XXI век – это качественно новое историческое время, которое диктует необходимость модернизации экономики, социальной сферы, сферы здравоохранения и формирования гражданского общества. Радикальные изменения, происходящие в экономической и социальной жизни России в последнее десятилетие, в том числе и в образовании, делают объективно необходимым глубокий анализ и корректировку не только воспитательной практической деятельности, но и фундаментальных аспектов теории и методологии воспитания.
Воспитание на современном этапе должно соответствовать целям построения демократического общества. Основой преобразований во всех сферах жизни является обеспечение свободы самореализации личности во всем объеме ее жизненных интересов. Применительно к сфере будущей профессиональной деятельности врача в процессе социализации студента-медика первостепенное значение приобретает социальная среда, созданная в медицинском вузе с целью приобщения индивида к ценностям науки и религии, традициям медицины[1, с.5]. В данном контексте для обеспечения эффективной деятельности важна ориентация высшей школы на формирование личности нового социокультурного типа. Решение всех этих проблем требует повышения ответственности на всех уровнях образовательного процесса, развития межведомственных отношений, осмысления практического опыта преподавания, совершенствования нормативной правовой базы и разработки теоретических основ воспитательного процесса.
Общая цель воспитания в университете определяется как разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
Главной задачей является создание условий активной жизнедеятельности, реализации потенциала гражданского самоопределения и самореализации, возможностей максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Исходя из принципа целостности обучения и воспитания, их гуманистической основы, факультет довузовского образования осуществляет комплексную систему обучения и воспитания обучающихся.
В реализации поставленных целей в разделе воспитательной работы подрастающего поколения ведется последовательная работа на различных ступенях педагогического образовательного процесса: подготовительные курсы университета разных форм обучения, клуб «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи на функциональной (договорной) основе, кафедры университета, обеспечивающие учебный процесс.
На факультете реализуются следующие принципы и направления воспитательной работы: повышение учебной дисциплины обучающихся факультета: академический мониторинг посещаемости занятий, своевременного выполнения учебного плана, обеспечение порядка и дисциплины на занятиях и так следствие повышение успеваемости; активизация общественной жизни обучающихся, вовлечение их в различные формы внеаудиторная деятельности в вузе, внедрение принципов самоуправления; воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважения и любви к своему факультету, университету, выбранной специальности; повышение культуры и этики поведения в университете, в обществе, формирование благоприятного психологического климата в коллективе; повышение уровня нравственности, культуры, гражданского долга и гуманизма как основы светского воспитания; формирование стремления к здоровому образу жизни; активное участие в организации досуга и отдыха, спортивных и физкультурных мероприятий, содействующих развитию позитивных интересов и способностей, развитие ответственности за сохранность интерьеров, оборудования и инвентаря университета; профилактика и предотвращение грубых нарушений порядка и дисциплины в университете, общественных местах. Ведь условием успешной социализации студенчества можно считать создание единого образовательного пространства духовно-нравственного воспитания[2, с.162].
Для реализации провозглашенных принципов используются следующие формы воспитательной работы: организационная работа с учреждениями образования разных уровней (профильные школы, колледжи, учреждения дополнительного образования), взаимодействие со службой занятости; идейно-воспитательная работа (встречи с ведущими специалистами в обрасти медицины; профориентационная работа (выездные мероприятия в регионе, «Дни открытых дверей», Ярмарки вакансий, экскурсии по вузу, «Фестивали науки Юга России», посещение симмуляционного класса РостГМУ); воспитательная работа по реализации научно-исследовательских проектов (участие в научно-практических конференциях различных уровней); психолого-педагогическое сопровождение совместно с Центром психологической работы университета; культурно – массовая работа, волонтерство[3, с.119].
Многолетняя практика показала, что, ранняя профилизация, расширение образовательного пространства формирует континуальность процесса обучения и позволяет обеспечивать готовность старшеклассников к освоению программ высшего профессионального образования[4]. Особенно важно, что при этом учитываются возможности личности для реализации своих интересов и способностей. Данный аспект работы нашел свое отражение при организации дополнительного профильного учебно-воспитательного процесса в клубе «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи[5, с.115].В основу образовательного процесса в клубе положена концепция личностно-ориентированного развития, предполагающего развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания. Обучение базируется на признании каждого ребенка, его права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения и выстраивания каждому ученику собственной, индивидуальной образовательной траектории. Для более полного овладения этой системы знаний, «погружения» в профессию, приобретения медицинских навыков и умений в клубе реализуется учебная программа, которой было присуждено право авторской, обобщившая большой опыт совместной работы Ростовского медицинского университета и городского Дворца творчества детей и молодежи. Воспитательный компонент программы предусматривает: развитие мотивации к освоению выбранной профессии на основе формирования познавательного интереса, элементов ключевых компетенций, знаний и умений основ медицины; умение применять полученные теоретические знания на практике; приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям; формирование научного мировоззрения, интереса к научно-исследовательской деятельности; освоение учащимися универсальных способов учебной деятельности, способствующих саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке и адаптации к учебной нагрузке; формирование социального опыта в труде и общении, профессионального самоопределения старшеклассников; профилактика асоциального поведения подростков; получение призовых мест на конференциях ДАНЮИ, различных олимпиадах, конференциях и конкурсах[6, 481]. Социальная эффективность работы факультета по воспитанию конкурентно способного студента прямо пропорциональна количеству поступающих из довузовских структур в университет, а она равна более чем 80 процентам[7, с.169].
Проведенный мониторинг судьбы абитуриентов, прошедших образование по системе непрерывности, «Юный медик» – подготовительные курсы факультета довузовского образования и университет – выявил сформированную адаптацию выпускников факультета к учебной и внеаудиторной нагрузке, и как следствие, они имеют более высокую академическую успеваемость, принимают активное участие в общественной, научной, волонтерской, культурно-массовой жизни университета.
Библиографический список
- Крамская С.В. Региональный компонент образования и его роль в социализации студентов медицинского вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 5. – С.5–8.
- Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования//Успехи естествознания.2004, №10.С.119-120.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе// в сборнике: Наука сегодня. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». 2016.
- Сидоренко Ю.А, Краевская Т.В. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки// Успехи современного естествознания, 2004.№8, С.115.
- Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача// Успехи современного естествознания. 2010. № 9. С. 169-170.
- Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько Ан. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования// Электронный научно-образовательный вестник Здоровья и образования в ХХI веке. 2011. Т. 13. №10.С481-482.