УДК 37.01

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАМКАХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Лысенко Карина Николаевна
Донской государственный технический университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и иностранных языков

Аннотация
В статье автор рассматривает особенности реализации Госпрограммы по патриотическому воспитанию в рамках поликультурного диалога в студенческой среде. Особое внимание уделяется перспективам внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как пропаганде здорового образа жизни в структуру высших образовательных учреждений, а также волонтерским инициативам и культурно-познавательному туризму.

Ключевые слова: адаптация, волонтерство, ГТО, гуманизация., гуманитаризация, культурно-познавательный туризм, патриотизм, поликультурный диалог, социализация


PATRIOTIC EDUCATION PROGRAM REALIZATION WITHIN THE FRAMEWORK OF POLYCULTURAL DIALOGUE OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Lyssenko Karina Nikolayevna
Don State Technical University
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of linguistics and foreign languages department

Abstract
The author studies the peculiarities of the State Program on Patriotic Education realization within the frames of a polycultural dialogue in the student body. A special attention is given to the prospects of implementation of the All-Russian sporting complex “GTO” (be ready to work and defense) as a propaganda of a healthy lifestyle into the structure of higher educational establishments, as well as volunteering and cultural-cognitive tourism.

Keywords: adaptation, cultural-cognitive tourism, humanitarization, humanization, patriotism, polycultural dialogue, socialization, volunteering


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лысенко К.Н. Реализация программы по патриотическому воспитанию в рамках поликультурного диалога студентов ВУЗа // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65329 (дата обращения: 01.10.2017).

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы” [1] подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Президент РФ В.В.Путин всегда подчеркивал и подчеркивает, что сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп: милосердия, поддержки и взаимопомощи – того, что всегда делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Утвержденная 31.12.2015 года Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации [2] нацелена на реализацию идей всеединства и космизма [3; 4; 5], озвученных еще в начале прошлого века. За эти годы многое изменилось в быту россиян, но приоритет традиционных общечеловеческих ценностей должен служить консолидации общества на принципах гуманизма, справедливости, равенства и братства [6-13].

Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации включает в себя: содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества; повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам; повышение интереса к военной истории Отечества и памятным датам; популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в развитие спортивно-патриотического воспитания, создание условий для увеличения численности молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО); повышения престижа воинской службы, создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания.

Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны. Предполагаемый результат включает в себя: формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи; обеспечение формирования у молодежи моральной, психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности; развитие системы спортивно-патриотического воспитания, увеличение численности молодых людей, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО).

Следует особо отметить, что в личностно-профессиональном развитии молодежи большое значение играют формы и методы физического воспитания, в связи с чем хотелось бы отдельно упомянуть перспективы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в структуру образовательных учреждений страны [14].

Одной из задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса является модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов. Это подразумевает наличие строгого медицинского контроля в процессе подготовки к выполнению и непосредственному выполнению установленных нормативов ГТО, а также создание доступной среды для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы. В педпроцессе вуза важно задействовать механизмы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: интенсивно-подвижный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками [15], ведь известно, что несоблюдение норм и принципов здорового образа жизни, а также нетренированность сердечно-сосудистой системы и перегруженность нервной системы человека приводят его к проблемам со здоровьем: гипертонической болезни, атеросклерозу, ишемической болезни сердца и инфаркту миокарда [16-18].

В вузах страны созданы все необходимые условия для работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: открыты спортивные секции по интересам и способностям, разработаны методические рекомендации по совершенствованию педагогического мониторинга и диагностике физического воспитания студентов, утверждены комплексы производственной гимнастики, реализуются планы спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий [19].

Принимая во внимание цели и задачи, заявленные в Программе, отметим, что содержание высшего профессионального образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности. Отсюда вытекают задачи системы высшего профессионального образования – это не только формирование широкого кругозора у будущего специалиста, но и воспитание духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее всего общества [20].

Россия традиционно привлекала и привлекает на обучение студентов из других стран. Акцентируя внимание на адаптации, отметим, что она является актуальной педагогической проблемой, обусловленной социокультурным и психолого-педагогическим своеобразием иностранных студентов. Следует также подчеркнуть, что говоря об адаптации, речь идет не только о студентах, прибывших на обучение из других стран, но и о соотечественниках, прибывших из других регионов и республик. Адаптация – это сложный процесс изменения структуры личности, ее встраивания в новый социум. Сущность социальной адаптации заключается в возможности сохранять и поддерживать привычный образ жизни, если он не входит в противоречие с существующим укладом, но  не в ассимиляции, а в принятии чужой культуры, уважении к чужим традициям, ценностям, нормам.

Культурно-образовательное пространство является средой, влияющей на адаптационные процессы, имеющие прямую корреляцию с учебной успешностью студентов. Следовательно, организация личностно развивающего культурно-образовательного пространства становится педагогическим условием интенсификации подготовки иностранных студентов. Она состоит из: 1) активизации личностной позиции иностранного студента в учебно-воспитательном процессе; 2) информационного и этнокультурного обеспечения личностного взаимодействия; 3) целесообразно-гуманного использования национальных особенностей в условиях жизнедеятельности; 4) ориентации на полноценность языкового диалога в досуговой сфере.

Гуманизация и индивидуализация учебного процесса вуза оправдана востребованностью развития творческих и интеллектуальных способностей студентов, необходимых в деятельности инновационного характера. В процессе социализации молодежи велика роль воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в педпроцессе вуза [21; 22; 23] и создания специально организованной личностно-развивающей среды, в которой есть место для волонтерских инициатив [24; 25] и учебных экскурсий [26; 27]. В ходе формирования мировоззрения подрастающего поколения россиян важно задействовать этические механизмы гражданского общества с целью преодоления невежества и достижения высокого уровня правосознания у граждан [28-31].

Наибольший эффект в рамках внеаудиторных мероприятий имеют выездные мероприятия, например, экскурсии по достопримечательностям, местным краеведческим музеям, во время которых студенты более раскрепощены. Такая учебная экскурсия имеет большое значение не только в плане активизации познавательной активности студентов, но и играет важную роль в усвоении социокультурных образцов, тем самым содействуя скорейшей социализации. Отличным решением, соединяющим в себе идеи волонтерства и познавательного туризма, могла бы стать разработка и проведение экскурсии студентами для своих однокурсников, особенно для приехавших из других областей, республик и стран на обучение в наш город. Так, например, в ходе экскурсии по краеведческому музею студенты, приехавшие из других краев и республик, могут узнать, что Дон издревле славился различными многочисленными народами, проживавшими и проживающими по берегам реки Дон, и в настоящее время на территории Ростовской области проживает порядка 150 национальностей. Таким образом, осознание факта личной включенности студента, прибывшего на учебу из Алжира, Индии, Калмыкии или Дагестана, в многонациональную структуру Донского региона способствует его скорейшей социокультурной адаптации.

Если речь идет об иностранных студентах, то помимо выездных мероприятий, большую роль в повседневной практике в ходе их обучения в ВУЗе играет использование страноведческих текстов, знакомящих иностранцев с особенностями культурной жизни в России, ценностями российского общества, традициями, социокультурными моделями поведения и особенностями межличностных отношений, позволяющих иностранным студентам выстраивать свое поведение в новом сообществе согласно общепринятым нормам.

В заключении отметим, что эффективность воспроизведения общекультурных и профессиональных компетенций во многом зависит от поддержания высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности студента вуза и роли преподавателя в процессе ретрансляции культурных и социальных норм. Для становления гражданско-правовой активности молодежи необходимо вовлечение студентов в социально-полезную деятельность и наиболее благоприятной средой для этого является именно учебное  заведение, так как обучение в вузе является важным периодом в жизни молодежи, в котором происходит не только профессиональное становление, но и завершается личностное самоопределение.


Библиографический список
  1. Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан России/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  –http://www.gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/(дата обращения: 31.12.2015).
  2. Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 07.03.2016).
  3. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  4. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  5. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  6. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
  7. Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
  8. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  9. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов //  Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106-117.
  10. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  11. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
  12. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  13. Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. Москва «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html (дата обращения 07.03.2016).
  15. Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
  16. Агапкина Ю.В. Полиморфные маркеры G(-455)A гена FGB и C(-1654)Tгена PROC и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической болезни сердца у больных, перенесших острый коронар­ный синдром / Ю.В. Агапкина и др. // Молекулярная биология. – 2010. – Т. 44. – № 5. – С. 613–619.
  17. Карташова Е.А. Сравнительная оценка молекулярных эффектов цитопротекторов в комплексной терапии ишемической болезни сердца / Е.А. Карташова // Российский кардиологический журнал. – 2009. – Т. 79. – № 5. – С. 62–67.
  18. Нажева М.И. Роль тромбоцитарно-мегакриоцитарных нарушений гемостаза в патогенезе геморрагических расстройств при первичной миелопоэтической дисплазии. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. – 20 с.
  19. Нажева М.И. Актуальные вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
  20. Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. -2015.-№ 12 (56). –С. 1125-1128.
  21. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  22. Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности //  Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. 2014. – № 2. – С. 157-158.
  23. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.   – 2013. – № 30. – С. 79–83.
  24. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  25. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  26. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  27. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  28. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  29. Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – С. 27–30.
  30. Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  31. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.


Все статьи автора «Лысенко Карина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: