УДК 82-34

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ

Мкртчян Тамара Юрьевна1, Пустоветова Алёна Олеговна2
1Южный федеральный университет, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации
2Южный федеральный университет, студентка 3-го курса направления «Перевод и переводоведение»

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме классификации фэнтези как литературного жанра. Авторы рассматривают классификации, созданные как зарубежными, так и отечественными лингвистами, каждый из которых выделяет некий универсальный признак, лежащий в основе всех произведений жанра фэнтези. Проведенное авторами исследование позволяет утверждать, что в связи с разнообразием направлений исследуемого жанра создание единой классификации невозможно.

Ключевые слова: жанр, Классификация, направление фэнтези, принцип классификации, сверхъестественное, фантастическое, фэнтези


TO THE PROBLEM OF CLASSIFICATION OF THE FANTASY GENRE

Mkrtchyan Tamara Yurievna1, Pustovetova Alyona Olegovna2
1Southern Federal University, PhD in Philology, Associate Professor, Department of Linguistics and Professional Communication
2Southern Federal University, third-year student of the Translation department

Abstract
The article is devoted to the problem of classification of fantasy genre and studying its subtypes. The authors consider various classifications created by both foreign and domestic linguists each of whom tried to find a common attribution of all works of fantasy genre. The undertaken study lets the authors deduce that it is impossible to create a universal classification due to diversity of genre subtypes.

Keywords: classification, fantasy, genre, genre subtypes, principle of classification, the marvelous, the uncanny


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мкртчян Т.Ю., Пустоветова А.О. К вопросу о классификации жанра фэнтези // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64387 (дата обращения: 20.11.2016).

Жанр фэнтези – относительно новое явление в литературе, которое получило большое развитие на Западе. На данный момент указанный жанр является одним из самых продуктивных и привлекающих большую аудиторию читателей. В связи с особой популярностью данного жанра возникает необходимость классификации его направлений, примеры которых мы можем найти в работах зарубежных и отечественных лингвистов. В данной статье мы рассмотрим различные классификации исследуемого жанра.

Согласно Оксфордскому словарю литературоведческих терминов современные теоретики жанра фэнтези выделяют в исследуемом жанре два направления: волшебное (the marvellous) и сверхъестественное (the uncanny) фэнтези. В первом из вышеупомянутых направлений волшебство считается основной составляющей реальности воображаемого мира, который четко отделен от объективной действительности. Все события, которые можно охарактеризовать как странные или необычные, объясняются существованием магии. Примером можно считать трилогию «Властелин Колец», написанную Дж. Р. Р. Толкиным [1, p.147]. К этому направлению также можно отнести цикл «Хроники Нарнии», написанный К.С. Льюисом, сагу «Песнь льда и огня» Дж. Р. Р. Мартина, цикл о Земноморье Урсулы К. Ле Гуин и многие другие произведения.

В сверхъестественном фэнтези  странные события, которые невозможно объяснить рационально, происходят во сне главного героя, в его галлюцинации или бреду. Таким образом, в данном виде фэнтези предлагается психологическое объяснение событиям, которые кажутся сверхъестественными [1, с. 267]. Примером можно считать цикл книг «Лабиринты Эхо», созданный под псевдонимом Макс Фрай, где главный герой во сне попадает в некий параллельный мир и даже устраивается там на работу.

Е.Н. Ковтун, литературовед, президент Ассоциации исследователей фантастики, в своей книге «Художественный вымысел в XX в.» выделяет четыре разновидности фэнтези по «f-посылке», под которой она подразумевает гипотезу, допущения, лежащие в основе произведения в жанре фэнтези [2, c.96]:

1) мистико-философское фэнтези, отличающееся глубиной проблематики и емкостью символики. В фэнтези подобного типа посылка определяет судьбу героя и его жизненный путь. В качестве примера Е.Н.Ковтун приводит такие произведения литературы, как «Золотой горшок» Эрнста Теодора Амадея Гофмана и «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте. Данная разновидность фэнтези имеет давнюю традицию в литературе и характеризуется созданием многомерной и сложной концепции бытия [2, c.101];

2) метафорическое фэнтези, в основе которого лежит f-посылка непостижимого, чудесного и удивительного. Данный вид фэнтези раскрывает мечту автора об идеале и отображает его романтическое восприятие всего истинно человеческого в жизни. Главный герой часто является одиноким мечтателем, воспринимающим мир иначе, чем все остальные. Он остро чувствует его несовершенство и видит его полнее и сложнее, чем другие люди. Члены его семьи и близкие ему люди, как правило, не понимают его и считают опасным чудаком, а иногда даже душевнобольным, потерянным в своих фантазиях. Данный вид фэнтези берет начало от литературной традиции Уильяма Шекспира [2, c.101-102];

3) ужасное или черное фэнтези, где воображаемая реальность предстает перед героем в зловещей и таинственной ипостаси. Мир, казавшийся таким знакомым и стабильным, неожиданно превращается в нечто, недоступное для понимания, за чем скрывается бездна. Примером такого фэнтези можно считать «Дракулу» Б. Стокера [2, c.102];

4) героическое фэнтези, или фэнтези «меча и волшебства» представляет собой самую продуктивную в настоящее время разновидность исследуемого жанра. В данном случае использование термина «f-посылка» условна, поскольку гипотеза, положенная в основу произведения, выступает в основном в качестве декораций событий, которые образует формируют пространственно-временной континуум, в рамках которого развивается действие. Мировоззренческие основы в данном виде фэнтези не играют ключевой роли, потому что все внимание автора концентрируется на описании бесконечных авантюрных событий, в центре которых оказывается главный герой. Мир, в котором живет герой, должен отличаться от реального, поэтому авторы могут использовать идеи технологической революции и создавать параллельные миры, использовать магии и банальные схватки на мечах. Примером можно считать «Хроники Амбера», написанные Роджером Желязны,  цикл «Меч Истины» Тэрри Гудкайнда и другие. Предтечей героического фэнтези можно считать эпопею Дж.Р.Р. Толкина, включающую в себя такие произведения, как «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион», а также цикл «Хроники Нарнии», написанный К.С. Льюисом [2, c.102-103].

В литературной энциклопедии терминов и понятий также представлена классификация фэнтези по характеру фантастического, присущему произведению:

- высокое фэнтези – действие происходит в вымышленном мире (сага «Песнь льда и огня» Дж. Р.Р. Мартина, «Сага о Ведьмаке», написанная польским писателем Анджеем Сапковским, трилогия «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина);

- низкое фэнтези – элементы сверхъестественного проявляются в реальном мире («Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг, «Тайный круг» Л. Дж. Смит) [3, с.1162].

В данной энциклопедии находим и другую классификацию. В соответствии с проблемно-тематическим принципом выделяются:

- героическое фэнтези – действие происходит в вымышленных мирах и повествует о приключениях главного героя. О данном виде фэнтези уже было сказано ранее, многие современные произведения данного жанра написаны именно в этом русле;

- готическое фэнтези –включает в себя элементы готики и ужасов. Примером можно считать произведения С.Кинга, «Вампирские Хроники» Энн Райс;

- христианское фэнтези –в основе лежат христианские мотивы, идеи, сюжеты, христианская модель устройства Вселенной. У истоков данного вида фэнтези стоят Д.Макдоналд, К.Л. Льюис, Ч. Кингсли и другие;

- оккультное фэнтези – много места отводится мистическим ритуалам, звучит идея о том, что только посвященные могут познать тайны Вселенной. Такие авторы, как Э. Блэквуд, Д. Уитли и другие, работали в данном направлении фэнтези [3, с.1162 - 1163].

Еще одна классификация фэнтези была создана Р. Шидфаром, русским переводчиком, которые выделил в фэнтези четыре направления:

1) героическое фэнтези, в основе которого лежит кельтский фольклор;

2) фольклорно-сказочное фэнтези, которое характеризуется тем, что действие происходит в реальном мире, где также живут персонажи из мифов;

3) «Меч и Магия»: данное направление фэнтези имеет героико-эпический характер, в центре приключение главного героя. Однако отличие данного направления от героического автором классификации не обозначено;

4) «мифообразующее» фэнтези, когда автор создает свою собственную мифологию и мир [4, c.90].

Однако мы не можем считать вышеизложенную классификацию полной, так как Р. Шидфар не различает героическое и эпическое фэнтези. С.Т. Алексеев же указывает, что эпическое фэнтези, прежде всего, строит вторичные миры, и этим объясняется его связь с мифологией. Данный вид фэнтези концентрирует свое внимание на обществе в целом. Героическое фэнтези, напротив, ставит в центр сюжета деяния какого-то конкретного индивида [5, c.281].

На наш взгляд наиболее развернутая классификация представлена Е.А. Афанасьевой. Автор проанализировала множество существующих классификаций и свела воедино многочисленные попытки своих предшественников по типизации фэнтезийных поджанров.  Е.А. Афанасьева классифицирует фэнтези по нескольким принципам:

1. сюжетно-тематический: мифологическое, эпическое, «чёрное», мистическое, романтическое [6, c.89];

2.  принцип, в основе которого лежит национальная специфика, то есть мир фэнтези строится автором на основе традиций конкретной культуры: славянской, скандинавской и т.д. [6, c.90];

3. время действия: прошлое (историческое фэнтези), настоящее (примером можно считать городское фэнтези), будущее [6, c.90];

4. аксеологический принцип, в котором выделяются две крайние позиции: максимально положительная оценка и отрицающая, сатирическая. Согласно данному принципу фэнтези может быть героическим и юмористическим. Примером юмористического фэнтези можно считать цикл «Лабиринты Эхо», созданный под псевдонимом Макс Фрай [6, c.91]. Также к юмористическому фэнтези можно отнести цикл «Плоский мир» Терри Пратчетта, «МИФический цикл» Р. Л. Асприна и другие.;

5. мировоззренческий принцип. В соответствии с этим принципом можно выделить христианскую фэнтези, техномагию и «философский боевик»[6, c.91]

6. принцип адресата. Данный принцип подразумевает целевую аудиторию, на которую рассчитано конкретное произведение (детское фэнтези, взрослое фэнтези и т.д.) [6, с.92].

Таким образом, рассмотрев проблему жанровой классификации современного фэнтези, мы приходим к следующим выводам. Во-первых, существует множество классификаций фэнтези, и их количество постоянно увеличивается, что объясняется возрастающей популярностью данного жанра в настоящее время. Во-вторых, автор каждой классификации выделяет какой-то универсальный принцип, лежащий в основе всех произведений данного жанра (например, присущий произведению характер фантастического, лежащая в основе произведения гипотеза, проблемно-тематический принцип и прочие).  В-третьих, наиболее полная классификация представлена Е.А.Афанасьевой, в чьих работах мы находим наиболее развернутую классификацию, основанную сразу на нескольких принципах. Однако заметим, что каждый из предложенных подходов к исследованию типологии фэнтези не является идеальным и имеет свои недостатки.

 


Библиографический список
  1. Baldick С. The Concise Oxford Dictionary of  Literary Terms. Oxford: Oxford University Press, 2001.
  2. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. М., 2008.
  3. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
  4. Шидфар Р. Бесконечная история. Очерк развития зарубежной фэнтези // Книжное дело.1997. № 1. С.86-90.
  5. Алексеев С. Т. Гомеры нового времени// Если. 2006. № 9. С. 280 – 286.
  6. Афанасьева Е.А. Жанр фэнтези: проблема классификации //Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема). Самара, 2007. С. 86-93.


Все статьи автора «Пустоветова Алёна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация