УДК 373.1

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФИНСКОЙ ШКОЛЕ

Грачева Анна Геннадьевна
Уханьский университет, Китай
педагогический факультет, студент магистратуры по специальности "Учебный план и методология преподавания"

Аннотация
Данная статья рассматривает понятие междисциплинарного обучения в применении к средней школе, его преимущества и трудности. Обсуждается текущая реформа системы школьного образования в Финляндии, которая включает введение междисциплинарного обучения. Финская система образования является одной из самых успешных в мире, предметом изучения и моделью для подражания во многих других странах. Ее целью является развитие способностей каждого ребенка и подготовка к взрослой жизни, а не успешная дача экзаменов.

Ключевые слова: междисциплинарное обучение, Междисциплинарный подход, образование в Финляндии, обучение основаное на явлениях, развитие способностей учащихся, реформа образования, среднее образование, средняя школа, финская система образования


MULTIDISCIPLINARY TEACHING IN FINNISH SCHOOL

Gracheva Anna Gennadievna
Wuhan University, China
Faculty of Education Science, masters student, major in "Curicculum and Teaching Methodology"

Abstract
This article contemplates a subject of multidisciplinary teaching in application to high school, as well as its advantages and challenges. Current education system reform in Finland, which includes introduction of multidisciplinary teaching, is discussed. Finnish education system is considered one of the best in the world, it has been studied and imitated in many other countries. Its main objective is development of abilities of every child, as well as preparation for adult life, rather than successful test results.

Keywords: ability development of pupils, education in Finland, education reform, Finnish education system, high school, multidiciplinary teaching, multidisciplinary approach, phenomenon based education, secondary education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грачева А.Г. Междисциплинарное обучение в финской школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64516 (дата обращения: 03.06.2017).

Междисциплинарный подход в обучении известен еще с античных времен, а в последнее время приобретает все большую актуальность.  Однако его практическое применение в основном ограничивается сферами высшего образования и изучения языков. В сфере же среднего образования данный подход существует лишь в отдельных школах, а на государственном уровне его внедрение постепенно происходит только в одной стране мира – Финляндии. Сторонники подхода считают, что его правильное применение может помочь улучшить качество образования и лучше подготовить учащихся к взрослой жизни. Данная статья рассмотрит определение междисциплинарного подхода в обучении, опыт его применения с средней школе в Финляндии и Норвегии, а также дальнейшие перспективы его развития в других странах.

Что такое междисциплинарный подход к обучению

Междисциплинарный подход включает в себя размытие границ между традиционными учебными предметами и обучение в рамках более общих тем или направлений, а не учебных дисциплин. К примеру, обучение иностранному языку может объединяться с обучением географии, истории и литературы данной страны, разные предметы могут объединяться в таких темах, как “мой город”, “моя страна”, и т.д.

Понятие междисциплинарного обучения известно еще с античных времен, оно затрагивалось известными философами и педагогами и в более позднее время. Актуально и современно звучат слова величайшего педагога и мыслителя 17-го века Я.А. Коменского по реорганизации образования, который в книге «Великая дидактика» подчеркивал, что «все находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [1]. Я.А. Коменский определил, что обучение – это приобретение знаний и умений решать разные задачи. И соответственно, такое обучение требует  междисциплинарного подхода, призванного создать целостную картину мира, в которой человек – это совершенное творение природы и имеет право на развитие всех своих способностей и возможностей.

В последние десятилетия междисциплинарное обучение становится все более популярным, в особенности в сфере высшего образования. На многих дисциплинах обучения в ВУЗе существует множество поднаправлений, вместе с развитием науки и техники размываются границы между отдельными науками, а также на рынке труда все более и более востребованными становятся специалисты, способные гибко адаптироваться к происходящим изменениям. Все это требует междисциплинарного подхода, и многие ВУЗы предлагают такие программы, например смешивая бизнес, дизайн и инженерное дело [2]. С другой стороны, обучение в начальной и средней школе в большинстве стран мира до сих основывается на традиционных учебных предметах, таких как математика, литература, история и т.п. Возможно ли междисциплинарное обучение в средней школе? Только в одной стране мира междисциплинарное обучение вводится во всех средних школах с 2016 года. Эта страна – Финляндия. Рассмотрение того, как проходит и каких целей преследует данная реформа системы образования, поможет ответить на вышеупомянутый вопрос.

Особенности финской системы школьного образования

В настоящее время финская система образования является предметом исследований многих ученых-педагогов. Говорится даже о финском “педагогическом чуде”[3], исследователи ищут возможности применять финский опыт в других странах мира, в том числе в таких развитых странах, как США и Великобритания. Дело в том, что в Финляндии в последние десятилетия были успешно проведены реформы образования, и в настоящее время финская система образования достигла впечатляющих результатов. К примеру, регулярно занимаются высокие места на международных тестах, таких как PISA [4](у Финляндии результаты лучше, чем у большинства стран Европы и Америки, она конкурирует с ведущими азиатскими странами – Сингапуром, Республикой Корея итд.).

Финская система образования принципиально отличается от систем, принятых во многих странах (в особенности в Азии), тем, что она направлена не на зубрежку и успешную сдачу экзаменов, а на развитие способностей каждого ребенка и его подготовку к взрослой жизни. В Финляндии в школах не ставятся оценки и не проводятся централизованные экзамены. В центре учебного процесса находится ученик, учитель лишь ему помогает в усвоении знаний. Ученики не просто сидят рядами и слушают преподавателя, а поощряется совместная работа по разрешению различных учебных задач[3].

У финской системы образования имеются следующие черты:

  • государственное финансирование;
  • отсутствие разницы в качестве обучения между различными школами – школы, как в столице, так и в отдаленных сельских регионах предлагают одинаково качественное образование;
  • высокая автономия школ;
  • особое внимание к подготовке учительских кадров;
  • отсутствие стандартизованных тестов.

В Финляндии имеется “Базовый Национальный учебный план”, который утверждается правительством. В нем закладываются основы системы образования, включая системы оценок и мероприятия по заботе об учениках с особыми нуждами. Самое главное, он включает в себя перечень основных учебных предметов, которые должны преподаваться всем ученикам и распределение учебных часов по предметам. На его основе местные самоуправления и школы составляют собственный учебный план, и им предоставлена большая свобода в применении принципов из базового плана[5].

Реформа образования в Финляндии продолжается, и с августа 2016 г. вступает в силу обновленный Базовый учебный план, включающий в себя принципы междисциплинарного подхода к обучению. Эксперименты с междисциплинарным подходом в некоторых школах проводились уже с 1980-х годов, однако в новом учебном плане он будет утвержден на государственном уровне. В Финляндии это называют “обучением на основе явлений (англ. яз. – phenomenon-based learning)”, противопоставляя этот подход обучению на основе традиционных школьных предметов[6].

Это не означает, что в финских школах не будут преподаваться традиционные школьные предметы, такие как математика, литература или химия. Они продолжат преподаваться, однако во всех средних школах для детей 7 – 16 лет будет введен по меньшей мере один длительный период междисциплинарного, “основанного на явлениях”, обучения. Продолжительность этого периода школы могут устанавливать самостоятельно. К примеру, местные власти самого крупного в Финляндии города Хельсинки определили, что все учащиеся средних школ в этом городе должны пройти 2 периода междисциплинарного обучения в год, каждый из этих периодов может длиться несколько недель.

В чем причина внедрения междисциплинарного подхода в начальной и средней школах? Авторы финской реформы образования считают, что вместе с развитием технологии, изменениями в обществе и профессиональной жизни человека, изменяются и требования к образованию. Классический подход к образованию не подготавливает человека к успешной профессиональной деятельности в 21-м веке. К примеру, раньше на рынке труда требовались работники для проведения различных подсчетов, однако сейчас эти подсчета производятся компьютерами и эти навыки уже не нужны.

Примеры междисциплинарных “явлений”:

  • учащийся ПТУ изучает курс “услуги кафе”, который включает в себя математику, иностранные языки, навыки письма и общения;
  • темы: “Европейский союз”, “Сообщество и изменение климата”, “100 лет независимости Финляндии” включают в себя элементы экономики, истории, иностранных языков и географии;

Многие преподаватели и учащиеся смотрят на реформу с энтузиазмом. Однако существуют и определенные сложности при внедрении междисциплинарного подхода. Многим учителям, которые многие годы имели узкую специализацию на одном учебном предмете, нелегко переходить на преподавание явлений, переходящих через границы нескольких предметов. Чтобы решить подобные проблемы, при планировании уроков поощряется подход совместного преподавания, когда несколько преподавателей-предметников вместе участвуют в создании учебного материала[7].

Финский опыт в других странах

Возможно ли перенять финский опыт внедрения междисциплинарного подхода в средней школе в других странах, в том числе в России? Следует отметить, что во многих школах уже вводятся междисциплинарные “проектные недели”.  Как и в сфере высшего образования, междисциплинарный подход хорошо отвечает требованиям современного общества. Однако прежде чем задумываться о переходе на междисциплинарное обучение, необходимо подготовить и преподавателей, и систему в целом к такому шагу. Первым шагом в этом направлении является переход на систему образования ориентированную на развитие ребенка и его подготовку к взрослой жизни, а не на успешную сдачу экзаменов. Однако, такая система не будет работать, если не уделять внимания качеству подготовки преподавателей и устранению неравенства в качестве образования между разными регионами и школами. Только когда эти проблемы решены, можно проводить реформу образования. Поэтому финский опыт подчеркивает, что поддержка системы образования государством очень важна, это по сути является вкладом в будущее развитие государства.


Библиографический список
  1. Коменский А.Я. Избранные сочинения / А.Я. Коменский. М.: Учпедиздат, 1955. — 287 с
  2. P. Sihvola. Multidisciplinary Education – Impact on Working Career, Case IDBM. Aalto University School of Business, Department of Management Studies. 2014
  3. P. Sahlberg. Finnish Lessons: What Can the World Learn from Educational Change in Finland, p. 26. 2011 Teachers College, Columbia University.
  4. S. Kupiainen, J. Hautamäki, T. Karjalainen. The Finnish Education System and PISA. Ministry of Education Publications, Finland 2009 http://www.minedu.fi
  5. Garner R. Finland schools: Subjects scrapped and replaced with ‘topics’ as country reforms its education system // Independent. 21.03.2015. URL: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/finland-schools-subjects-are-out-and-topics-are-in-as-country-reforms-its-education-system-10123911.html
  6. National Core Curicculum for Basic Education 2004. Finnish National Board of Education.
  7. P. Sahlberg. Finland’s school reforms won’t scrap subjects altogether // The Conversation. 25.3.2015. URL: http://theconversation.com/finlands-school-reforms-wont-scrap-subjects-altogether-39328


Все статьи автора «Грачева Анна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: