УДК 159.947.3

САМОКОНТРОЛЬ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Елисеева Оксана Николаевна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение средняя школа №9
соискатель ученой степени кандидата психологических наук

Аннотация
В статье предпринята попытка представить сопутствующую гиперактивности агрессию как сложноструктурированную форму поведения дошкольников, с совокупностью устойчивых связей взаимодействующих между собой (эмоциональная сфера, межличностные отношения со сверстниками и в семье, игровая, учебная деятельность), где развитый самоконтроль способствует снижению агрессии в поведении.

Ключевые слова: агрессивное поведение, гиперактивность, коррекция, Самоконтроль, саморегуляция


SELF-AGGRESSION IN THE BEHAVIOR OF HYPERACTIVE PRESCHOOLERS

Eliseeva Oksana Nikolaevna
Municipal budget educational institution Secondary School №9
competitor of a scientific degree of candidate of psychological sciences

Abstract
This article attempts to show the aggression such as a complex- structured form of behavior of pre-school children with the cooperating links: emotional sphere, interpersonal relationships with contemporaries, family members; learning and game activities, where the developed self-control makes for reducing the aggression in behavior.

Keywords: aggressive behavior, correction, hyperactivity, self-control, self-regulation


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елисеева О.Н. Самоконтроль агрессии в поведении гиперактивных дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65741 (дата обращения: 19.11.2016).

В условиях многогранных перемен в обществе, в связи с реформированием системы дошкольного образования необходим методологический аспект к организации жизнедеятельности, межличностного взаимодействия современного дошкольника, основанный на приоритете индивидуально-личностных особенностей, направленный на создание условий и средств для вхождения личности в социум. В среде дошкольников, имеющих индивидуальные особенности в поведении и развитии («дефицит внимания с гиперактивностью», «агрессия») происходит наибольшее число конфликтов, могут закладываться асоциальные привычки и формироваться агрессивные формы поведения.

Оставаясь нерешенными в дошкольном периоде, указанные проблемы имеют негативные отдаленные последствия: в школьном возрасте прогрессируют трудности учебного и поведенческого характера; проявляется выраженность симптомов в стойкой агрессии и раздражительности, проблемных межличностных отношениях [5, 6].

При изучении данной проблемы мы опирались на научный потенциал отечественных исследований психологических особенностей, диагностики гиперактивности. Это труды В.М. Астапова (2008), Л.О. Бадалян (1993), М.М. Безруких (2004), О.В. Бездетко, И.П. Брязгунова (2001), Н.Н. Заваденко (2005), Е.Б. Касатиковой (2002). Многоаспектное изучение причин, последствий, диагностики, коррекции и профилактики агрессии, представление позиций внешнего наблюдателя, субъекта агрессии (самого агрессора), объекта агрессии (жертвы) опубликовано в трудах А.Н. Басс (1994), Л. Берковец (2001), Г.Э. Бреслав (2004), Н.М. Платоновой (2004), Д. Ричардсон (1997), Е.О. Смирновой (2009), И.А. Фурманова (2004,2006), К. С. Шалагиновой (2008), L.R. Huesamnn (1988) [1].

Между тем остаются неизученными проблемы формирования самоконтроля как средства снижения агрессии у гиперактивных детей, в виду этого возникают следующие противоречия: – между запросами практики и не разработанностью теоретических основ коррекционно-формирующего процесса формирования самоконтроля агрессии гиперактивных дошкольников (неоднозначность понятий «агрессия», «агрессивное поведение» «агрессивность», множественность определений, классификаций, форм, видов агрессии).

Формирование самоконтроля как средства снижения агрессии гиперактивных детей старшего дошкольного возраста самостоятельно не рассматривается в качестве экспериментального, специального предмета исследования, а лишь попутно в контексте других проблем [2,3].

Таблица 1. Основные параметры гиперактивного и агрессивного поведения

Психолого-педагогические основания гиперактивности

комплексный характер изучения: психологический, педагогический, медицинский
патология норма
- заболевание, при среднем интеллектуальном уровне [S/D/Clements,1966];- болезненное проявление двигательной активности ребенка [Г.В. Грибанова, 1994]; – новый тип отклоняющегося развития [О.А.Ларионова, 2010], – один из вариантов минимальной мозговой дисфункции (ММД), [Заваденко Н.Н., 2002]; - категория детей с нормальным развитием, имеющих специфические особенности развития, поведения [М. С. Дьячкова, 2006]; вариант развития [В.И.Перегуда, 1994]; трудности в поведении, нарушении межличностных отношений[П.Альхерр,2011];количественная и качественная характеристика двигательного поведения [М.М.Безруких, 2004];
- методы диагностики (критерии американского руководства DSM-IV (1994 год), DSM-V (2013 год) – методы коррекции (арттерапия, игровая, двигательная коррекция)
- факторы, причины- отсутствие единого мнения [Rowe D.C., 1998; Faraone S.V., 1999; Михайличенко Н.В., 2001; Яременко Б.Р., 2002; Грибанов А.В., 2004]
- сопутствующие проявления (агрессивность, агрессия)
Психолого-педагогические и социальные аспекты агрессии
- реакция на стресс (Р.Лазарус 1966, 1970); механизм психологической защиты (А.В.Петровский, 1987); отрицательное доминирование (Т.В.Сенько, 1989);-отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Л.М.Семенюк, С.Н. Ениколопов, 1991); реакция на болевые стимулы [Buss A., 1961] [7 ];

- внутренняя сила, как возможность противостоять внешним силам [Allan F., 1964];

- физическое действие, угроза со стороны одной особи, уменьшающее свободу другой особи [Уилсон, 1964]; форма поведения, нацеленная на причинение физического или психологического ущерба [Л. Берковец, 2001]

Сравнительный анализ определения самоконтроля и волевой саморегуляции.
Воля — сознательная форма саморегуляции поведения

- овладение самим собой и своим поведением [Л. С. Выготский,1994]; – превращение моральных норм во внутренние регуляторы поведения [М.И. Боришевский, 1999]; – наличие в структуре волевой регуляции трех блоков: побудительный – намерения, мотивы, цели; исполнительный – способы и действия; результативный – результаты [Т. И. Шульга, 1999];

Самоконтроль – механизм саморегуляции поведения

-психологическое качество личности, действенное отношение к правилам поведения [М.И.Боришевский, Н.М.Гнедова, 2003]; -умение анализировать собственные действия [В. И. Перегуда, 1994] важнейшее условие и необходимый элемент в генезисе произвольных форм поведения [О.В.Гребенникова, 2006];

- сопротивление плохим поступкам [В.Г. Нечаева, 1999];

Из таблицы видно, что наличие недостаточной зрелости центральной нервной системы у гиперактивных детей, отмечаемой многими исследователями не препятствует в социальном, психолого-педагогическом плане при создании специальных условий формированию самоконтроля для снижения агрессии в поведении.

Одним из средств коррекции является описанная в отечественной психологии регуляция и саморегуляция поведения и деятельности в старшем дошкольном возрасте, изучаемая в разных аспектах: становление волевого поведения (Л.И. Божович, В.К. Котырло, Я.З. Неверович Т.И. Шульга и др.), развития произвольности (А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова и др.), саморегуляция, самоуправление, условие сознания и самосознания человека (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер), зависимость уровня социализации от уровня самоконтроля поведения (А.Г. Асмолов).

В исследовании ключевым является определение самоконтроля как умение анализировать собственные действия и способность к самопринуждению. Анализ определений самоконтроля и волевой саморегуляции показал, что имеющиеся исследования, в основном касаются общего понятия саморегуляции как сложного процесса с доминированием значимо разных составляющих, а самоконтроля как механизма саморегуляции поведения и психологического качества личности. Отчасти описаны способы формирования самоконтроля – это присутствие сверстников, способствующих развитию самоконтроля, подчинение правилам в игре без принуждения. Но вместе с тем, отсутствуют диагностические критерии самоконтроля в поведении гиперактивных и негиперактивных детей с агрессивным поведением, имеются лишь схемы наблюдений без количественной интерпретации, что значительно усложняет дальнейшую интерпретацию сформированности данного качества личности.

Обзор научной литературы по изучаемой проблеме, свидетельствует о том, что непредставленные данные о возможности формирования самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением, приводит к возникновению противоречия между востребованностью в полной реализации самоконтроля агрессивного поведения у гиперактивных дошкольников и степенью теоретического и методического обеспечения данного качества.

Проектирование процесса снижения агрессивного поведения гиперактивного дошкольника посредством психолого-педагогической программы, предполагающей  развитие самоконтроля (волевой компонент) основано на следующих этапах:

1.Побудительно-мотивационный этап (количество занятий – 7)

Цель: создание мотивации на общение и умение выполнять правила  поведения в игре Средства (игры с правилом):

2.Исполнительный этап (количество занятий – 25)

Цель: формирование самоконтроля через контроль сверстника. Средства (игры с правилом, сказкотерапия)

3.Результативный этап (количество занятий 6)

Цель: закрепление и «автоматизация» навыков осознанного самоконтроля Средства (игры с правилом)

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Сопутствующая гиперактивности агрессия характеризуется как сложноструктурированная форма поведения дошкольников, где развитый самоконтроль способствует снижению агрессии в поведении.

2. Поэтапное и последовательное снижение агрессии и формирование самоконтроля в поведении гиперактивных дошкольников обеспечивается при соблюдении психологических условий и педагогических условий

3. Подтверждена эффективность психолого-педагогической программы формирования самоконтроля агрессии в поведении гиперактивных дошкольников основанная на пошаговом алгоритме, использовании игры с правилом, сказкотерапии (зодиакальные сказки). Доказана взаимообусловленность в экспериментальной группе уровня агрессии и самоконтроля: чем выше уровень самоконтроля, тем выше социометрический статус, учебные успехи, эмоциональная стабильность и ниже уровень проявления агрессии.

4. Механизмами формирования самоконтроля агрессии в поведении гиперактивных дошкольников выступают: копирование одобряемых образов поведения, подражание,  идентификация, интериоризация. В формировании самоконтроля прослеживается сензитивность, гетерохронность, стадиальность (первично – «меня контролируют», вторично – «я сам себя контролирую»).


Библиографический список
  1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / Под ред.Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. – 336с.
  2. Барабанов, Д. Д. Развитие волевой регуляции студентов : диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.01 / Барабанов Даниил Дмитриевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2015. – 188 с. : ил. Общая психология, психология личности, история психологии 61 15-19/212.
  3. Дегтярева, С. С. Формирование опыта самоконтроля подростков в учебной деятельности: диссертация … кандидата психологических наук: 13.00.01/ Светлана Станиславовна Дегтярева. – Армавир, 2005. – 184с.
  4. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: учеб.пособ./Под ред. М.М. Безруких. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 248с. – (Серия «Библиотека студента»).
  5. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учебное пособие для студ.высш. учеб.заведений/Николай Николаевич Заваденко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256с.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: кн. для воспитателей детского сада.-М.:Просвещение,1986. – 127с.


Все статьи автора «Елисеева Оксана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация