УДК 37.04

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В СИСТЕМЕ КОНТИНУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Сидоренко Юлия Андреевна1, Якименко Лилия Альбертовна2
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1

Аннотация
В статье раскрывается деятельность системы непрерывного довузовского образования РостГМУ обеспечивающая развитие каждого обучающегося как неповторимой человеческой индивидуальности, способствующая росту и совершенствованию его нравственных и творческих сил и целенаправленному выбору профессии.
Ключевые слова: континуально многоуровневый подход, профилизация обучения, профессиональная ориентация, психолого-педагогического сопровождение, научно-исследовательская деятельность, формирование конкурентоспособного «будущего студента», внеучебная деятельность, концепция личностно-ориентированного развития.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, континуально многоуровневый подход, концепция личностно-ориентированного развития, научно-исследовательская деятельность, профессиональная ориентация, профилизация обучения, психолого-педагогического сопровождение, формирование конкурентоспособного «будущего студента»


UPBRINGING PARADIGM IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATIONAL PROCESS

Sidorenko Yuliya Andreevna1, Yakimenko Liliya Albertovna2
1Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene
2Rostov State Medical University, teaching assis-tant of the department of public health and health care No. 1

Abstract
The article discusses the work of system of the continuous pre-university formation of Rostov state medical university which provides the development of each student as unique human identity and promotes the growth and improvement of its moral and creative power and purposeful choice of profession.
Keywords: continually multilevel approach, profilisation of education, vocational guidance, psychological and pedagogical maintenance, scientific research, formation of competitive "future student", extracurricular activities, the concept of the personal oriented development.

Keywords: continually multilevel approach, ex-tracurricular activities, formation of competitive "future student", profilisation of education, psychological and pedagogical maintenance, scientific research, the concept of the personal oriented development, vocational guidance


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64722 (дата обращения: 22.11.2016).

XXI век – это качественно новое историческое время, которое диктует необходимость модернизации экономики, социальной сферы, сферы здравоохранения и формирования гражданского общества. Радикальные изменения, происходящие в экономической и социальной жизни России в последнее десятилетие, в том числе и в образовании, делают объективно необходимым глубокий анализ и корректировку не только воспитательной практической деятельности, но и фундаментальных аспектов теории и методологии воспитания.

Воспитание на современном этапе должно соответствовать целям построения демократического общества. Основой преобразований во всех сферах жизни является обеспечение свободы самореализации личности во всем объеме ее жизненных интересов. Применительно к сфере будущей профессиональной деятельности врача в процессе социализации студента-медика первостепенное значение приобретает социальная среда, созданная в медицинском вузе с целью приобщения индивида к ценностям науки и религии, традициям медицины[1, с.5]. В данном контексте  для обеспечения эффективной деятельности  важна ориентация высшей школы на формирование личности нового социокультурного типа. Решение всех этих проблем требует повышения ответственности на всех уровнях образовательного процесса, развития межведомственных отношений, осмысления практического опыта преподавания, совершенствования нормативной правовой базы и разработки теоретических основ воспитательного процесса.

Общая цель воспитания в университете определяется как разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

Главной задачей является создание условий активной жизнедеятельности,  реализации потенциала гражданского самоопределения и самореализации, возможностей максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Исходя  из принципа  целостности  обучения  и  воспитания,  их  гуманистической  основы,  факультет  довузовского  образования  осуществляет  комплексную  систему  обучения  и  воспитания обучающихся.

В реализации поставленных целей в разделе воспитательной работы подрастающего поколения  ведется последовательная работа на различных ступенях педагогического образовательного процесса: подготовительные курсы университета  разных форм обучения, клуб «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи на функциональной (договорной) основе, кафедры университета, обеспечивающие  учебный процесс.

На факультете  реализуются следующие принципы и направления    воспитательной работы: повышение учебной дисциплины обучающихся факультета: академический мониторинг посещаемости занятий, своевременного выполнения учебного плана,  обеспечение порядка и дисциплины на занятиях и так следствие повышение успеваемости; активизация общественной жизни обучающихся, вовлечение их в различные формы внеаудиторная деятельности в вузе, внедрение  принципов самоуправления; воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважения и любви к своему факультету, университету, выбранной специальности; повышение культуры и этики поведения в университете, в обществе, формирование благоприятного психологического климата в коллективе; повышение уровня нравственности, культуры, гражданского долга и гуманизма как основы светского воспитания; формирование стремления к здоровому образу жизни; активное участие в организации досуга и отдыха, спортивных и физкультурных мероприятий, содействующих развитию позитивных интересов и способностей, развитие ответственности за сохранность интерьеров, оборудования и инвентаря университета; профилактика и предотвращение грубых нарушений порядка и дисциплины в университете, общественных местах. Ведь условием успешной социализации студенчества можно считать создание единого образовательного пространства духовно-нравственного воспитания[2, с.162].

Для реализации провозглашенных принципов используются следующие формы воспитательной работы: организационная работа с учреждениями образования разных уровней (профильные школы, колледжи, учреждения дополнительного образования), взаимодействие со службой занятости; идейно-воспитательная  работа (встречи с ведущими специалистами в обрасти медицины; профориентационная работа (выездные мероприятия в регионе, «Дни открытых дверей», Ярмарки вакансий, экскурсии по вузу, «Фестивали науки Юга России», посещение симмуляционного класса РостГМУ); воспитательная  работа  по  реализации    научно-исследовательских проектов (участие в научно-практических конференциях различных уровней); психолого-педагогическое сопровождение совместно с Центром психологической работы университета; культурно – массовая работа, волонтерство[3, с.119].

Многолетняя практика показала,  что,  ранняя профилизация,  расширение образовательного пространства формирует континуальность процесса обучения и  позволяет обеспечивать готовность старшеклассников к освоению программ высшего профессионального образования[4]. Особенно важно, что при этом   учитываются возможности личности для реализации своих интересов и способностей. Данный аспект работы нашел свое отражение при организации дополнительного профильного  учебно-воспитательного процесса в клубе «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи[5, с.115].В основу образовательного процесса в клубе положена концепция личностно-ориентированного развития, предполагающего развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания. Обучение  базируется на признании каждого ребенка, его права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения и выстраивания каждому ученику собственной, индивидуальной образовательной траектории.  Для более полного овладения этой системы знаний, «погружения» в профессию, приобретения медицинских навыков и умений   в клубе реализуется учебная программа, которой было присуждено право авторской, обобщившая большой опыт совместной работы Ростовского медицинского университета и городского Дворца творчества  детей и молодежи. Воспитательный компонент программы предусматривает: развитие мотивации к освоению выбранной профессии  на основе формирования познавательного интереса, элементов ключевых компетенций, знаний и умений основ медицины; умение применять полученные теоретические знания на практике;  приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям; формирование научного мировоззрения, интереса к научно-исследовательской деятельности;  освоение учащимися универсальных способов учебной деятельности, способствующих саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке и адаптации к учебной нагрузке; формирование социального опыта в труде и общении, профессионального самоопределения старшеклассников; профилактика асоциального поведения подростков; получение призовых мест на конференциях  ДАНЮИ, различных олимпиадах, конференциях  и конкурсах[6, 481]. Социальная эффективность работы факультета по воспитанию конкурентно способного студента прямо пропорциональна количеству поступающих из довузовских структур в университет, а она равна более чем 80 процентам[7, с.169].

Проведенный мониторинг судьбы абитуриентов, прошедших образование по системе непрерывности, «Юный медик» – подготовительные курсы факультета довузовского образования и университет – выявил сформированную адаптацию  выпускников факультета к учебной и внеаудиторной нагрузке, и как следствие, они  имеют  более высокую академическую успеваемость, принимают активное участие в общественной, научной, волонтерской, культурно-массовой жизни университета.


Библиографический список
  1. Крамская С.В. Региональный компонент образования и его роль в социализации студентов медицинского вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 5. – С.5–8.
  2. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  3. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования//Успехи естествознания.2004, №10.С.119-120.
  4. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе// в сборнике: Наука сегодня. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Научный  центр «Диспут». 2016.
  5. Сидоренко Ю.А, Краевская Т.В. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки// Успехи современного естествознания, 2004.№8, С.115.
  6. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача// Успехи современного естествознания. 2010. № 9. С. 169-170.
  7. Харламов Е.В.,  Сидоренко Ю.А., Сависько Ан. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования// Электронный научно-образовательный вестник Здоровья и образования в ХХI веке. 2011. Т. 13. №10.С481-482.


Все статьи автора «Якименко Лилия Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация