам исследований понятия конкурентного потенциала, можно выделить ряд моментов, присущих большинству подходов:

- ресурсная составляющая, являющаяся основой для формирования потенциала предприятия и ее доступность

- инструменты по приращению потенциала в фактор действительной конкуренции

- сравнительный анализ потенциалов конкурирующих объектов рынка

- учет влияния внешних сил

- способность предприятия адаптироваться под условия рынка

- связь с конкурентоспособностью предприятия.

Таким образом, конкурентный потенциал представляет собой совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и субъектов хозяйства, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Иначе говоря, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые дают  вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов. Способность компании одержать верх конкурентной борьбе будет зависеть от внутренних конкурентных возможностей предприятия и внешних. Внутренние конкурентные возможности определяются уровнем материальных и нематериальных ресурсов предприятия.

Конкурентные возможности, связанные с материальными ресурсами, включают в себя сырье и материалы, трудовые ресурсы, технологические ресурсы, финансовые и информационные ресурсы. В конкурентные возможности, основанные на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы, компетенции персонала, отношения с другими субъектами рынка, организационные ресурсы, творческие возможности, бренды. Реализация и использование внутренних возможностей предприятия на базе существующих ресурсов, формируют соответствующие конкурентные преимущества. Здесь важно понимать различия в понятиях конкурентные возможности и конкурентные преимущества. Существует большое количество определений понятия «конкурентные преимущества», как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Так, Жан Жак Ламбен относит к конкурентным преимуществам «…те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или сегменте рынка. Ричард Холл считает, что это те условия, когда предприятие «…последовательно и лучше, чем конкуренты, производит товар (и/или совершенствует сбытовую систему) с атрибутами, которые являются ключевыми критериями покупки для большинства потребителей на целевом рынке».

 Среди российских авторов следует выделить Азоева Г.Л., который определяет конкурентные преимущества как «…концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности компании, которые можно измерить экономическими показателями». Необходимо выделить, что конкурентное преимущество нельзя сравнивать с потенциальными возможностями организации. В отличие от возможностей, это факт, который фиксируется в результатах реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности.

Конкурентные потенциал – суммарный показатель ключевых сильных сторон компании, позиционирующие ее на рынке. Большинство основных составляющих конкурентный потенциал являются характеристиками предприятия, с помощью которых оно заявляет о себе клиентам и которые делают предприятие и его продукцию уникальными. С одной стороны, компоненты конкурентного потенциала – это конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которую предприятие приносит своим клиентам. С другой стороны – это активы, от которых зависит то, как предприятие сможет противостоять новым угрозам со стороны конкурентов – угрозам, о существовании которых оно, возможно, даже не догадывается и которые могут появиться в результате радикальных перемен в мире высоких технологий. Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию конкурировать с другими производителями в динамично развивающейся рыночной среде.

Выделяют составляющие конкурентного потенциала, связанные с материальными и нематериальными ресурсами. К конкурентному потенциалу, связанному с материальными ресурсами, могут быть отнесены способность фирмы производить товар с более низкими издержками и дифференциация продукции. Конкурентный потенциал, основанный на нематериальных ресурсах, подразделяются на преимущества, основанные на интеллектуальных ресурсах, на отношениях и на организационных ресурсах.

К внешним конкурентным возможностям предприятия можно отнести рыночные возможности, которые способствуют реализации конкурентных преимуществ компании в рыночных условиях. Такими возможностями могут быть, к примеру:

— увеличение доли рынка;

— получение спецзаказа от государства;

— получение лицензии от разработчика;

— выход на другой рынок;

— уход с рынка;

— переманить специалиста у конкурента;

— использование льгот, субсидий и т.п.

 

Таким образом, между категориями конкурентный потенциал, конкурентные преимущества, конкурентоспособность имеется причинно-следственная связь.

В последнее время изучение конкурентного потенциала становится очень актуальной темой. Но его многие путают с рядом других категорий. Чаще всего с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью.

Многие эти категории определяют конкурентные состояния организации в настоящий момент времени. Конкурентные преимущества фирмы должны обеспечить реализацию ее долговременных стратегических планов. Потенциальные конкурентные возможности фирмы формировать, удерживать или развивать преимущественные конкурентные позиции в долговременной перспективе, во многих научных исследованиях определяют как конкурентный потенциал. Если брать во внимание то, что он является новой экономической категорией конкуренции, теоретические положения относительно его значения и положения в системе категорий конкуренции еще не получили должного решения.

Обострение внимания к такой категории как конкурентный потенциал объясняется тем, что он является базой, на основе которой компания способна сохранять и увеличивать свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Особое внимание вопросам исследования конкурентного потенциала  уделено в работах таких авторов как Галушко Д.В., Фасхиев Х.А., Скляр Е.Н., Бережнов Г.В и ряда других.

Ознакомившись с материалами можно сделать вывод о том, что определение категории конкурентный потенциал претерпело существенные изменения от определения его как совокупности ресурсов и возможностей и части общего потенциала, к пониманию конкурентного потенциала как набора ключевых факторов успеха и составляющих, обладающих инновационностью и адаптивностью. По результатам исследований понятия конкурентного потенциала, можно выделить ряд моментов, присущих большинству подходов:

- ресурсная составляющая, являющаяся основой для формирования потенциала предприятия и ее доступность

- инструменты по приращению потенциала в фактор действительной конкуренции

- сравнительный анализ потенциалов конкурирующих объектов рынка

- учет влияния внешних сил

- способность предприятия адаптироваться под условия рынка

- связь с конкурентоспособностью предприятия.

Таким образом, конкурентный потенциал представляет собой совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и субъектов хозяйства, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Иначе говоря, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые дают  вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов. Способность компании одержать верх конкурентной борьбе будет зависеть от внутренних конкурентных возможностей предприятия и внешних. Внутренние конкурентные возможности определяются уровнем материальных и нематериальных ресурсов предприятия.

Конкурентные возможности, связанные с материальными ресурсами, включают в себя сырье и материалы, трудовые ресурсы, технологические ресурсы, финансовые и информационные ресурсы. В конкурентные возможности, основанные на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы, компетенции персонала, отношения с другими субъектами рынка, организационные ресурсы, творческие возможности, бренды. Реализация и использование внутренних возможностей предприятия на базе существующих ресурсов, формируют соответствующие конкурентные преимущества. Здесь важно понимать различия в понятиях конкурентные возможности и конкурентные преимущества. Существует большое количество определений понятия «конкурентные преимущества», как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Так, Жан Жак Ламбен относит к конкурентным преимуществам «…те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или сегменте рынка. Ричард Холл считает, что это те условия, когда предприятие «…последовательно и лучше, чем конкуренты, производит товар (и/или совершенствует сбытовую систему) с атрибутами, которые являются ключевыми критериями покупки для большинства потребителей на целевом рынке».

 Среди российских авторов следует выделить Азоева Г.Л., который определяет конкурентные преимущества как «…концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности компании, которые можно измерить экономическими показателями». Необходимо выделить, что конкурентное преимущество нельзя сравнивать с потенциальными возможностями организации. В отличие от возможностей, это факт, который фиксируется в результатах реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности.

Конкурентные потенциал – суммарный показатель ключевых сильных сторон компании, позиционирующие ее на рынке. Большинство основных составляющих конкурентный потенциал являются характеристиками предприятия, с помощью которых оно заявляет о себе клиентам и которые делают предприятие и его продукцию уникальными. С одной стороны, компоненты конкурентного потенциала – это конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которую предприятие приносит своим клиентам. С другой стороны – это активы, от которых зависит то, как предприятие сможет противостоять новым угрозам со стороны конкурентов – угрозам, о существовании которых оно, возможно, даже не догадывается и которые могут появиться в результате радикальных перемен в мире высоких технологий. Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию конкурировать с другими производителями в динамично развивающейся рыночной среде.

Выделяют составляющие конкурентного потенциала, связанные с материальными и нематериальными ресурсами. К конкурентному потенциалу, связанному с материальными ресурсами, могут быть отнесены способность фирмы производить товар с более низкими издержками и дифференциация продукции. Конкурентный потенциал, основанный на нематериальных ресурсах, подразделяются на преимущества, основанные на интеллектуальных ресурсах, на отношениях и на организационных ресурсах.

К внешним конкурентным возможностям предприятия можно отнести рыночные возможности, которые способствуют реализации конкурентных преимуществ компании в рыночных условиях. Такими возможностями могут быть, к примеру:

— увеличение доли рынка;

— получение спецзаказа от государства;

— получение лицензии от разработчика;

— выход на другой рынок;

— уход с рынка;

— переманить специалиста у конкурента;

— использование льгот, субсидий и т.п.

Таким образом, между категориями конкурентный потенциал, конкурентные преимущества, конкурентоспособность имеется причинно-следственная связь.


Библиографический список
  1. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.П. Романов, И.А. Жариков. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012.
  2. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. — 2014. — №6.
  3. Светуньков С.Г., Киндеева В.Н. Салихова Я.Ю. Сегментный подход и переориентация теории конкуренции. — СПб: СПбГУЭФ, 2011. — С. 90.
  4. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования/ В. С. Ефремов – М.: Финпресс, 2013 – 192 с.
  5. Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 528 с.


Все статьи автора «Маслов Александр Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: