УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «АРХИТЕКТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ» В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ 07.03.01. «АРХИТЕКТУРА» (НА ПРИМЕРЕ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»)

Никонова Елена Равильевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
Формирование компетенций – задача современного высшего образования. Сформированные в ходе выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Архитектурная экология» профессиональные, общепрофессиональные, общекультурные компетенции помогут выпускникам архитектурного факультета быстро освоиться на новом рынке труда, гибко адаптироваться к современным условиям рыночной экономики.

Ключевые слова: архитектурная экология, компетентностный подход, самостоятельная работа студентов


FORMATION OF THE COMPETENTIONS OF THE «ARCHITECTURAL ENVIRONMENT» DURING THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS LEARNING DIRECTION 03.07.01. «ARCHITECTURE» (ON THE EXAMPLE OF SETTLEMENT AND GRAPHIC WORKS «ENVIRONMENTAL ANALYSIS CITY TERRITORIES»)

Nikonova Elena Ravil’evna
Penza State University of Architecture and Construction

Abstract
Formation of competence is a problem of modern higher education.
Formed in the course of independent work on discipline "Architectural Ecology" professional, general professional, general cultural competence of graduates of the Faculty of Architecture will help to quickly get used to the new labor market flexibility to adapt to the modern market economy.

Keywords: architectural environment, competence approach., independent work of students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никонова Е.Р. Формирование компетенций в рамках дисциплины «Архитектурная экология» в ходе выполнения самостоятельной работы студентов направления обучения 07.03.01. «Архитектура» (на примере расчетно-графической работы «Экологический анализ городских территорий») // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64691 (дата обращения: 20.11.2016).

Компетентностный подход в высшем образовании позволил расставить новые акценты в подготовке специалистов. Традиционные подходы в высшей школе состояли и состоят в обучении и воспитании. Однако современные взгляды на образовательно-воспитательный процесс изменили наше представление о новых качествах специалистов, которые формируются в вузе и помогают молодым людям легче адаптироваться к профессии, выстоять в условиях рыночной экономики и соперничества и постоянно меняющихся условий труда. Сформированные в ходе обучения компетенции – профессиональные, общепрофессиональные и культурные – нацелены на становление личности специалиста нового времени – человека уверенного в своих знаниях, способностях, возможностях, обладающего рядом, а точнее – системой  навыков и умений. Широко распространенная система информатизации на рынке труда, возрастающие темпы развития общества диктуют свои требования к специалисту нового типа – умение быстро и гибко внедриться в профессиональную работу, заявить о себе, как о компетентном специалисте, которого не нужно обучать чему-то дополнительно или переучивать.

В формировании компетенций в вузе главную роль играет, на наш взгляд, самостоятельная работа студента. Попытаемся доказать это на отдельно взятой дисциплине – «Архитектурная экология», которую изучают студенты 4 года обучения по направлению подготовки 0-7.03.01 «Архитектура».

Вполне понятно, что профессия – «архитектор» творческая. Однако это специалисты-инженеры, которые должны уметь выполнять расчеты.

Рабочий учебный план предлагает формирование следующих компетенций в рамках освоения дисциплины «Архитектурная экология»:

1)           Общекультурные (ОК):

ОК-16- готовность принять на себя нравственные обязанности по отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе.

2)           Профессиональные (ПК):

ПК-1 – способность разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим и другим основополагающим требованиям, нормативам и законодательству на всех стадиях от эскизного проекта – до детальной разработки и оценки завершенного проекта согласно критериям проектной программы;

3)           Обще-профессиональные компетенции:

ОПК-1 – умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

В результате самостоятельного выполнения расчетно-графической работы  на тему «Экологический анализ городских территорий (на примере г. Пензы)» студенты должны:

знать:

–              основы экологии и использования ландшафта;

–              экологическое законодательство РФ;

–              экологические требования к формированию городской среды;

уметь:

–              учитывать естественнонаучные знания в профессиональной деятельности, в том числе оценивать экологическую ситуацию в городах и прогнозировать экологические последствия развития территорий;

–              определять задачи экологического совершенствования окружающей среды и осуществлять выбор рациональных архитектурно-планировочных решений застройки городов;

–              проектировать архитектурные объекты разного уровня, комплексно решать проблемы  благоустройства и озеленения территорий;

владеть:

–              знаниями о природных экосистемах и искусственной среде, учитывать влияние человека на окружающую среду с целью создания объектов проектирования и реконструкции архитектурной среды.

К самостоятельной работе студентов можно отнести расчетно-графическую работу, выполняемую в рамках дисциплины «Архитектурная экология».

Цель работы – формирование заявленных компетенций и развитие навыков по экологическому анализу состояния исследуемой городской территории с дальнейшей их реализацией в практической деятельности.

В I разделе расчетно-графической работы студенты учатся самостоятельно оценивать экологическое состояние городской среды. Перечислим основные факторы, которые входят в эту оценку:

1.  Факторы и элементы, влияющие на экологическое состояние городской среды.

2.  Атмосферный воздух, состояние воздушного бассейна. Понятие ПДК.

3.  Состояние почв. Загрязнение почв по суммарному показателю.

4.  Оздоровительная функция зелёных насаждений в окружающей среде города.

5.  Качество воды в реках.

6.  Подтопление территории грунтовыми водами.

7.  Очистные сооружения.

8.  Виды отходов и проблемы их утилизации.

На наш взгляд важно, чтобы студенты понимали, что город – это экологическая система, созданная людьми.

Первой задачей (она решается в ходе выполнения I раздела), мы считаем формирование у студентов понимания, что объекты градостроительной экологии – пространственные системы расселения разного уровня.

Вторая задача  при выполнении РГР направлена на развитие у студента знаний о том, что надёжность экосистемы зависит от устойчивости равновесия, живучести и безопасности.

Для выполнения этого раздела студенты должны самостоятельно:

–              нанести на генеральный план г. Пензы основные промышленные предприятия, обозначив их цифрами (шаг 1-ый);

–              занести в табличную форму их названия, обозначив класс вредности и размер СЗЗ (шаг 2-ой);

–              определить самостоятельно: есть ли в исследуемом районе, рядом с жилой застройкой какое-либо промышленное предприятие, к какому классу вредности его стоит отнести и соответствует ли СЗЗ нормативам (шаг 3-тий). 

Шаг первый:

Шаг второй:

 Экологический анализ промышленных предприятий г. Пензы по классу вредности 

Наименование предприятия Адрес Выпускаемая продукция СЗЗ Класс вредности
1 Арматурный завод Ул.Транспортная, 1 Запорная арматура 300 III
2 Биосинтез Ул.Дружбы, 4 Лекарственные средства 500 II
3 Пенздизельмаш Ул.Калинина, 128А Дизельные генераторы, турбокомпрессоры, узлы, поршни, насосы 500 II

Шаг третий: необходимо сделать вывод по исследуемому району, например:

- в исследуемом жилом районе промышленного предприятия нет, поэтому проектировать (учитывать) санитарно-защитную зону не следует;

- в исследуемом жилом районе располагается промышленное предприятие III класса вредности, требующее проектирования (корректировки) СЗЗ и т.п.

Третьей задачей при выполнении РГР  является формирование у студентов навыков по выявлению оздоровительных функций зелёных насаждений в городской среде (II раздел).

Студенты должны понимать, что устройство сети зеленых насаждений в городе направлено на:

-  улучшение качества воздуха,

-  снижение уровня шума, 

-  улучшение микроклимата, 

-  уменьшение поверхностных стоков, 

-  снижение уровня эрозии почв.

Для того, чтобы оценить озеленение территории, необходимо понимание и знание следующих компонентов: функции зеленых насаждений, назначение, критерии.

«СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» предусматривается озеленения городов в среднем – 45-50%. Плотность озеленения застройки не может быть одинаковой  в центрах исторически сложившихся городов и в районах их новостроек; в малых городах с усадебной застройкой и крупнейших городах.

Рекомендуется следующий процент плотности зелёных насаждений основных функциональных зон городских поселений:

–              общегородской центр в сложившейся застройке – 30-40%;

–              в новой застройке – 35-45%;

–              жилые районы на свободных территориях – 50-60%;

–              в условиях реконструкции – 45-55%;

–              микрорайоны (жилые группы) – 50-55%.

Используя данные, полученные на натурном обследовании участка городской застройки, производим расчет % озеленения территории.

Пример:

S общ.= 300 м х 280 м = 84000 м 2;

S озелен. = Sn + …….+  Si = 48000 м 2;

Составляем пропорцию: 84000 – 100%, 48000 – х%, отсюда х = 57%.

Делаем вывод: на исследуемом участке городской территории озеленения достаточно (норматив от 50-55% и выше).

Если % озеленения ниже 50-55%, то необходимо выполнить проектное предложение по реконструкции с целью улучшения этой экологической составляющей исследуемого участка городской территории.

III раздел РГР является основной ее частью. Выполняя этот раздел, студенты решают четвертую задачу, а именно анализируют жилую группу на предмет обследования системы вывоза ТБО с внесением проектного предложения по ее реконструкции (улучшению).

1. Выбираем микрорайон города. Необходимо выбрать для проектного исследования жилую группу (2-4 жилых дома). Дать описание существующих жилых домов (количество, этажность, количество подъездов в домах и т.п.)

2. Обследуем систему вывоза ТБО. Натурное обследование предполагает выезд на место, подсчет существующих мусорных контейнеров. Выявить: соответствует ли нормам размещение и количество мусорных контейнеров.

Делаем предварительные выводы, например:

–              Количество контейнеров в жилом дворе не удовлетворяет нормам.

–              Требуется осуществить усовершенствование площадок ТБО согласно нормам размещения и расчету площадок.

–              Предлагается разместить 2 площадки по три контейнера. Это проектное решение позволит создать более комфортные и экологичные социальные решения для проживающих в микрорайоне жителей.

Радиус доступности до мусорного контейнера – 100 м.

Пояснительную записку следует дополнить анализом: как происходит сбор мусора в жилых районах в нашей стране и за рубежом, какие контейнеры используются (материал, вместимость), как  лучше огородить площадку сбора мусора (озеленение, специальные материалы, защитные стены), на каком расстоянии от жилых домов необходимо располагать мусоросборники и т.д.

Расчет необходимого количества мусорных контейнеров (пример).

1. Расчет численности населения:

—     Дом №69 – 16 этажей, 1 подъезд, по 8 квартир на этаже,

—     Дом №67 – 10 этажей, 7 подъездов, 4 квартиры на этаже (1 этаж частично    отдан под торговые помещения),

—     Дом №73 – 10 этажей, 4 подъезда, 4 квартиры на этаже.

2. Коэффициент семейственности 3,5.

3. Общее число жителей – 1851 человек.

4. Принимаем количество ТБО – 200 кг на человека в год + смет с твердого покрытия – 10 кг в год.

Nобщ. = 1851х210/365 = 1064 кг. в день.

Определяем необходимое количество баков на район (полный бак  около 180 кг)

N= 1064/180 = 6 мусорных баков.

Размещаем 2 площадки по 3 контейнера.

Примечание: Нормы накопления бытовых отходов  – (СП 42.13330.2011) “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция”.

Вполне понятно, что отведенные рабочим учебным планом часы не позволяют в рамках изучения дисциплины «Архитектурная экология» провести полный мониторинг (анализ) состояния окружающей среды. Однако студенты смогли проанализировать некоторые факторы:

  • наличие санитарно-защитных зон и их соответствие нормативным показателям;
  • озеленение территории;
  • загрязнение твердыми бытовыми отходами.

Далее студенты выполняют чертежи  (ситуационный план, опорный план, схему функционального зонирования исследуемой территории, схему размещения существующих площадок ТБО, проектную схему размещения площадок ТБО,  чертеж площадки ТБО) и пояснительную записку.

Выполнение РГР имеет большое значение для глубокого овладения основами «Архитектурной экологии», так как способствует формированию всех заявленных выше компетенций для дальнейшей их реализации в практической деятельности (проектной, научно-исследовательской, коммуникативной, организационно-управленческой, педагогической) в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Архитектура» (шифр 07.03.01).

Самостоятельно выполняя РГР по дисциплине «Архитектурная экология», студенты учатся работать с нормативной литературой, вновь и вновь обращаясь к конспектам лекций, анализировать экологические проблемы, обсуждаемые на практических занятиях. При этом они, безусловно, овладевают новыми знаниями, получают реальные результаты, совершенствуют профессиональные навыки и умения. Задача ведущего преподавателя – помочь осознать цель и задачи работы, обсудить со студентами ход выполнения РГР (поэтапно), при необходимости – дать своевременные рекомендации, оказать помощь, скорректировать ошибки.

Студенты-архитекторы овладевают знаниями о природных экосистемах и искусственной среде, учатся проектировать новые архитектурные и градостроительные объекты с учетом влияния человека на окружающую среду и реконструировать ее в целях устранения последствий негативного влияния и создания условий, гармоничных для проживания людей.


Библиографический список
  1. Микулина, Е.М. Архитектурная экология: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования/ Е.М. Микулина, Н.Г. Благовидова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с., [16] с.цв.ил. – (Сер. Бакалавриат).
  2. Лицкевич В.К., Конова Л.И. Учет природно-климатических условий местности в архитектурном проектировании: учебно- методические указания к курсовой расчетно-графической работе /В.К. Лицкевич, Л.И.Конова. — М.: МАРХИ, 2011. — 44 с.  ( в пособии стр.20).
  3. Смоляр, И.М. Экологические основы архитектурного проектирования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М.Смоляр, Е. М.Микулина, Н. Г. Благовидова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. —160.
  4. Таршис, Л.Г. Общая экология: Текст лекций для студентов педагогических ВУЗов /  Л.Г. Таршис  Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2012. – 104 с. Электронный ресурс  http://gbf.uspu.ru/attach/article/172 Обращение 28.11.2015.
  5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12158477.
  6. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.


Все статьи автора «Никонова Елена Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация