УДК 159.937

ВЕБ-ДИЗАЙН: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Сабанова Анастасия Александровна1, Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна2
1Ульяновский государственный технический университет, студент 2 курса специальности «Издательское дело и редактирование»
2Ульяновский государственный технический университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью»

Аннотация
Рассматриваются правила разработки дизайна сайта с учетом психологии восприятия информации.

Ключевые слова: веб-дизайн, восприятие, информация, композиция, текст, цвет


WEB DESIGN: PSYCHOLOGICAL EXPERTISE

Sabanova Anastasia Alexandrovna1, Shigabetdinova Guzel Mirhayzanovna2
1Ulyanovsk State Technical University, 2nd year student of the specialty "Publishing and editing"
2Ulyanovsk State Technical University, the candidate of pedagogical sciences, professor of "Political science, sociology and public relations"

Abstract
Rules of web design development are examinated according to psychology of perception of information.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сабанова А.А., Шигабетдинова Г.М. Веб-дизайн: психологическая экспертиза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63345 (дата обращения: 27.11.2016).

В условиях взрастающей популярности сети Интернет повышается значимость дизайнерского решения информационных ресурсов. Этим обусловлена актуальность избранной нами темы исследования. Цель работы: выявить, как влияют композиция, оформление текста и цветовое решение на восприятие информации в веб-дизайне.

Теоретический анализ научной литературы (Г.М. Барышников, И.А. Розенсон, О.Л. Голубева, Б.А. Базыма, Л.В. Ширинкина ) показал, что все элементы веб-дизайна  составляют композицию сайта. Дизайнерская организация  страницы должна передавать структуру и иерархию подчиненности элементов. Средствами акцентирования, как правило, являются контраст цвета, формы и размера.

Известно, что цвет вызывает определенные специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых  порождает цветовые ассоциации и символы.

Не менее важное значение в восприятии информации со страницы сайта имеет шрифт, его размер и междустрочный интервал.

Нами было проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа интернет – ресурсов.  В исследовании приняли участие 10 студентов направления «Издательское дело и редактирование». Они оценивали сайт по заданным критериям: композиционное решение, удобство навигации, цветовая гамма, оформление текста.

По результатам эксперимента, 8 из 10 человек считают, что длина строки не должна быть слишком длинной. И только 1 человек предпочел строку длиной более 65 знаков.

5 из 10 человек предпочитают выравнивание по левой стороне. 4 человека  считают, что тип выравнивания никак не влияет на удобочитаемость. 1 человек убежден, что выравнивание по левой стороне, наоборот, негативно сказывается на восприятии информации.

Согласно результатам эксперимента, 8 человек из 10 предпочитают читать текст со значением межстрочного интервала 30-60% от размера шрифта. 2 из 10 человек предпочли текст с большим межстрочным интервалом.

Согласно эксперименту, все испытуемые предпочитают сочетание гротескных шрифтов  со шрифтами без засечек.

Известно, каждый цвет вызывает  определенные эмоции и чувства. Например, холодные темные оттенки успокаивают человека, а теплые, яркие цвета действуют на него пробуждающее. Согласно результатам эксперимента, 7 из 10 подтвердили, что холодные темные оттенки действительно успокаивают, а теплые, яркие цвета пробуждают. На настроение 3 из 10 человек цвет никак не повлиял.

Установлено, что контрастные сочетания цвета и размера выглядят более привлекательно для восприятия, и человек, заходя на сайт, в первую очередь обращает внимание на самый большой и яркий элемент. Согласно результатам исследования, все участники эксперимента считают, что отсутствие взаимосвязи элементов на сайте негативно влияет на удобство навигации по сайту и восприятие информации.

Результаты проведенного исследования показали, что для организации структуры веб-страницы необходимо учитывать особенности восприятия человеком информации. Для того, чтобы сделать сайт привлекательным и пробудить к нему интерес посетителей, необходимо соблюдать следующие правила: выверенная структура расположения компонентов страницы с понятной иерархией компонентов и удобной навигацией; выбор цветового решения, обусловленного поставленными оформительскими задачами; сочетание гротескных шрифтов со шрифтами без засечек; длиной строки текста не более 65 знаков.


Библиографический список
  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. 3-е переизд. – М. : Прогресс, 1974.
  2. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. М.: Речь, 2005.
  3. Барышников Г. М. Шрифты разработка и использование. – М. : Эком, 1997.
  4. Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна. Монография. – Х.: «Септима ЛТД», 2006.
  5. Василевич А. П. Цвет и названия цвета в русском языке : монография / А. П. Василевич, С. Н. Кузнецова, С. С. Мищенко ; под общ. ред. А. П. Василевича. – М : КомКнига, 2005.
  6. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд. дом «Искусство», 2004.
  7. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. – СПб.: Символ-Плюс, 2004.
  8. Лавров О. Дистанционное обучение : учебное пособие // Вопросы Интернет-образования – 2004. – № 19.
  9. Луптон Э. Графический дизайн от идеи до воплощения. / Пер. с англ. В. Иванов. — СПб.: Питер, 2013.
  10. Макнейл. П. Веб-дизайн. Книга идей веб-разработчика. – СПб.: Питер, 20 1 4.
  11. Психологические механизмы порождения и восприятия текста. – М., 1985.
  12. Розенсон И.А. Основы теории дизайна / И.А. Розенсон: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.-2-е изд.- СПб.: Питер Пресс, 2013.
  13. Чихольд Я . Новая типографика. Руководство для современного дизайнера / Ян Чихольд : [пер.с нем. Л. Якубсона]. — М. : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011.
  14. Ширинкина Л. В. Восприятие текста как процесс // Ежегодник Российского психологического общества. «Психология и практика». – Т. 4 — Вып. 1. – Ярославль, 1998.


Все статьи автора «Сабанова Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация