Сегодня предприятиями внутреннего водного транспорта оказываются услуги по погрузке-разгрузке, хранению и перевозке грузов. Все крупные порты, как правило, располагают железнодорожными подъездными и внутрипортовыми путями, которые осуществляют перевалку грузов с железнодорожного на речной транспорт и в обратном направлении. С целью дополнительной нагрузки и улучшения финансового положения на многих предприятиях открыты филиалы по производству металлопродукции, бетона, добыче песка, сапропеля, выполнению ремонтных и сварочных работ.
Поскольку работа речных портов носит сезонный характер, то на их территории, как правило, оборудованы склады для межнавигационного хранения грузов, что повышает занятость рабочих и средств механизации в зимний период, снижает финансовую нагрузку и повышает рентабельность предприятий речного транспорта. С повышением рентабельности у предприятий появляются средства, а также возможности привлечения капитала для модернизации производственного процесса, покупки новых судов, ремонта причальных и гидротехнических сооружений, решения социальных вопросов. [1]
В результате акционирования и приватизации производственных мощностей внутреннего водного транспорта объемы перевозок и переработки грузов в речных портах за период 1990 – 2015 снизилось в 3-4 раза.
Несмотря на падение объемов перевозок, внутренние водные пути и расположенные на них речные порты сохраняют в транспортном комплексе России важное социально-экономическое значение.
Перегрузочный потенциал речных портов недоиспользуются, в то время как пропускная способность железных и автомобильных дорог исчерпаны и необходимы миллиардные затраты на развитие их инфраструктуры.
Важными факторами, оказывающими существенное влияние на функционирование внутреннего водного транспорта стали:
- Выход на первый план критериев стоимости, времени и качества доставки товаров при определении способа транспортировки и вида транспорта.
- Переключение грузо- и пассажиропотоков на альтернативные виды транспорта, в первую очередь, автомобильный, вследствие процессов автомобилизации и повышения экономичности автотранспортных средств.
- Отход государств от прямого финансирования развития транспортной инфраструктуры к моделям государственно-частного партнерства.
- Изменение характера грузопотоков, рост в структуре перевозок доли грузов с высокой степенью обработки, контейнеризация грузопотоков.
- Активное развитие посреднических форм бизнеса, в первую очередь, логистики и транспортно-экспедиторских услуг. [3]
Стратегией развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривается:
- создание условий для переключения части грузопотоков с наземных видов на внутренний водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы страны;
- обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на рынке транспортных услуг;
- повышение доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для грузоотправителей;
- обеспечение социальной функции внутреннего водного транспорта в сфере пассажирских перевозок;
- повышение уровня безопасности на внутреннем водном транспорте. [2]
Речные порты, наряду с гидротехническими сооружениями и флотом, являются главным звеном в обеспечении перевозочного процесса по внутренним водным путям.
Согласно тексту Стратегии, к 2030г. планируется произвести работы по расширению участков, лимитирующих пропускную способность внутренних водных путей, и обновление флота. Данные меры позволят значительно увеличить объёмы перевозок. Соответственно возрастет нагрузка на речные порты.
Потенциал перегрузочных мощностей речных портов позволяет резко повысить количество обрабатываемых грузов. В среднем за последние годы перегрузочные мощности были задействованы всего на 45% (рис. 1).
В Стратегии развития внутреннего водного транспорта на период до 2030г. рассматриваются 2 варианта развития перевозок в зависимости от темпов роста экономики – ускоренный и умеренный рост. На развитие портов и портовой инфраструктуры в большей степени повлияют следующие меры, предусмотренные Стратегией:
- Повышение доли контейнеров в общем объеме перевозок внутренним водным транспортом.
- Повышение мощности перегрузочных комплексов речных портов.
- Строительство контейнерных линий в портах.
- Строительство три модальных терминалов.
Доля контейнерных перевозок в общем объеме должна достигнуть 6,3% в случае ускоренного роста и 2,1% в случае умеренного роста (табл. 1)
Таблица 1 - Прогноз объема перевозок контейнеров внутренним водным транспортом (тыс. тонн)
Год |
2015 |
2018 |
2020 |
2024 |
2030 |
Вариант ускоренного роста |
842 |
977 |
1431 |
9377 |
13948 |
Вариант умеренного роста |
842 |
977 |
1073 |
1338 |
1628 |
В качестве основных маршрутов рассматриваются шесть основных возможных контейнерных направлений: устье р. Невы – порт Дмитров; устье р. Невы – Казань; устье р. Дон – Казань; порт Дмитров – устье р. Невы; Казань – устье р. Невы; Казань – устье р. Дон (Рис. 2).
Увеличение объемов перевозок контейнеров будет обусловлено переключением грузопотока с других видов транспорта. Для этого планируется ввести субсидирование перевалочных работ в период 2015-2018г., что позволит речному транспорту быть более конкурентоспособным.
Согласно прогнозу объем перевозок речным транспортом к 2030 году увеличится в 2 раза в случае ускоренного роста и в 1,5 раза в случае умеренного роста (табл. 2).
Таблица 2 - Прогноз объемов перевозок грузов Внутренним водным транспортом до 2030г.
Варианты |
2012 |
2015 |
2018 |
2020 |
2024 |
2030 |
Ускоренный рост |
142 100 |
162 427 |
186 815 |
204 102 |
254 360 |
297 976 |
Умеренный рост |
142 100 |
156 414 |
172 949 |
177 322 |
193 022 |
204 735 |
Для уменьшения нагрузки на портовую инфраструктуру планируется увеличение перегрузочных мощностей на 65 млн. тонн или 33 млн. тонн – в зависимости от темпов роста объема перевозок (рис. 3).
Для обработки грузов в контейнерах планируется ввести в эксплуатацию от 15 до 19 контейнерных линий (табл. 3).
Таблица 3 - Количество контейнерных терминалов к 2030г.
Варианты |
2018 |
2024 |
2030 |
Ускоренный рост |
3 |
10 |
19 |
Умеренный рост |
3 |
10 |
15 |
Для перевалки контейнеров с наземных видов транспорта в речных портах страны к 2030 г. планируется построить 9 три модальных комплексов. В случае полной реализации планов проектов и программ речные порты, пережившие стагнацию, начнут эффективно функционировать как объекты логистической цепочки доставки грузов внутреннего и международного значения. Повысится инвестиционная привлекательность объектов речного транспорта, что позволит эффективно развивать перевозки по внутренним водным путям, ныне используемым недопустимо слабо.
Проведенный выше анализ дает основание сделать следующие выводы:
- Хотя внутренний водный транспорт Росси и не является главным звеном в системе внутренних и международных перевозок, его модернизация позволит увеличить объемы грузовых и пассажирских перевозок и снять часть грузо- и пассажирооборота с железнодорожного и автомобильного транспорта. Это снизит инвестиционную нагрузку с государственного бюджета.
- Крупные речные порты в случае реализации намечаемых мероприятий могут стать центрами интеграции не только малых портов и пристаней, но и предприятий смежных видов транспорта. Выбор наиболее эффективных форм и методов такой интеграции будет зависеть от различных факторов и определяться конкретными условиями транспортного рынка.
- Важной функцией речных портов и в условиях рыночной экономики остается обеспечение смешанных железнодорожно-водных перевозок, хотя их объемы за годы рыночных реформ резко сократились. Однако перевозки грузов внешней торговли в судах смешанного плавания продолжают расти и вопросы взаимодействия речных портов с железнодорожным транспортом не теряют значимости.
- Необходимы меры по совершенствованию тарифного, налогового и нормативно-правового регулирования с целью более рационального распределения перевозок между видами транспорта.
- При развитии транспортной инфраструктуры, в частности, портово-пристанское хозяйства речного транспорта, нельзя забывать, что транспорт был и остается важным звеном системы обеспечения экономической и национальной безопасности страны. Исследование влияния устойчивого функционирования и инновационного развития внутреннего водного транспорта на экономическую безопасность страны особенно актуально в связи с предстоящей интеграцией путей сообщения России в систему международных транспортных коридоров, и вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО). [4]
Библиографический список
- Головенков, В. Е. Анализ ситуации с портовым хозяйством на речном транспорте, рекомендации института “Ленгипроречтранс” по изменению ситуации к лучшему. / В. Е. Головенков // Речной транспорт. – 2010. – № 6. – С. 116.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 20.03.2016).
- Рудометкин, В. В. Развитие речных портов в системе международных транспортных коридоров : автореф. дисс. … канд. экон. наук. / В. В. Рудометкин – Москва, 2006. – 30с.
- Федюшин А. В. Внутренний водный транспорт как стратегический фактор экономической безопасности страны: автореф. дисс. … канд. экон. наук. / А. В. Федюшин. – Нижний Новгород, 2011. – 26 с.
Количество просмотров публикации: Please wait