Компетентностный подход в высшем образовании позволил расставить новые акценты в подготовке специалистов. Традиционные подходы в высшей школе состояли и состоят в обучении и воспитании. Однако современные взгляды на образовательно-воспитательный процесс изменили наше представление о новых качествах специалистов, которые формируются в вузе и помогают молодым людям легче адаптироваться к профессии, выстоять в условиях рыночной экономики и соперничества и постоянно меняющихся условий труда. Сформированные в ходе обучения компетенции – профессиональные, общепрофессиональные и культурные – нацелены на становление личности специалиста нового времени – человека уверенного в своих знаниях, способностях, возможностях, обладающего рядом, а точнее – системой навыков и умений. Широко распространенная система информатизации на рынке труда, возрастающие темпы развития общества диктуют свои требования к специалисту нового типа – умение быстро и гибко внедриться в профессиональную работу, заявить о себе, как о компетентном специалисте, которого не нужно обучать чему-то дополнительно или переучивать.
В формировании компетенций в вузе главную роль играет, на наш взгляд, самостоятельная работа студента. Попытаемся доказать это на отдельно взятой дисциплине – «Архитектурная экология», которую изучают студенты 4 года обучения по направлению подготовки 0-7.03.01 «Архитектура».
Вполне понятно, что профессия – «архитектор» творческая. Однако это специалисты-инженеры, которые должны уметь выполнять расчеты.
Рабочий учебный план предлагает формирование следующих компетенций в рамках освоения дисциплины «Архитектурная экология»:
1) Общекультурные (ОК):
ОК-16- готовность принять на себя нравственные обязанности по отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе.
2) Профессиональные (ПК):
ПК-1 – способность разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим и другим основополагающим требованиям, нормативам и законодательству на всех стадиях от эскизного проекта – до детальной разработки и оценки завершенного проекта согласно критериям проектной программы;
3) Обще-профессиональные компетенции:
ОПК-1 – умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
В результате самостоятельного выполнения расчетно-графической работы на тему «Экологический анализ городских территорий (на примере г. Пензы)» студенты должны:
знать:
– основы экологии и использования ландшафта;
– экологическое законодательство РФ;
– экологические требования к формированию городской среды;
уметь:
– учитывать естественнонаучные знания в профессиональной деятельности, в том числе оценивать экологическую ситуацию в городах и прогнозировать экологические последствия развития территорий;
– определять задачи экологического совершенствования окружающей среды и осуществлять выбор рациональных архитектурно-планировочных решений застройки городов;
– проектировать архитектурные объекты разного уровня, комплексно решать проблемы благоустройства и озеленения территорий;
владеть:
– знаниями о природных экосистемах и искусственной среде, учитывать влияние человека на окружающую среду с целью создания объектов проектирования и реконструкции архитектурной среды.
К самостоятельной работе студентов можно отнести расчетно-графическую работу, выполняемую в рамках дисциплины «Архитектурная экология».
Цель работы – формирование заявленных компетенций и развитие навыков по экологическому анализу состояния исследуемой городской территории с дальнейшей их реализацией в практической деятельности.
В I разделе расчетно-графической работы студенты учатся самостоятельно оценивать экологическое состояние городской среды. Перечислим основные факторы, которые входят в эту оценку:
1. Факторы и элементы, влияющие на экологическое состояние городской среды.
2. Атмосферный воздух, состояние воздушного бассейна. Понятие ПДК.
3. Состояние почв. Загрязнение почв по суммарному показателю.
4. Оздоровительная функция зелёных насаждений в окружающей среде города.
5. Качество воды в реках.
6. Подтопление территории грунтовыми водами.
7. Очистные сооружения.
8. Виды отходов и проблемы их утилизации.
На наш взгляд важно, чтобы студенты понимали, что город – это экологическая система, созданная людьми.
Первой задачей (она решается в ходе выполнения I раздела), мы считаем формирование у студентов понимания, что объекты градостроительной экологии – пространственные системы расселения разного уровня.
Вторая задача при выполнении РГР направлена на развитие у студента знаний о том, что надёжность экосистемы зависит от устойчивости равновесия, живучести и безопасности.
Для выполнения этого раздела студенты должны самостоятельно:
– нанести на генеральный план г. Пензы основные промышленные предприятия, обозначив их цифрами (шаг 1-ый);
– занести в табличную форму их названия, обозначив класс вредности и размер СЗЗ (шаг 2-ой);
– определить самостоятельно: есть ли в исследуемом районе, рядом с жилой застройкой какое-либо промышленное предприятие, к какому классу вредности его стоит отнести и соответствует ли СЗЗ нормативам (шаг 3-тий).
Шаг первый:
Шаг второй:
Экологический анализ промышленных предприятий г. Пензы по классу вредности
№ | Наименование предприятия | Адрес | Выпускаемая продукция | СЗЗ | Класс вредности |
1 | Арматурный завод | Ул.Транспортная, 1 | Запорная арматура | 300 | III |
2 | Биосинтез | Ул.Дружбы, 4 | Лекарственные средства | 500 | II |
3 | Пенздизельмаш | Ул.Калинина, 128А | Дизельные генераторы, турбокомпрессоры, узлы, поршни, насосы | 500 | II |
… | … | … | … | … | … |
Шаг третий: необходимо сделать вывод по исследуемому району, например:
- в исследуемом жилом районе промышленного предприятия нет, поэтому проектировать (учитывать) санитарно-защитную зону не следует;
- в исследуемом жилом районе располагается промышленное предприятие III класса вредности, требующее проектирования (корректировки) СЗЗ и т.п.
Третьей задачей при выполнении РГР является формирование у студентов навыков по выявлению оздоровительных функций зелёных насаждений в городской среде (II раздел).
Студенты должны понимать, что устройство сети зеленых насаждений в городе направлено на:
- улучшение качества воздуха,
- снижение уровня шума,
- улучшение микроклимата,
- уменьшение поверхностных стоков,
- снижение уровня эрозии почв.
Для того, чтобы оценить озеленение территории, необходимо понимание и знание следующих компонентов: функции зеленых насаждений, назначение, критерии.
«СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» предусматривается озеленения городов в среднем – 45-50%. Плотность озеленения застройки не может быть одинаковой в центрах исторически сложившихся городов и в районах их новостроек; в малых городах с усадебной застройкой и крупнейших городах.
Рекомендуется следующий процент плотности зелёных насаждений основных функциональных зон городских поселений:
– общегородской центр в сложившейся застройке – 30-40%;
– в новой застройке – 35-45%;
– жилые районы на свободных территориях – 50-60%;
– в условиях реконструкции – 45-55%;
– микрорайоны (жилые группы) – 50-55%.
Используя данные, полученные на натурном обследовании участка городской застройки, производим расчет % озеленения территории.
Пример:
S общ.= 300 м х 280 м = 84000 м 2;
S озелен. = Sn + …….+ Si = 48000 м 2;
Составляем пропорцию: 84000 – 100%, 48000 – х%, отсюда х = 57%.
Делаем вывод: на исследуемом участке городской территории озеленения достаточно (норматив от 50-55% и выше).
Если % озеленения ниже 50-55%, то необходимо выполнить проектное предложение по реконструкции с целью улучшения этой экологической составляющей исследуемого участка городской территории.
III раздел РГР является основной ее частью. Выполняя этот раздел, студенты решают четвертую задачу, а именно анализируют жилую группу на предмет обследования системы вывоза ТБО с внесением проектного предложения по ее реконструкции (улучшению).
1. Выбираем микрорайон города. Необходимо выбрать для проектного исследования жилую группу (2-4 жилых дома). Дать описание существующих жилых домов (количество, этажность, количество подъездов в домах и т.п.)
2. Обследуем систему вывоза ТБО. Натурное обследование предполагает выезд на место, подсчет существующих мусорных контейнеров. Выявить: соответствует ли нормам размещение и количество мусорных контейнеров.
Делаем предварительные выводы, например:
– Количество контейнеров в жилом дворе не удовлетворяет нормам.
– Требуется осуществить усовершенствование площадок ТБО согласно нормам размещения и расчету площадок.
– Предлагается разместить 2 площадки по три контейнера. Это проектное решение позволит создать более комфортные и экологичные социальные решения для проживающих в микрорайоне жителей.
Радиус доступности до мусорного контейнера – 100 м.
Пояснительную записку следует дополнить анализом: как происходит сбор мусора в жилых районах в нашей стране и за рубежом, какие контейнеры используются (материал, вместимость), как лучше огородить площадку сбора мусора (озеленение, специальные материалы, защитные стены), на каком расстоянии от жилых домов необходимо располагать мусоросборники и т.д.
Расчет необходимого количества мусорных контейнеров (пример).
1. Расчет численности населения:
Дом №69 – 16 этажей, 1 подъезд, по 8 квартир на этаже,
Дом №67 – 10 этажей, 7 подъездов, 4 квартиры на этаже (1 этаж частично отдан под торговые помещения),
Дом №73 – 10 этажей, 4 подъезда, 4 квартиры на этаже.
2. Коэффициент семейственности 3,5.
3. Общее число жителей – 1851 человек.
4. Принимаем количество ТБО – 200 кг на человека в год + смет с твердого покрытия – 10 кг в год.
Nобщ. = 1851х210/365 = 1064 кг. в день.
Определяем необходимое количество баков на район (полный бак около 180 кг)
N= 1064/180 = 6 мусорных баков.
Размещаем 2 площадки по 3 контейнера.
Примечание: Нормы накопления бытовых отходов – (СП 42.13330.2011) “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция”.
Вполне понятно, что отведенные рабочим учебным планом часы не позволяют в рамках изучения дисциплины «Архитектурная экология» провести полный мониторинг (анализ) состояния окружающей среды. Однако студенты смогли проанализировать некоторые факторы:
- наличие санитарно-защитных зон и их соответствие нормативным показателям;
- озеленение территории;
- загрязнение твердыми бытовыми отходами.
Далее студенты выполняют чертежи (ситуационный план, опорный план, схему функционального зонирования исследуемой территории, схему размещения существующих площадок ТБО, проектную схему размещения площадок ТБО, чертеж площадки ТБО) и пояснительную записку.
Выполнение РГР имеет большое значение для глубокого овладения основами «Архитектурной экологии», так как способствует формированию всех заявленных выше компетенций для дальнейшей их реализации в практической деятельности (проектной, научно-исследовательской, коммуникативной, организационно-управленческой, педагогической) в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Архитектура» (шифр 07.03.01).
Самостоятельно выполняя РГР по дисциплине «Архитектурная экология», студенты учатся работать с нормативной литературой, вновь и вновь обращаясь к конспектам лекций, анализировать экологические проблемы, обсуждаемые на практических занятиях. При этом они, безусловно, овладевают новыми знаниями, получают реальные результаты, совершенствуют профессиональные навыки и умения. Задача ведущего преподавателя – помочь осознать цель и задачи работы, обсудить со студентами ход выполнения РГР (поэтапно), при необходимости – дать своевременные рекомендации, оказать помощь, скорректировать ошибки.
Студенты-архитекторы овладевают знаниями о природных экосистемах и искусственной среде, учатся проектировать новые архитектурные и градостроительные объекты с учетом влияния человека на окружающую среду и реконструировать ее в целях устранения последствий негативного влияния и создания условий, гармоничных для проживания людей.
Библиографический список
- Микулина, Е.М. Архитектурная экология: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования/ Е.М. Микулина, Н.Г. Благовидова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с., [16] с.цв.ил. – (Сер. Бакалавриат).
- Лицкевич В.К., Конова Л.И. Учет природно-климатических условий местности в архитектурном проектировании: учебно- методические указания к курсовой расчетно-графической работе /В.К. Лицкевич, Л.И.Конова. — М.: МАРХИ, 2011. — 44 с. ( в пособии стр.20).
- Смоляр, И.М. Экологические основы архитектурного проектирования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М.Смоляр, Е. М.Микулина, Н. Г. Благовидова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. —160.
- Таршис, Л.Г. Общая экология: Текст лекций для студентов педагогических ВУЗов / Л.Г. Таршис Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2012. – 104 с. Электронный ресурс http://gbf.uspu.ru/attach/article/172 Обращение 28.11.2015.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12158477.
- СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.