Перед любым промышленным предприятием, работающим в рыночной экономики, когда-нибудь встает необходимость выделить в структуре своего ведомства отдел по связям с общественностью, разграничив его со схожей деятельностью, такой, как управление работниками, реклама, маркетинг и пр. Выражается данное обособление в образовании отдельного подразделения в системе управления компании. Подразделение может называться отделом, департаментом, или службой в зависимости от уровня задач и объема наделенных полномочий. [1,C.76, 2, С. 23]
Руководство должно заботится о формировании положительных отношений с общественностью и предпринимают в этом направлении определенные действия. Во многих компаний сформированы отделы по связям с общественностью, персонал которых проводит мониторинг мнения в обществе о компании, проводят информационную поддержку и осуществляют коммуникации, целью которых является создание и поддержание позитивного имиджа организации.
Основными требованием к статусу PR-отдела является его положение в структуре компании: это должна быть обособленная структурная единица с непосредственным подчинением, например, генеральному директору фирмы. Подтверждением этого тезиса являются мнения российских теоретиков и практиков. «Продуктивность PR-деятельности зависит напрямую от статуса ее руководителя в компании», — указывает в своем труде М.А. Шишкина. «Затем, чтобы действовать максимально эффективно, корпоративной PR-структура в лице ее руководителя необходимо иметь непосредственный выход на руководителей корпорации» [3, C.152] , заостряет внимание А.Б.Василенко-создатель отдела по управлению общественными связями в корпорации «ЛУКОЙЛ». [4, C. 64]. Поддерживает указанную выше мнение примерами из мировой практики В.М. Моисеев: «…занимающийся PR-менеджментом сотрудник компании должен занимать пост вице-президента, заместителя директора. В «Дженерал моторс» возглавляет эту систему вице-президент по корпоративным связям. Он управляет такими направлениями, как паблик рилейшнз и реклама; общественное взаимопонимание; издательские услуги; видеокоммуникации. К обязанностям вице-президента относится и создание коммуникационного микса. Такой высокий статус руководителя PR-отдела в глобальной корпорации говорит о её действительной важности». [5. C. 195]
Отделы по связям с общественностью выполняют 5 основных функций:
1) Связи со СМИ. Представление положительных новостей и информации о работе компании.
2) Распространение информации о продуктах компании. Проведение всевозможных мероприятий, дающих известность некоторых товаров.
3) Корпоративные коммуникации. Популяризация политики компании путем проведения внешних и внутренних коммуникаций.
4) Лоббирование. Взаимодействие с представителями законодательных и исполнительных органов власти с целью содействия или противодействия принятию определенных законодательных актов.
5) Консультирование. Консультирование руководства по тактике формирования общественного мнения о позиции и репутации компании. Рекомендации относительно корпоративной политики в ситуациях, которые могут негативно повлиять на репутацию компании. [6, C.64]
Для продуктивного исполнения своих обязанностей специалисты по связям с общественностью должны состоять в непосредственном подчинении у руководителя компании или любой другой организации. Необходимость такой подчиненности, обусловленной постоянным общением с первым руководителем, сформировалась постепенно, в ходе длительной истории становления профессии связей с общественностью.
Большинство указанных функций связаны с перечнем задач, представляющих важность в первую очередь для руководителя организации. Руководитель высшего звена, которому делает доклад PR-отдел, может стоять в иерархической структуре организаций различное место. Наиболее часто – это президент компании. Совет директоров, председатель совета директоров или вице-президент корпорации, в обязанности которого включены решение вопросов, нуждающихся в постоянной работы с людьми, также могут выполнять эту роль.
Креативные связи с обществом могут положительно влиять на уровень осведомленности общества о работе и продукции компании при финансовых затратах, существенно меньших, чем траты на рекламу. При проведении мероприятий по связям с общественностью нет необходимости платы за использование помещения или времени медиа-ресурсов. Организация оплачивает только труд специалистов, которые подготавливают и распространяют информацию о фирме и ее торговых марках, ведут управление мероприятиями по связям с общественностью. Если фирма предложит интересную историю или сюжет, то он может заинтересовать различные СМИ, а это сопоставимо многомиллионной рекламной кампании.
Внешний PR промышленного предприятия:
Связи с органами власти. Пиар-отдел поддерживает долгосрочные связи с государственными органами как местного уровня, так и республиканского; разрабатывает, если есть необходимость, советы относительно ответной линии поведения фирмы; подготавливает доклады о направлениях политики государства, влияющие на деятельность компании; производит помощь в подготовке показаний руководства организации органам следствия или комиссиям депутатов; участвует непосредственно в работе над программами, направленных на продвижение интересов фирмы в органах законодательной или исполнительной власти. [7, C. 198, 8, С. 51 ]
Связи с местным населением. Пиар-отдел предоставляет контакты с общественностью предприятия; организует или управляет акциями компании, направленные на удержание позитивных отношений с местным населением, включая соблюдение правил защиты природы, проведение политики одинаковых возможностей найма на работу в организации, участие в программах развития города, доведение до общественности проблем и нужд корпорации и так далее.
Связи с клиентами.
Институциональная реклама. PR-специалисты создают программы, направленные на положительное расположения ключевых групп общества. Для этого подготавливается специальная литература, организуется реклама фирмы как социального института, проводятся специальные события. [9, C. 272]
Донорская деятельность корпорации. PR-персонал разрабатывают политику пожертвований, проводят мониторинг обращений к компании за спонсорской помощью. Они управляют именным фондом компании (если такой имеется), выбирают кандидатов на поощрения и награды из финансовых средств данного фонда.
Прием гостей. Персонал PR-отдела организуют и проводят экскурсии по предприятиям корпорации, организуют торжественные мероприятия и праздники для сотрудников и гостей фирмы.
Координация и интегрирование всех направлений PR-деятельности организации целиком и ее отдельных подразделений. [10, C. 101]
Внутренний PR промышленного предприятия:
Печатные органы для персонала компании. PR-подразделение подготавливает и издает специальные журналы для работников, печатает газеты, бюллетени, доводит до сведения сотрудников фирмы письменные приказы и распоряжения руководства и прочее.
«Корпоративная газета – это сильнейший инструмент взаимодействия с персоналом. Зачастую корпоративную газету относят в наши дни как некоммерческое издание, выпускаемое компанией для налаживания контакта с работниками. Главными задачами такой газеты является создание чувства сплоченности в коллективе, укрепление доверия к руководителям, объяснения политики компании, привлечение персонала к сотрудничеству с администрацией, появление у них заинтересованности к делам фирмы и так далее. Но, кроме этого, издание должно нести в себе публикации на наиболее общие темы: необходимо более полно освещать жизнь сотрудников вне организации, их достижения в спорте и хобби. Значимым условием корпоративной газеты является легкость прочтения и понятность содержания.» [11]
Корпоративные телевидение и радио преследуют аналогичные цели и задачи, что и корпоративная газета. Особенно они продуктивны для крупных промышленных компаний, подразделения которых расположены по большой территории.
Внутрикорпоративный сайт. Содержит в себе достоинства многотиражных изданий с интерактивностью. По идее, он состоит из двух частей: электронной доски объявлений и непрерывно действующего форума. Наличие внутрикорпоративной электронной почты также возможно.
Корпоративные праздники для персонала и членов их семей. Обычно, типичные мероприятия внутрикрпоративного PR разделяют на 2 группы:
- всевозможные формы официального внутрифирменного общения: обращение руководства к работникам с разъяснением ситуации в настоящее время; торжественное подведение годовых итогов в форме заседаний; так называемые «летучки»; собрания топ-менеджеров и т.д.
- различные формы неофициального общения: корпоративные праздники; тренинги; спортивные мероприятия; конференции. [12, C. 145]
Итак, российский рынок владеет своей спецификой позиций продвижения бренда. На раскрутку новой марки потребительских продуктов на российском рынке потребуется значительно меньше времени при наиболее низких, по сопоставлению с западным рынком издержках.
Библиографический список
- Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью): учеб. пособие для вузов./ Ф.И. Шарков. – М.: Деловая книга, 2008. – С. 76.
- Шлафман А.И. Необходимые и достаточные условия для развития инноваций в интеграционных процессах //Журнал правовых и экономических исследований, 2014, 2: 22-26
- Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение / Л.Н. Федотова – СПб.: Питер, 2011. – С. 152 .
- Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях / И. Яковлев. – СПб.: 2005. – С.64.
- Катлип С.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика / С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум. – М.: Вильямс, 2012. – С. 195.
- Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях / И. Яковлев. – СПб.: 2005. – С.64.
- Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ. /Под ред. Л. А. Волковой. – СПб.: Питер,2009 г. – С .198.
- Фабричнова Т.Г. Основные стадии инновационных процессов на промышленном предприятии //Правовое поле современной экономики №3 2011 г. С. 50-56
- Гришанин Н. В. Брендинг: учебное пособие. -М.: МГУП, 2009. – С 272 .
- Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – М.: Рефл-бук., 2011. – C.101.
- Гришанин Н.В., Конюшенко Е.В. Мода как фактор формирования социокультурной идентичности личности в условиях общества символического потребления//Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12625 (дата обращения: 04.04.2014).
- Гришанин Н.В., Проскуряков М.Р., Рыжова Н.И. ОСНОВЫ БРЕНДИНГА//Учебное пособие / Москва, 2013. С. 45