ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Введенская Марина Викторовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
к.э.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью

Аннотация
Довольно большой спектр видов PR-деятельности, сопровождающий работу промышленного предприятия, уходит своими корнями в историю и вызван к существованию объективными процессами экономического развития общества. Отсюда следует, что любое промышленное предприятие, действующее в условиях рыночной экономики, когда-нибудь встанет перед выбором обособить в структуре своего управления отдел по связям с общественностью, разграничив её со схожими видами работ, такими, как маркетинг, управление персоналом, реклама и другое. Это выделение выражается в образовании самостоятельного структурного подразделения в системе управления компанией.

Ключевые слова: внешний PR, внутрикорпоративный PR, организация PR, отдел по связям с общественностью, функции PR


ORGANIZATION OF THE DEPARTMENT OF PUBLIC RELATIONS AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Vvedenskaya Marina Viktorovna
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Ph.D., Head of the Marketing Institute of branch management, Associate Professor, Department of Advertising and Public Relations

Abstract
Quite a wide range of types of PR-activities that accompanied the work of industrial enterprises, rooted in the history and livelihood caused by the objective processes of economic development of society. It follows that any industrial company operating in a market economy, ever has a choice to isolate the structure of its management of public relations department, delineating it from similar types of work, such as marketing, human resources, advertising and more. This selection is reflected in the formation of a separate structural unit in the company's management system.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Введенская М.В. Организация работы отдела по связям с общественностью на промышленных предприятиях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/64673 (дата обращения: 21.11.2024).

Перед любым промышленным предприятием, работающим в рыночной экономики, когда-нибудь встает необходимость выделить в структуре своего ведомства отдел по связям с общественностью, разграничив его со схожей деятельностью, такой, как управление работниками, реклама, маркетинг и пр. Выражается данное обособление в образовании отдельного подразделения в системе управления компании. Подразделение может называться отделом, департаментом, или службой в зависимости от уровня задач и объема наделенных полномочий. [1,C.76, 2, С. 23]

Руководство должно заботится о формировании положительных отношений с общественностью и предпринимают в этом направлении определенные действия. Во многих компаний сформированы отделы по связям с общественностью, персонал которых проводит мониторинг мнения в обществе о компании, проводят информационную поддержку и осуществляют коммуникации, целью которых является создание и поддержание позитивного имиджа организации.

Основными требованием к статусу PR-отдела является его положение в структуре компании: это должна быть обособленная структурная единица с непосредственным подчинением, например, генеральному директору фирмы. Подтверждением  этого тезиса являются мнения российских теоретиков и практиков. «Продуктивность PR-деятельности зависит напрямую от статуса ее руководителя в компании», — указывает в своем труде М.А. Шишкина. «Затем, чтобы действовать максимально эффективно, корпоративной PR-структура в лице ее руководителя необходимо иметь непосредственный выход на руководителей корпорации» [3, C.152] , заостряет внимание А.Б.Василенко-создатель отдела по управлению общественными связями в корпорации «ЛУКОЙЛ». [4, C. 64]. Поддерживает указанную выше мнение примерами из мировой практики В.М. Моисеев: «…занимающийся PR-менеджментом сотрудник компании должен занимать пост вице-президента, заместителя директора. В «Дженерал моторс» возглавляет эту систему вице-президент по корпоративным связям. Он управляет такими направлениями, как паблик рилейшнз и реклама; общественное взаимопонимание; издательские услуги; видеокоммуникации. К обязанностям вице-президента относится и создание коммуникационного микса. Такой высокий статус руководителя PR-отдела в глобальной корпорации говорит о её действительной важности». [5. C. 195]

Отделы по связям с общественностью выполняют 5 основных функций:

1) Связи со СМИ. Представление положительных новостей и информации о работе компании.

2) Распространение информации о продуктах компании. Проведение всевозможных мероприятий, дающих известность некоторых товаров.

3) Корпоративные коммуникации. Популяризация политики компании путем проведения внешних и внутренних коммуникаций.

4) Лоббирование. Взаимодействие с представителями законодательных и исполнительных органов власти с целью содействия или противодействия принятию определенных законодательных актов.

5) Консультирование. Консультирование руководства по тактике формирования общественного мнения о позиции и репутации компании. Рекомендации относительно корпоративной политики в ситуациях, которые могут негативно повлиять на репутацию компании. [6, C.64]

Для продуктивного исполнения своих обязанностей специалисты по связям с общественностью должны состоять в непосредственном подчинении у  руководителя компании или любой другой организации. Необходимость такой подчиненности, обусловленной постоянным общением с первым руководителем, сформировалась постепенно, в ходе длительной истории становления профессии связей с общественностью.

Большинство указанных функций связаны с перечнем задач, представляющих важность в первую очередь для  руководителя организации. Руководитель высшего звена, которому делает доклад PR-отдел, может стоять в иерархической структуре организаций различное место. Наиболее часто – это президент компании. Совет директоров, председатель совета директоров или вице-президент корпорации, в обязанности которого включены решение вопросов, нуждающихся в постоянной работы с людьми, также могут выполнять эту роль.

Креативные связи с обществом могут положительно влиять на уровень осведомленности общества о работе и продукции компании при финансовых затратах, существенно меньших, чем траты на рекламу. При проведении мероприятий по связям с общественностью нет необходимости платы за использование помещения или времени медиа-ресурсов. Организация оплачивает только труд специалистов, которые подготавливают и распространяют информацию о фирме и ее торговых марках, ведут управление мероприятиями по связям с общественностью. Если фирма предложит интересную историю или сюжет, то он может заинтересовать различные СМИ, а это сопоставимо многомиллионной рекламной кампании.

Внешний PR промышленного предприятия:

Связи с органами власти. Пиар-отдел поддерживает долгосрочные связи с государственными органами как местного уровня, так и республиканского; разрабатывает, если есть необходимость, советы относительно ответной линии поведения фирмы;  подготавливает доклады о направлениях политики государства, влияющие на деятельность компании; производит помощь в подготовке показаний руководства организации органам следствия или комиссиям депутатов; участвует непосредственно в работе над программами, направленных на продвижение интересов фирмы в органах законодательной или исполнительной власти. [7, C. 198, 8, С. 51 ]

Связи с местным населением. Пиар-отдел предоставляет контакты с общественностью предприятия; организует или управляет акциями компании, направленные на удержание позитивных отношений с местным населением, включая соблюдение правил защиты природы, проведение политики одинаковых возможностей найма на работу в организации, участие в программах развития города, доведение до общественности проблем и нужд корпорации и так далее.

Связи с клиентами.

Институциональная реклама. PR-специалисты создают программы, направленные на положительное расположения ключевых групп общества. Для этого подготавливается специальная литература, организуется  реклама фирмы как социального института, проводятся специальные события. [9, C. 272]

Донорская деятельность корпорации. PR-персонал разрабатывают политику пожертвований, проводят мониторинг обращений к компании за спонсорской помощью. Они управляют именным фондом компании (если такой имеется), выбирают кандидатов на поощрения и награды из финансовых средств данного фонда.

Прием гостей. Персонал PR-отдела организуют и проводят экскурсии по предприятиям корпорации, организуют торжественные мероприятия и праздники для сотрудников и гостей фирмы.

Координация и интегрирование всех направлений PR-деятельности организации целиком и ее отдельных подразделений. [10, C. 101]

Внутренний PR промышленного предприятия:

Печатные органы для персонала компании. PR-подразделение подготавливает и издает специальные журналы для работников, печатает газеты, бюллетени, доводит до сведения сотрудников фирмы письменные приказы и распоряжения руководства и прочее.

«Корпоративная газета – это сильнейший инструмент взаимодействия с персоналом. Зачастую корпоративную газету относят в наши дни как некоммерческое издание, выпускаемое компанией для налаживания контакта с работниками. Главными задачами такой газеты является создание чувства сплоченности в коллективе, укрепление доверия к руководителям, объяснения политики компании, привлечение персонала к сотрудничеству с администрацией, появление у них заинтересованности к делам фирмы и так далее. Но, кроме этого, издание должно нести в себе публикации на наиболее общие темы: необходимо более полно освещать жизнь сотрудников вне организации, их достижения в спорте и хобби. Значимым условием корпоративной газеты является легкость прочтения и понятность содержания.» [11]

Корпоративные телевидение и радио преследуют аналогичные цели и задачи, что и корпоративная газета. Особенно они продуктивны для крупных промышленных компаний, подразделения которых расположены по большой территории.

Внутрикорпоративный сайт. Содержит в себе достоинства многотиражных изданий с интерактивностью. По идее, он состоит из двух частей: электронной доски объявлений и непрерывно действующего форума. Наличие внутрикорпоративной электронной почты также возможно.

Корпоративные праздники для персонала и членов их семей. Обычно, типичные мероприятия внутрикрпоративного PR разделяют на 2 группы:

  • всевозможные формы официального внутрифирменного общения: обращение руководства к работникам с разъяснением ситуации в настоящее время; торжественное подведение годовых итогов в форме заседаний; так называемые «летучки»; собрания топ-менеджеров и т.д.
  • различные формы неофициального общения: корпоративные праздники; тренинги; спортивные мероприятия; конференции. [12, C. 145]

Итак, российский рынок владеет своей спецификой позиций продвижения бренда. На раскрутку новой марки потребительских продуктов на российском рынке потребуется значительно меньше времени при наиболее низких, по сопоставлению с западным рынком издержках.


Библиографический список
  1. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью): учеб. пособие для вузов./ Ф.И. Шарков. – М.: Деловая книга, 2008. – С. 76.
  2. Шлафман А.И. Необходимые и достаточные условия для развития инноваций в интеграционных процессах //Журнал правовых и экономических исследований, 2014, 2: 22-26
  3. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение / Л.Н. Федотова – СПб.: Питер, 2011.  – С. 152 .
  4. Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях / И. Яковлев. – СПб.: 2005. – С.64.
  5. Катлип С.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика / С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум. – М.: Вильямс, 2012. – С. 195.
  6. Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях / И. Яковлев. – СПб.: 2005. – С.64.
  7. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ. /Под ред. Л. А. Волковой. – СПб.: Питер,2009 г. –  С .198.
  8. Фабричнова Т.Г. Основные стадии инновационных процессов на промышленном предприятии //Правовое поле современной экономики №3 2011 г. С. 50-56
  9. Гришанин Н. В. Брендинг: учебное пособие. -М.: МГУП, 2009. – С 272 .
  10. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – М.: Рефл-бук., 2011. – C.101.
  11. Гришанин Н.В., Конюшенко Е.В. Мода как фактор формирования социокультурной идентичности личности в условиях общества символического потребления//Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12625 (дата обращения: 04.04.2014).
  12. Гришанин Н.В., Проскуряков М.Р., Рыжова Н.И. ОСНОВЫ БРЕНДИНГА//Учебное пособие / Москва, 2013. С. 45


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: