УДК 338

ДЕФИЦИТ ДЕМОКРАТИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Данилина Марина Викторовна1, Багратуни Карина Юрьевна1, Литвинов Алексей Николаевич1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Статья рассматривает проблему дефицита демократии в Европейском Союзе. Авторы анализируют существующие дискуссии по поводу решения данной проблемы.

Ключевые слова: демократия, дефицит, Европа, Европейский суд, ЕС


DEFICIT OF THE DEMOCRACY IN THE EUROPEAN UNION

Danilina Marina Viktorovna1, Bagratuni Karina Yurievna1, Litvinov Alexei Nikolaevich1
1Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The article considers the problem of the democratic deficit in the European Union. The authors analyze the current debate over solutions to the problem.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина М.В., Багратуни К.Ю., Литвинов А.Н. Дефицит демократии в Европейском Союзе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65347 (дата обращения: 29.09.2017).

Являясь одним из важных основных принципов ЕС, демократия играет в ЕС важное значение. Теоретически основами демократии являются политическое равенство граждан и контроль населения за принятием решений [1]. В целях продвижения демократии ЕС использует практически те же инструменты, что и для защиты прав человека: 1) политическая кондициональность; 2) финансовая помощь; 3) наблюдение за выборами и консультирование; 4) дипломатические инструменты; 5) гражданские и военные миссии. Существует и другая классификация инструментов и механизмов ЕС в сфере продвижения демократии.

Процессы становления и продвижения демократии в ЕС прошли долгий путь, который можно разбить на следующие этапы:

1) в период до 1980-х гг. продвижению демократии не придавалось большого значения. Это было связано с тем, что приоритетными являлись другие направления. Демократия представлялась в только виде формы правления, которая была у небольшой группы преимущественно западноевропейских стран. В 1970-х гг. процесс демократизации охватил страны Южной Европы, затем страны Восточной Европы, что, однако, не повлияло на понимание демократии. В 1973 г. принципы репрезентативной демократии были предложены в качестве фундаментального элемента европейской идентичности, но не в качестве цели внешней политики ЕС;

2) в 1980-е гг. вопросу демократии было уделено больше внимания. Так, в 1986 г. в бюллетене о правах человека министры иностранных дел подтвердили свою готовность защищать права человека и подчеркнули также важность  относящихся к ним принципов парламентской демократии и законодательства[1];

3) с конца 1980-х гг. вопрос продвижения демократии стал играть более существенную роль. Развитие данной темы шло по следующим направлениям: 1. интенсификации процесса продвижения демократии в связи с трансформацией Восточной Европы в 1989 г. Так, после публикации отчёта[2] Мировым Банком в 1989г., вопрос продвижения демократии в развивающихся странах стал важной темой для всех стран-доноров. 2. учреждение демократических принципов. В июне 1990 г. государства – члены комиссии по безопасности и кооперации в Европе согласились уважать демократические принципы, такие, как, например, проведение выборов и утвердили ряд демократических стандартов. Последовав их примеру ЕС сделал попытку определить свои демократические стандарты. В марте 1998г. Европейская комиссия выступила с концепцией установления практических определений правам человека, демократии и эффективному управлению.[3] Согласно Европейской комиссии (которая предпочла термину “демократия” термин “демократические принципы”), демократические принципы должны были включать законность, легальность и эффективное применение. 3.выделение финансовых средств для содействия продвижению демократии. Так, в 1990 г. ЕС открыл первую бюджетную линию для финансирования мер по продвижению демократии и прав человека. 4. отнесение демократии к сфере непрерывного развития. В июне 1991 г. в  Люксембурге Европейский Совет причислил демократию к ряду основных предпосылок непрерывного социального и экономического развития[4]. В ноябре 1991 г. Совет Развития объединил демократию, права человека и развитие, назвав их важными условиями достижения сбалансированного и непрерывного развития. 5. включение демократии в число целей политики ЕС. Заключённый в декабре 1991 г.[5] Маастрихтский договор наряду с защитой прав человека отнёс развитие и укрепление демократии к числу элементов как политики развития и кооперации, так и внешней политики и политики безопасности. В декабре 1998г. Европейский Союз включил продвижение плюралистической демократии в число своих основных целей[6]. Как и защита прав человека, продвижение демократии стало важной составляющей документов ЕС.

Таким образом, процессы продвижения демократии ЕС начались довольно поздно. Это было связано с наличием других приоритетных целей, и неразвитостью законодательной базы в сфере продвижения демократии (так, если права человека относились к широко применяемому международному законодательству по правам человека, то в сфере продвижения демократии такой базы не было) и антагонистическим характером продвижения демократии по сравнению с существовавшим ранее коммунистическим режимом.

В ЕС вес голосов варьируется в зависимости от численности населения и размера стран, поэтому на практике политическое равенство граждан не достигается. В условиях непрозрачности информации контроль за принятием решений в полной мере также не выполняется. В ЕС есть ряд, на первый взгляд, демократических институтов: Европейский парламент, члены которого избираются прямым голосованием, исполнительная власть (Европейская комиссия) и законодательная власть (Европейский Суд). В то же время парламент постоянно превышает  свои законодательные права, большинство решений ЕС принимается за закрытыми дверями в Совете ЕС. Таким образом, демократические процессы в ЕС связаны с рядом трудностей и не могут быть реализованы в полной мере.

В российском экспертном сообществе в последние годы (середина 2010-х) идет дискуссия относительно путей преодоления дефицита демократии в структурах ЕС, поскольку данная проблема является одной из наиболее дискуссионных. При этом особое место среди упомянутых союзных структур в контексте данной проблематики отводится Европарламенту. В частности, О.М. Мещерякова (РУДН) обращает внимание на то, что, хотя с вступлением в силу Лиссабонского договора сфера действия общего права Союза, а, следовательно, и роль ЕП значительно возросла, с другой стороны, из его ведения имеются существенные изъятия в виде Общей внешней политики и политики безопасности ЕС, решения в рамках которой принимаются двумя межправительственными органами – Европейским советом и Советом министров ЕС (Советом).

В свою очередь М.В. Стрежнева (ИМЭМО РАН) обратила внимание на то, что именно в Лиссабонском договоре, несмотря на имевшиеся ограничения для общеевропейского «собрата», была признана роль национальных парламентов в системе ЕС и это можно рассматривать в качестве значимого средства преодоления демократического дефицита.

По мнению В.Л. Шейниса (ИМЭМО РАН) процес евроинтеграции, несмотря на свою длительность, занимающую десятки лет, и противоречивую природу, представляет собой долговременный тренд, в основе которого лежит продвижение к объединенной Европе.

По мнению С.В. Погорельской (Институт Европы РАН) в последние годы в странах так называемого «европейского ядра» процессы интеграции изменяют институциональную среду, необходимую для «жизнедеятельности» национальных партий, ущемляя пространство их внутренней свободы, и, как следствие, способствуя возникновению дефицита демократии. В особенности четко это проявилось в результате продвижения так называемого Европейского механизма стабильности.


Библиографический список
  1. European Political Cooperation, “Statement by the twelve on human rights”.
  2. World Bank, Sub-Saharan Africa, pp. 3 and 5.
  3. European Commission, COM (1998) 146, pp.2-3.
  4. European Council, Luxembourg, “Declaration on human rights”, p.17.
  5. Maastricht Treaty, 1991.
  6. European Union statement on human rights, EU Bulletin, no.12, p.112.
  7. Данилина М.В. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации,Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 5. С. 48-57.
  8. Данилина М.В. Экономическое и политическое взаимодействие России и Евросоюза // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 59-69.
  9. Danilina M.V. Significance of the Council of Europe and the European Union in the promoting democracy, human rights and youth policy // Перспективы науки. 2011. № 11 (26). С. 61-64.


Все статьи автора «Данилина Марина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: