В последнее время изучение конкурентного потенциала становится очень актуальной темой. Но его многие путают с рядом других категорий. Чаще всего с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью.
Многие эти категории определяют конкурентные состояния организации в настоящий момент времени. Конкурентные преимущества фирмы должны обеспечить реализацию ее долговременных стратегических планов. Потенциальные конкурентные возможности фирмы формировать, удерживать или развивать преимущественные конкурентные позиции в долговременной перспективе, во многих научных исследованиях определяют как конкурентный потенциал. Если брать во внимание то, что он является новой экономической категорией конкуренции, теоретические положения относительно его значения и положения в системе категорий конкуренции еще не получили должного решения.
Обострение внимания к такой категории как конкурентный потенциал объясняется тем, что он является базой, на основе которой компания способна сохранять и увеличивать свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Особое внимание вопросам исследования конкурентного потенциала уделено в работах таких авторов как Галушко Д.В., Фасхиев Х.А., Скляр Е.Н., Бережнов Г.В и ряда других.
Ознакомившись с материалами можно сделать вывод о том, что определение категории конкурентный потенциал претерпело существенные изменения от определения его как совокупности ресурсов и возможностей и части общего потенциала, к пониманию конкурентного потенциала как набора ключевых факторов успеха и составляющих, обладающих инновационностью и адаптивностью. По результатам исследований понятия конкурентного потенциала, можно выделить ряд моментов, присущих большинству подходов:
- ресурсная составляющая, являющаяся основой для формирования потенциала предприятия и ее доступность
- инструменты по приращению потенциала в фактор действительной конкуренции
- сравнительный анализ потенциалов конкурирующих объектов рынка
- учет влияния внешних сил
- способность предприятия адаптироваться под условия рынка
- связь с конкурентоспособностью предприятия.
Таким образом, конкурентный потенциал представляет собой совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и субъектов хозяйства, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Иначе говоря, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые дают вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов. Способность компании одержать верх конкурентной борьбе будет зависеть от внутренних конкурентных возможностей предприятия и внешних. Внутренние конкурентные возможности определяются уровнем материальных и нематериальных ресурсов предприятия.
Конкурентные возможности, связанные с материальными ресурсами, включают в себя сырье и материалы, трудовые ресурсы, технологические ресурсы, финансовые и информационные ресурсы. В конкурентные возможности, основанные на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы, компетенции персонала, отношения с другими субъектами рынка, организационные ресурсы, творческие возможности, бренды. Реализация и использование внутренних возможностей предприятия на базе существующих ресурсов, формируют соответствующие конкурентные преимущества. Здесь важно понимать различия в понятиях конкурентные возможности и конкурентные преимущества. Существует большое количество определений понятия «конкурентные преимущества», как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Так, Жан Жак Ламбен относит к конкурентным преимуществам «…те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или сегменте рынка. Ричард Холл считает, что это те условия, когда предприятие «…последовательно и лучше, чем конкуренты, производит товар (и/или совершенствует сбытовую систему) с атрибутами, которые являются ключевыми критериями покупки для большинства потребителей на целевом рынке».
Среди российских авторов следует выделить Азоева Г.Л., который определяет конкурентные преимущества как «…концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности компании, которые можно измерить экономическими показателями». Необходимо выделить, что конкурентное преимущество нельзя сравнивать с потенциальными возможностями организации. В отличие от возможностей, это факт, который фиксируется в результатах реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности.
Конкурентные потенциал – суммарный показатель ключевых сильных сторон компании, позиционирующие ее на рынке. Большинство основных составляющих конкурентный потенциал являются характеристиками предприятия, с помощью которых оно заявляет о себе клиентам и которые делают предприятие и его продукцию уникальными. С одной стороны, компоненты конкурентного потенциала – это конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которую предприятие приносит своим клиентам. С другой стороны – это активы, от которых зависит то, как предприятие сможет противостоять новым угрозам со стороны конкурентов – угрозам, о существовании которых оно, возможно, даже не догадывается и которые могут появиться в результате радикальных перемен в мире высоких технологий. Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию конкурировать с другими производителями в динамично развивающейся рыночной среде.
Выделяют составляющие конкурентного потенциала, связанные с материальными и нематериальными ресурсами. К конкурентному потенциалу, связанному с материальными ресурсами, могут быть отнесены способность фирмы производить товар с более низкими издержками и дифференциация продукции. Конкурентный потенциал, основанный на нематериальных ресурсах, подразделяются на преимущества, основанные на интеллектуальных ресурсах, на отношениях и на организационных ресурсах.
К внешним конкурентным возможностям предприятия можно отнести рыночные возможности, которые способствуют реализации конкурентных преимуществ компании в рыночных условиях. Такими возможностями могут быть, к примеру:
— увеличение доли рынка;
— получение спецзаказа от государства;
— получение лицензии от разработчика;
— выход на другой рынок;
— уход с рынка;
— переманить специалиста у конкурента;
— использование льгот, субсидий и т.п.
Таким образом, между категориями конкурентный потенциал, конкурентные преимущества, конкурентоспособность имеется причинно-следственная связь.
В последнее время изучение конкурентного потенциала становится очень актуальной темой. Но его многие путают с рядом других категорий. Чаще всего с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью.
Многие эти категории определяют конкурентные состояния организации в настоящий момент времени. Конкурентные преимущества фирмы должны обеспечить реализацию ее долговременных стратегических планов. Потенциальные конкурентные возможности фирмы формировать, удерживать или развивать преимущественные конкурентные позиции в долговременной перспективе, во многих научных исследованиях определяют как конкурентный потенциал. Если брать во внимание то, что он является новой экономической категорией конкуренции, теоретические положения относительно его значения и положения в системе категорий конкуренции еще не получили должного решения.
Обострение внимания к такой категории как конкурентный потенциал объясняется тем, что он является базой, на основе которой компания способна сохранять и увеличивать свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Особое внимание вопросам исследования конкурентного потенциала уделено в работах таких авторов как Галушко Д.В., Фасхиев Х.А., Скляр Е.Н., Бережнов Г.В и ряда других.
Ознакомившись с материалами можно сделать вывод о том, что определение категории конкурентный потенциал претерпело существенные изменения от определения его как совокупности ресурсов и возможностей и части общего потенциала, к пониманию конкурентного потенциала как набора ключевых факторов успеха и составляющих, обладающих инновационностью и адаптивностью. По результатам исследований понятия конкурентного потенциала, можно выделить ряд моментов, присущих большинству подходов:
- ресурсная составляющая, являющаяся основой для формирования потенциала предприятия и ее доступность
- инструменты по приращению потенциала в фактор действительной конкуренции
- сравнительный анализ потенциалов конкурирующих объектов рынка
- учет влияния внешних сил
- способность предприятия адаптироваться под условия рынка
- связь с конкурентоспособностью предприятия.
Таким образом, конкурентный потенциал представляет собой совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и субъектов хозяйства, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Иначе говоря, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые дают вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов. Способность компании одержать верх конкурентной борьбе будет зависеть от внутренних конкурентных возможностей предприятия и внешних. Внутренние конкурентные возможности определяются уровнем материальных и нематериальных ресурсов предприятия.
Конкурентные возможности, связанные с материальными ресурсами, включают в себя сырье и материалы, трудовые ресурсы, технологические ресурсы, финансовые и информационные ресурсы. В конкурентные возможности, основанные на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы, компетенции персонала, отношения с другими субъектами рынка, организационные ресурсы, творческие возможности, бренды. Реализация и использование внутренних возможностей предприятия на базе существующих ресурсов, формируют соответствующие конкурентные преимущества. Здесь важно понимать различия в понятиях конкурентные возможности и конкурентные преимущества. Существует большое количество определений понятия «конкурентные преимущества», как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Так, Жан Жак Ламбен относит к конкурентным преимуществам «…те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или сегменте рынка. Ричард Холл считает, что это те условия, когда предприятие «…последовательно и лучше, чем конкуренты, производит товар (и/или совершенствует сбытовую систему) с атрибутами, которые являются ключевыми критериями покупки для большинства потребителей на целевом рынке».
Среди российских авторов следует выделить Азоева Г.Л., который определяет конкурентные преимущества как «…концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности компании, которые можно измерить экономическими показателями». Необходимо выделить, что конкурентное преимущество нельзя сравнивать с потенциальными возможностями организации. В отличие от возможностей, это факт, который фиксируется в результатах реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности.
Конкурентные потенциал – суммарный показатель ключевых сильных сторон компании, позиционирующие ее на рынке. Большинство основных составляющих конкурентный потенциал являются характеристиками предприятия, с помощью которых оно заявляет о себе клиентам и которые делают предприятие и его продукцию уникальными. С одной стороны, компоненты конкурентного потенциала – это конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которую предприятие приносит своим клиентам. С другой стороны – это активы, от которых зависит то, как предприятие сможет противостоять новым угрозам со стороны конкурентов – угрозам, о существовании которых оно, возможно, даже не догадывается и которые могут появиться в результате радикальных перемен в мире высоких технологий. Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию конкурировать с другими производителями в динамично развивающейся рыночной среде.
Выделяют составляющие конкурентного потенциала, связанные с материальными и нематериальными ресурсами. К конкурентному потенциалу, связанному с материальными ресурсами, могут быть отнесены способность фирмы производить товар с более низкими издержками и дифференциация продукции. Конкурентный потенциал, основанный на нематериальных ресурсах, подразделяются на преимущества, основанные на интеллектуальных ресурсах, на отношениях и на организационных ресурсах.
К внешним конкурентным возможностям предприятия можно отнести рыночные возможности, которые способствуют реализации конкурентных преимуществ компании в рыночных условиях. Такими возможностями могут быть, к примеру:
— увеличение доли рынка;
— получение спецзаказа от государства;
— получение лицензии от разработчика;
— выход на другой рынок;
— уход с рынка;
— переманить специалиста у конкурента;
— использование льгот, субсидий и т.п.
Таким образом, между категориями конкурентный потенциал, конкурентные преимущества, конкурентоспособность имеется причинно-следственная связь.
Библиографический список
- Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.П. Романов, И.А. Жариков. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012.
- Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. — 2014. — №6.
- Светуньков С.Г., Киндеева В.Н. Салихова Я.Ю. Сегментный подход и переориентация теории конкуренции. — СПб: СПбГУЭФ, 2011. — С. 90.
- Ефремов В. С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования/ В. С. Ефремов – М.: Финпресс, 2013 – 192 с.
- Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 528 с.