В условиях взрастающей популярности сети Интернет повышается значимость дизайнерского решения информационных ресурсов. Этим обусловлена актуальность избранной нами темы исследования. Цель работы: выявить, как влияют композиция, оформление текста и цветовое решение на восприятие информации в веб-дизайне.
Теоретический анализ научной литературы (Г.М. Барышников, И.А. Розенсон, О.Л. Голубева, Б.А. Базыма, Л.В. Ширинкина ) показал, что все элементы веб-дизайна составляют композицию сайта. Дизайнерская организация страницы должна передавать структуру и иерархию подчиненности элементов. Средствами акцентирования, как правило, являются контраст цвета, формы и размера.
Известно, что цвет вызывает определенные специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает цветовые ассоциации и символы.
Не менее важное значение в восприятии информации со страницы сайта имеет шрифт, его размер и междустрочный интервал.
Нами было проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа интернет – ресурсов. В исследовании приняли участие 10 студентов направления «Издательское дело и редактирование». Они оценивали сайт по заданным критериям: композиционное решение, удобство навигации, цветовая гамма, оформление текста.
По результатам эксперимента, 8 из 10 человек считают, что длина строки не должна быть слишком длинной. И только 1 человек предпочел строку длиной более 65 знаков.
5 из 10 человек предпочитают выравнивание по левой стороне. 4 человека считают, что тип выравнивания никак не влияет на удобочитаемость. 1 человек убежден, что выравнивание по левой стороне, наоборот, негативно сказывается на восприятии информации.
Согласно результатам эксперимента, 8 человек из 10 предпочитают читать текст со значением межстрочного интервала 30-60% от размера шрифта. 2 из 10 человек предпочли текст с большим межстрочным интервалом.
Согласно эксперименту, все испытуемые предпочитают сочетание гротескных шрифтов со шрифтами без засечек.
Известно, каждый цвет вызывает определенные эмоции и чувства. Например, холодные темные оттенки успокаивают человека, а теплые, яркие цвета действуют на него пробуждающее. Согласно результатам эксперимента, 7 из 10 подтвердили, что холодные темные оттенки действительно успокаивают, а теплые, яркие цвета пробуждают. На настроение 3 из 10 человек цвет никак не повлиял.
Установлено, что контрастные сочетания цвета и размера выглядят более привлекательно для восприятия, и человек, заходя на сайт, в первую очередь обращает внимание на самый большой и яркий элемент. Согласно результатам исследования, все участники эксперимента считают, что отсутствие взаимосвязи элементов на сайте негативно влияет на удобство навигации по сайту и восприятие информации.
Результаты проведенного исследования показали, что для организации структуры веб-страницы необходимо учитывать особенности восприятия человеком информации. Для того, чтобы сделать сайт привлекательным и пробудить к нему интерес посетителей, необходимо соблюдать следующие правила: выверенная структура расположения компонентов страницы с понятной иерархией компонентов и удобной навигацией; выбор цветового решения, обусловленного поставленными оформительскими задачами; сочетание гротескных шрифтов со шрифтами без засечек; длиной строки текста не более 65 знаков.
Библиографический список
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. 3-е переизд. – М. : Прогресс, 1974.
- Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. М.: Речь, 2005.
- Барышников Г. М. Шрифты разработка и использование. – М. : Эком, 1997.
- Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна. Монография. – Х.: «Септима ЛТД», 2006.
- Василевич А. П. Цвет и названия цвета в русском языке : монография / А. П. Василевич, С. Н. Кузнецова, С. С. Мищенко ; под общ. ред. А. П. Василевича. – М : КомКнига, 2005.
- Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд. дом «Искусство», 2004.
- Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. – СПб.: Символ-Плюс, 2004.
- Лавров О. Дистанционное обучение : учебное пособие // Вопросы Интернет-образования – 2004. – № 19.
- Луптон Э. Графический дизайн от идеи до воплощения. / Пер. с англ. В. Иванов. — СПб.: Питер, 2013.
- Макнейл. П. Веб-дизайн. Книга идей веб-разработчика. – СПб.: Питер, 20 1 4.
- Психологические механизмы порождения и восприятия текста. – М., 1985.
- Розенсон И.А. Основы теории дизайна / И.А. Розенсон: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.-2-е изд.- СПб.: Питер Пресс, 2013.
- Чихольд Я . Новая типографика. Руководство для современного дизайнера / Ян Чихольд : [пер.с нем. Л. Якубсона]. — М. : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011.
- Ширинкина Л. В. Восприятие текста как процесс // Ежегодник Российского психологического общества. «Психология и практика». – Т. 4 — Вып. 1. – Ярославль, 1998.