УДК [330.341:32]:346.12(477)

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КРУПНОГО БИЗНЕСА УКРАИНЫ: ДОБРАЯ ВОЛЯ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?

Алони Геннадий
BSA group
Доктор философских наук Институт высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины CEO ГК “BSA Group”

Аннотация
В статье рассматривается проблема социальной ответственности крупного бизнеса Украины в контексте преобразований в обществе и экономике и современной концепции корпоративной социальной ответственности. Доказывается, что современная эпоха характеризуется глубокими изменениями в общественно-экономической сфере (становление государства всеобщего благосостояния, развитие постиндустриальной экономики и экономики знания, повышение значимости человеческого капитала), которые создают новые условия рыночной деятельности фирмы. Анализ деятельности современных крупных благотворительных корпоративных фондов позволяет выявить ряд проблем в их деятельности (непрозрачность, отсутствие общественного контроля, ангажированность), которые автор связывает с неразвитостью гражданского общества в Украине и соответственно низким уровнем его ожиданий.

Ключевые слова: благотворительные фонды, большой бизнес, корпоративная социальная деятельность, социальная ответственность, Украина


SOCIAL RESPONSIBILITY OF BIG BUSINESS IN UKRAINE: FREE WILL OR OBLIGATION?

Aloni Genadi
BSA Group
CEO

Abstract
The research paper deals with the problem of social responsibility of big business in Ukraine in the context of transformations in the society and economy and the modern concept of corporate social responsibility. It is proved that the modern era is characterized by profound changes in social and economic sphere (formation of the state of a common welfare, development of post-industrial economy and knowledge economy, increase of weight of the human capital) that create new conditions in the market activity of the company. The analysis of activity of the modern large charitable corporate funds allows indentifying a number of problems in their activity (opacity, lack of social control, engagement) which the author relates to the underdeveloped civil society in Ukraine and accordingly low level of its expectations.

Keywords: big business, charitable foundations, Corporate Social Performance, social responsibility, Ukraine


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Алони Г. Социальная ответственность крупного бизнеса Украины: добрая воля или обязанность? // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62983 (дата обращения: 04.06.2017).

Постановка проблемы. Как можно заметить рассматривая исторический опыт, в условиях современной экономики социальная роль бизнеса повышается, становясь одной из ведущих проблем общественно-политической и экономической жизни.

Этому способствует ряд факторов: наличие демократического политического устоя, усложнение общественного разделения труда, развитие технологий. Уже в начале XIX в. социально-экономические системы европейских стран выходят за рамки традиционных форм организации хозяйства, что влечет за собой изменение всего уклада жизни, главной чертой которого стало повышение степени связанности и взаимозависимости людей в обществе. На рубеже ХІХ – ХХ вв. было сказано удачную фразу: нельзя жить в обществе и бить свободным от общества. Если понимать ее как отражение процесса осложнения социально-экономических связей в обществе, то она удачно отобразит возрастные тенденции, которые в 1953 нашли еще одну известную формулировку: “Что хорошо для “Дженерал Моторз” является хорошим для Америки”. Является ли эта закономерность автоматической? Нет ли противоречий между экономической и общественной эффективностью бизнеса? Что нужно сделать украинскому бизнесу для гармонизации собственного положения в обществе?”

Анализ последних исследований и публикаций. Эти и подобные им проблемы достаточно широко освещены в мировой научной литературе. По подсчетам Ф. где Беккера, П. Гроневегена и Ф. дэн Хонда они являются центральной и наиболее освещаемой темой в современных исследованиях с бизнеса и его отношений с обществом [9]. В ходе этих исследований были развиты такие влиятельные ныне научные доктрины как теория стейкхолдеров и корпоративного гражданства (corporate citizenship) [9; 10; 11].

Издаются авторитетные научные журналы, где эта тема является ведущей, в частности, “Journal of Business Ethics”, “International Journal of Business Governance and Ethics”, “Business Ethics Quarterly” и др. В течение десятилетий, начиная с середины 1970-х гг., исследование социальной роли и социальной ответственности бизнеса были одной из ведущих тем академического дискурса в экономической науке США и стран Европы. В рамках этих исследований была произведены обобщающие концепции корпоративной социальной деятельности, корпоративной социальной ответственности и целый спектр аналитических подходов, как сугубо экономического, так и социологического, философского, междисциплинарного характера. В частности, в рамках анализа затрат и выгод, стейкхолдеристского подхода и др. В отечественной науке проблемы социальной ответственности бизнеса освещаются в работах С. В. Безчотниковой, Ю. К Зайцева, отдельных работах Н. Супруна, М. Нижнего, В. Осецкого, А. Чухно, А. Василик, А. Малиновской и В. Гейца. Но общий объем публикаций крайне мал; проблема социальной ответственности крупного бизнеса Украины, несмотря на свою острую актуальность, не получила существенной теоретической разработки.  В то же время, относительно украинских реалий, исследования практического опыта реализации принципов социального бизнеса и их теоретическое обобщение является проблемой, которая имеет огромную общественную и научную актуальность.

Цель статьи. Целью данной статьи является классификация и анализ опыта практики социальной ответственности крупного бизнеса Украины.

Изложение основного материала. Под социальной ответственностью бизнеса (corporate social responsibility – CSR) понимают наличие у предприятия активной общественной позиции, направленной на достижение состояния гармоничного сосуществования с социумом, установление между ними продуктивного та взаимовыгодного диалога, осознания бизнесом своей роли в возникновении проблем общественного значения и в их решении. Корпоративная социальная деятельность (Corporate Social Performance – CSP) предусматривает использование бизнесом своих ресурсов для решения социальных проблем и для достижения определенных социальных целей. От частной филантропии предыдущего исторического периода новейшая корпоративная социальная ответственность отличается прежде всего своим институциализированным и секулярным характером. Социальная деятельность корпораций мыслится как необходимый компонент действующей общественной системы, а не как частная благотворительность отдельного лица или группы лиц.

Как известно, в классической экономической науке существуют два радикальных подхода к проблеме общественной роли бизнеса, в наиболее общем виде поставленном в так называемом “парадоксе Мандевиля” [4]: в доктрине Адама Смита предпринимательство законом “невидимой руки” конкурентных рынков направляется к достижению наибольшей экономической эффективности, служа удовлетворению интересов общества; в учении Карла Маркса капиталистическая система построена на законе эксплуатации, неизбежно эксплуатируя рабочих и развращая общество погоней за прибылью. Экономика и социология ХХ века. расширили кругозор относительно постановки проблемы, сняв острые социальные противоречия, которые больше всего волновали современников Маркса, с помощью системы регулируемой рыночной экономики и государства всеобщего благосостояния.

Но то же ХХ век. поставил серию новых острых вопросов относительно позиционирования бизнеса к ряду таких нетрадиционных для исторического прошлого проблем как состояние окружающей среды, права меньшинств, политическое участие и т. др., результатом чего и стало появление концепта социальной ответственности бизнеса и подходов к его решению.

Попробуем дать классификацию проблем, связанных с общественной ролью предпринимательства, обобщив имеющиеся теоретические подходы и проблематику дискуссий в обществе и экспертном сообществе.

1) Гармонизация отношений труда и капитала.

2) Гарантирование прав потребителей.

3) Справедливая компенсация за получаемые общественные блага.

4) Прозрачность и добропорядочность в достижении собственных целей.

5) Моральная ответственность.

Каждый из перечисленных пунктов является кластером, который включает перечень проблем. Так, гармонизация отношений труда и капитала включает проблемы справедливой заработной платы, создание комфортных условий труда, предоставления социальных гарантий за утратой трудоспособности, безработицей и проч.

Каждый из пунктов требует специальных методов и инструментария общественного регулирования. Признано, что действуя в условиях конкретной среды свободных рынков, бизнес имеет своей целью получение прибыли, что является неотъемлемым внутренним стимулом его деятельности. Нельзя требовать от бизнеса действий, которые противоречат этой цели, ведь такое требование ставит его за пределы существования. Обеспечения общественных интересов по пп. 1, 2 возможно за создание равных условий для всех участников рынка законодательных рамок деятельности, то есть создание ситуации, когда деятельность предприятия соответствует общественному интересу. Обеспечения общественных интересов п. 3 достигается главным образом через создание справедливой и прозрачной системы налогообложения. Ситуация прозрачности и добропорядочности в достижении собственных целей требует активной позиции общества, демократического политического устройства, нетерпимости к явлениям коррупции.

В конце концов, моральная ответственность бизнеса является делом совести владельцев и менеджмента (для акционерных предприятий); ее институционализация стала возможной сравнительно недавно с ростом моральных стандартов общества в целом, когда требования общества к бизнесу получили вид систематического давления со стороны гражданского общества и была утверждена концепция социальной корпоративной эффективности (corporate social performance).

Г. Куринько предлагает модель социальной ответственности бизнеса, где она имеет вид пирамиды, базовый слой которой является обязательным и составляет соответствие требованиям общества – реализуется в следовании требованиям законодательства; другие два слоя являются добровольными для бизнеса и составляют ожидания общества – социальную активность ради пользы и социальную активность не ради пользы [3].

Последнее может значить построение корпоративных миссий и стратегий таким образом, чтобы они соответствовали определенному общественному интересу и положительно позиционировали компанию, будет она получать прямую или посредственную прибыль от такого позиционирования, или нет.

Вне основным бизнесом такая деятельность может расцениваться как филантропия, будучи интегрированной в основной бизнес – как инновация. Как можно чаще изменения, которые привели к созданию современных концепций корпоративной ответственности и взглядов на социальную ответственность бизнеса, чисто исторически связывают с массовыми общественными движениями 1970-х гг., считаем, что эта трансформация имеет под собой и сдвиги в общественной системе, которые происходили в течение второй половины ХХ века.

Предельно четко отразил изменения Д. Паккард, основатель корпорации Hewlett Packard: “Многие ошибочно считают, что цель существования любой компании – делать деньги. Однако, несмотря на то, что деньги – важный результат работы, мы пришли к выводу: группа людей становится тем, что мы называем компанией, чтобы получить возможность коллективно совершить то, что не под силу одиночкам, – внести вклад в жизнь общества ” [3].

Сами предприятия способны формулировать этическую повестку дня в обществе. Это может становиться частью их корпоративного имиджа, или частью этического действия их владельцев, менеджмента, коллективов; что является не только актом филантропии, но и частью миссии предприятия, формулирование которых на сегодня стало неотъемлемой частью ведения бизнеса. Современные “капитаны бизнеса” становятся лидерами общественных инициатив и общественных преобразований.

Из многочисленных примеров чего можно привести деятельность Б. Гейтса, основателя Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Так, с 2009 г. публикуются ежегодные “Послания Б. Гейтса”, посвященные комплексам интересных им острых социальных тем: от детской смертности и состояния сельского хозяйства к проблемам образования и воспитания [8].

В условиях Украины четкая оценка содержания социальной ответственности бизнеса является несколько усложненной из-за существования многочисленных пережитков советской ментальности, советских рудиментов в правовой системе, социальных и политических институтах. К таким следует отнести механизмы перекрестного субсидирования предприятиями жилищно-коммунального сектора, ответственность предприятий за “социальную сферу” и др.

С другой стороны, существуют довольно многочисленные примеры, когда крупный бизнес пытается брать на себя роль общественного лидера, влияя на повестку дня в обществе. Прежде всего, речь идет об опыте создания корпоративных целевых фондов, задачей которых является социальная политика, которая соответствует современным стандартам социальной ответственности бизнеса.

Так, в 2006 г. был основан Фонд Виктора Пинчука – это независимая частная благотворительная организация, предназначенная для модернизации Украины в различных направлениях. Согласно собственной миссии, цель фонда “предоставить новым поколениям возможность стать творцами будущих перемен” [5]. Фонд осуществляет широкий спектр из более чем двадцати проектов в направлениях “человек”, “общество”, “мир”, среди которых : борьба со Спидом, стипендиальная программа Завтра.UA, Киевская школа экономики, центр современного искусства PinchukArtCentre, организация конференции Ялтинская Европейская стратегия. Фонд Виктора Пинчука является членом Европейского Центра Фондов и Украинского Форума Грантодателей. В целом, хотя такая цель в миссии фонда не объявляется, его деятельность направлена на создание “нового типа лидера”, то есть, рекрутирования и социальное продвижение лояльных к финансовой и политической группы Пинчука личностей, и группе обеспечения международного имиджа. Фонд осуществляет PR-позиционирование себя как ориентированной на молодежь, будущее и мировую элиту инновационной структуры.

Наиболее известность фонд получил благодаря резонансным акциям по продвижению современного искусства.

Фонд Рината Ахметова является более традиционно и социально ориентированной структурой, которая делает ставку на формирование собственного социального имиджа. В рамках программы “Рак излечим” были совершены беспрецедентные в отношении частного капитала социальные инвестиции в размере 315 млн. гривен в развитие государственной онкологической службы Украины [7]. Фонд осуществляет ряд социальных программ направленных на здравоохранение, помощь детям-сиротам, адресная помощь нуждающимся. Фонд диверсифицирует собственную деятельность по регионам, но делает выразительный акцент на деятельности в Донецком регионе; особенно активизировав деятельность во время боевых действий на Востоке Украины, когда был создан Гуманитарный штаб Фонда Рината Ахметова.

Как и в случае с В. Пинчуком, фонды Р. Ахметова составляют группу специализированных структур. В частности, фонд Р. Ахметова “Эффективное управление” был создан в 2007 г., в ходе политической борьбы, связанной с премьерством и президентскими амбициями В. Януковича. Фонд имел цель создать программу экономических реформ на 2007-2011 гг. Заказчиком этой программы выступило правительство, а непосредственным разработчиком стала одна из ведущих международных компаний, которая, по словам Р. Ахметова. “с успехом консультировала много государств и правительств. Эта компания имеет качественную экспертизу, большой опыт и неоднократно доказывала эффективность своих рекомендаций” [2].

Программа оказалась теоретической и политической неудачей фонда и лично Р. Ахметова. на сегодняшний день фонд находится в “замороженном” состоянии и занимается экономической аналитикой по тематике развития регионов [1].

Еще одним примером благотворительного фонда, связанного с крупным бизнесом является Фонд Александра Фельдмана, созданный еще в 1997 г. Фонд является меньшим по объему, чем первые два, в середине 2000-х гг. объем годового финансирования его деятельности не превышал 1,5 млн. долларов [6]. Деятельность фонда имеет этническую и культурно-художественную направленность. Фонд финансировал создание еврейской культурно-исторической среды (строительство мемориального комплекса “Дробицкий яр” и др.), ряд культурно-развлекательных мероприятий для Харькова (“Фельдман Экопарк”).

Интересно, что корпоративные благотворительные фонды, которые действуют в Украине не раскрывают собственных бюджетов и ведут деятельность с непрозрачной бухгалтерией.

Деятельность фондов имеет заметную специализацию и выраженную направленность на обеспечение политических интересов ассоциированных с ними финансовых и политических групп.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, решение проблемы соотношения частного интереса, как движущей цели деятельности фирмы в рыночной среде, и общественного блага, в современном обществе приобретает несколько новых форм, которые отличают его от общественно-экономической ситуации предыдущей исторической эпохи.

В Украине нужными являются как законодательные изменения, так и активность гражданского общества, направленные на повышение уровня социальной ответственности бизнеса на всех определенных нами пяти уровнях такой ответственности.

Сейчас социальная деятельность крупного бизнеса не отличается высоким стандартом, отвечает невысоким запросам общества, ориентированного на этатистско-патерналистскую модель отношений (то есть, ожидает действий от преимущественно и главным образом от государства).

Бизнесу не свойственно чувство социальной ответственности перед обществом, бизнес не является моральным авторитетом и общественным лидером, частные корпоративные проекты отличаются непрозрачностью и чрезмерной политической ангажированностью.

Впрочем, насколько действенным является общественный запрос к бизнесу в отдельных обществах, в частности, в Украине, и каковы факторы его формирования, является вопросом, который требует дальнейшего изучения.


Библиографический список
  1. Competetive Ukraine: Проект Фонда “Эффективное управление”  [Електроний ресурс] – Режим доступу: http://competitiveukraine.org.ua/
  2. Ахметов на замовлення Януковича буде реформувати економіку  Українська правда. ‒ (Понеділок, 9 липня 2007) [Електроний ресурс] – Режим доступу: http://www.pravda.com.ua/news/2007/07/9/3255289/
  3. Куринько Р. Что такое социальная ответственность бизнеса?  / Р. Куринько // SB. Sustaineble Business. ‒ (ресурс] – Режим доступу: http://csrjournal.com/839-chto-takoe-sob-chto-takoe-socialnaja.html
  4. Мандевиль Б. Басня о пчелах /[Перевод с англ. Е.С. Лагутина; Вступ. статья Б.В. Мееровского, с. 5-42] / М. Б. ‒ Москва Мысль, 1974. ‒ 376 с. — (Философское наследие).
  5. Фонд Віктора Пінчука  [Електроний ресурс] – Режим доступу: http://pinchukfund.org/ua/
  6. Фонд Олександра Фельдмана  [Електроний ресурс] – Режим доступу: http://www.feldman.org.ua/
  7. Фонд Рината Ахметова  [Електроний ресурс] – Режим доступу: http://fund.fdu.org.ua/
  8. The blog of Bill Gates  [Електроний ресурс] – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/drgn_2012_4_21.pdf
  9. de Bakker F. G. A.  A bibliometrical analysis of 30 years of research and theory on corporate social responsibility and corporate social performance. / F. G. A. de Bakker, P. Groenewegen and F. den Hond // Business & Society. ‒ 2005. Vol. 44  – № 3. ‒ p. 283-317.
  10. Donaldson T.  The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence, and Implications / T. Donaldson and L. Preston // The Academy of Management Review. ‒ 1995. Vol. 20  – № 1. ‒ p. 65-91.
  11. Gardber N.  Corporate citizenship: Creating intangible assets across institutional environments / N. Gardber and C. Fombrun // The Academy of Management Review. ‒ 2006. Vol. 31  – № 2. ‒ p. 329-346.


Все статьи автора «Aloni Genadi (Gadi)»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: