УДК 334.021

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Александрова К.Ю.1, Руденко О.Н.2
1Кубанский государственный университет, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента
2Кубанский государственный университет, канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента

Аннотация
В статье представлено исследование современного состояния и тенденций развития рынка парфюмерно-косметической продукции как в мире, так и в России. Проводится оценка, какие направления развития на данном рынке наиболее перспективны для отечественного производителя. Формируются рекомендации в отношении того, какие именно методы финансовой поддержки будут наиболее эффективны в контексте развития отечественных парфюмерно-косметических компаний.

Ключевые слова: инновации, отраслевая экономика, парфюмерно-косметическая промышленность, экономический рост


FINANCIAL STRATEGY OF PERFUME AND COSMETICS INDUSTRY

Aleksandrova K.Yu.1, Rudenko O.N.2
1Kuban State University, master student the Department of World Economics and Management
2Kuban State University, PhD, associate professor of the Department of World Economics and Management

Abstract
The article presents a study of the current state and trends of the market of perfumery and cosmetic products in the world and in Russia. The estimation of what direction of development in this market are most promising for domestic producers. Forming recommendations as to which methods of financial support will be most effective in the context of domestic perfumery and cosmetic companies.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Александрова К.Ю., Руденко О.Н. Финансовая стратегия развития парфюмерно-косметической промышленности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62897 (дата обращения: 28.09.2017).

Глобальная парфюмерно-косметическая промышленность на протяжении последних десяти лет является одной из перспективнейших отраслей, привлекающих внимания широкого круга инвесторов, и показывает устойчивые темпы развития даже в кризисные периоды развития мировой экономики (рис. 1) [1].

Рисунок 1 – Темпы прироста мирового парфюмерно-косметического рынка

Совокупный объем продаж в парфюмерно-косметической отрасли по итогам 2014 года составил 465 млрд. долл. При текущей динамики развития данного рынка аналитики утверждают, что уже в 2016 году данный показатель превысит 500 млрд. долл. и продолжит увеличиваться в будущем.

Современная тенденция развития рынка парфюмерно-косметической продукции в мире связана с проникновением и распространением деятельности глобальных компаний на развивающиеся и потенциально перспективные рынки, на которых наблюдается рост уровня жизни и стабильный экономический прогресс [2]. К таким странам относятся страны группировки БРИКС (за исключением Южноафриканской республики). Только за счет развития данных стран в отрасли ожидается прирост более чем на 10 млрд. долл. США в течении ближайших нескольких лет.

Размер отечественного рынка парфюмерно-косметической продукции оценивается в 16,5 млрд. долл. США (по данным на начало 2014 года) [г]. Отмечается, что его ежегодный темп прироста с 2009 года составляет порядка 14%. Как видно из сравнения с глобальной динамикой, темп прироста объемов продаж в России значительно превосходит среднемировой показатель (больше чем на 10% ежегодно), в связи с чем отечественный рынок остается крайне перспективным в стратегическом аспекте [3].

На сегодняшний день на российском рынке присутствуют все без исключения лидеры мировой парфюмерно-косметической отрасли. К ним относятся 15 глобальных брендов, обладающих наибольшей рыночной стоимостью (рис. 2) [4].

Рисунок 2 – Глобальные лидеры парфюмерно-косметической отрасли по показателю капитализации, в млрд. долл. США

Соответственно, реализация продукции данных компаний через различных бизнес-модели (сетевые ритейлеры, Интернет-магазины, профессиональные салоны и т.д.) является основой развития продаж в данной отрасли в России. Отечественные парфюмерно-косметические компании значительно уступают зарубежным как в качестве продукции, так и в финансовых возможностях для маркетингового развития собственных брендов. Это обуславливает низкий уровень развития отрасли внутри страны и крайнюю степень импортной ориентации в насыщении внутреннего рынка подобной продукцией. В этой связи актуализируется проблема формирования эффективной финансовой стратегии развития парфюмерно-косметической отрасли, реализация которой позволит добиться наиболее значимого эффекта для экономики России.

Формирование концепции стратегического развития парфюмерно-косметической отрасли в России должно начинаться с обоснования того, на каких сегментах отрасли отечественные компании способны конкурировать с зарубежными брендами. Актуальная структура парфюмерно-косметической отрасли в 2015 году имеет следующий вид (рис. 3) [5].

Рисунок 3 – Структура мирового рынка парфюмерно-косметической продукции, по товарным сегментам

Исходя из анализа данной структуры становится возможным проранжировать, какие именно направления имеют перспективы в контексте стратегического развития в России, если речь идет об организации и стимулировании собственного производства (табл. 1)

Таблица 1 – Рейтинг наиболее перспективных сегментов парфюмерно-косметической отрасли в контексте развития промышленного производства в России (составлен автором)

Сегмент

Пояснение

1 Средства ухода за кожей Данный сегмент наиболее перспективен для развития в России, поскольку конкуренция в нем происходит в первую очередь из качественных параметров продукции. На отечественном рынке представлено достаточно разновидностей продукции национальных производителей, по качеству не уступающих зарубежным аналогам, а также превосходящих их в ценовой борьбе. Именно с развитием данного направления связываются дальнейшие перспективы отечественной парфюмерно-косметической промышленности.
2 Средства      гигиены Развитие в рамках данного направления также является первостепенным приоритетом для отечественной парфюмерно-косметической промышленности. Это обуславливается наиболее регулярным характером потребления подобной продукции и наименьшими ожиданиями со стороны потребителя.
3 Средства ухода за волосами Если в первых двух сегментах присутствие отечественных производителей ощутимо, то в данном оно уже менее значительно. Наиболее значительны маркетинговые возможности при продвижении данного рода продукции, которыми отечественный бизнес при сравнении с лидерами мирового рынка не обладает. Однако, и здесь имеются перспективы с развитием эко-направления как одного из ключевых трендов развития современной парфюмерно-косметических отрасли.
4 Средства ухода за полостью рта Лидерство на данном рынке уже принадлежит зарубежным компаниям, и есть только одно направление, на котором в современных условиях имеются возможности для конкурирования с зарубежными компаниями – это продукция с лечебными свойствами. Зарубежные аналоги значительно превосходят отечественные в цене, и именно на этой почве возможно с ними конкурировать.
5 Декоративная косметика Данный сегмент второй с конца по перспективам развития внутри страны, поскольку конкуренция в нем в первую очередь происходит на уровне брендов. Единственное рациональное направление развития в данном сегменте – детская декоративная косметика, доступная, безопасная и отвечающая ожиданиям ребенка, ориентированного на потребительские свойства продукта, который пока что не уделяет первостепенного внимания брендам.
6 Парфюмерная продукция В России на сегодняшний день индустрия моды ориентирована на принятие стандартов и веяний Запада, и это особенно заметно на рынке парфюмерии. Никаких перспектив для развития собственного производства в данном сегменте нет.

Как отмечено в таблице, средства ухода за кожей (в т.ч. активной косметики) наиболее перспективны как сегмент парфюмерно-косметической отрасли в России: на сегодняшний день отечественные компании контролируют более 30% внутреннего рынка. Лидеры среди них в сфере «активной косметики» представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Лидеры отечественной лечебной косметики

Современное кризисное состояние российской экономики, с одной стороны, обуславливает снижение уровня спроса на парфюмерно-косметическую продукцию как на продукцию вторичной необходимости; а с другой открывает дополнительные возможности для организации ценовой конкуренции внутренним производителям на фоне значительного роста цен на импортные товары. В этой связи финансовая стратегия развития отрасли должна опираться как на стимулирование внутреннего производства, так и на оказание содействия в рыночной борьбе отечественных компаний с зарубежными конкурентами [6]. Согласно источнику [7], ключевыми факторами конкурентоспособности на российском рынке парфюмерно-косметической продукции выступают (рис. 5).

Рисунок 5 – Факторы конкурентоспособности на рынке парфюмерно-косметической продукции в России, по 5-бальной шкале

Мы считаем, что развитие парфюмерно-косметической отрасли в России должно носить системный характер и отражаться в «Стратегии развития химической промышленности РФ до 2030 года». На сегодняшний день идет разработка данной стратегии, окончание которой планируется в 2016 году. В рамках данной стратегии должны быть сформулированы методы финансовой поддержки и стимулирования отечественных парфюмерно-косметических компаний.

В результате проведенного исследования отечественного и зарубежного опыта финансового стимулирования предприятий химической промышленности представлена классификация наиболее рациональных методов развития российских компаний на рынке парфюмерно-косметической продукции (табл. 2).

Таблица 2 – Стратегические инструменты финансового стимулирования, направленные на развитие отечественных компаний на рынке парфюмерно-косметической продукции

Метод

Описание

1 Предоставление льготного налогообложения Для того, чтобы компании могли перераспределить большую часть своих доходов в развитие, предлагается ввести льготную налоговую ставку на прибыль для предприятий парфюмерно-косметической отрасли (на уровне 8%). Компания имеет право на получение такой ставки только в том случае, если освобожденные благодаря льготному налоговому режиму средства были перенаправлены на цели рыночного развития (на производственную модернизацию, НИОКР, маркетинг, привлечение высококвалифицированных кадров или развитие собственных, организацию экспорта, сети дистрибуции и т.д.). Соответственно, расход освобожденных от налогов средств должен быть указан в специальном отчете, по результатам оценки которого компании либо пролонгируется льготный режим, либо отменяется (в случае нецелевого перенаправления средств: например, на дивидендные выплаты или выплаты собственникам).
2 Политика государственного субсидирования Политика предоставления государственных субсидий должна быть акцентирована на создание и развитие предприятий, которые станут обеспечивать отечественные парфюмерно-косметические компании необходимыми сырьевыми материалами и химическими продуктами с целью обеспечения их независимости от иностранных поставщиков. Такой подход позволит нивелировать последствия курсовых колебаний и стабилизирует уровень цен на отечественную продукцию.
3 Льготное кредитование Предоставление дополнительного финансового ресурса по льготной цене позволит интенсифицировать процессы развития как производства, так и маркетинга для отечественных компаний. Подобным кредитованием должны заниматься как коммерческие банки (которые в свою очередь разделят риски с государством по подобным операциям), так и государственный банк как гарант возврата денежных средств, перенаправляемых из частных источников капитала.
4 Софинансирование НИОКР Предлагается сформировать систему, в соответствии с которой государство организует взаимодействие между парфюмерно-косметическими компаниями, институтами и научно-исследовательскими центрами и частными исследовательскими организациями. В рамках данного взаимодействия всем участникам процесса сотрудничества будут представлены необходимые преференции для реализации научно-исследовательских проектов и последующих их интеграции в производство.
5 Компенсация расходов на продвижение Правительство способно предложить собственные медийные ресурсы для продвижения рекламы отечественных продуктов парфюмерно-косметической промышленности: государственные теле- и радиоканалы, средства печатных СМИ, Интернет-ресурсы. Также допускается софинансирование маркетинговых расходов на продвижение в коммерческих СМИ (под контролем специального надзирательного органа).
6 Поощрение экспортной деятельности В рамках данного направления государство берет на себя часть расходов, связанную с таможенным оформлением и транспортировкой продукции за рубеж, а также на процессы продвижения на иностранных рынках. Отбор продуктов, которые получат подобную преференцию, должен проходить публично и с привлечением отечественных и зарубежных маркетологов.

Таким образом, реализация представленных мер финансовой поддержки отечественных предприятий сферы парфюмерно-косметической промышленности позволит не только закрепится на внутреннем рынке и занять лидирующие позиции на отдельных сегментах, но и подготовить финансовую и маркетинговую платформу для последующей экспансии на перспективные зарубежные рынки. В том же случае, если поддержка данной промышленной сферы окажется на нынешнем уровне и не будет носить системный характер, вполне ожидаемо последующее снижение доли отечественных компаний на рынке и уход многих компаний, не способных противопоставить противовес более качественной и популяризируемой продукции иностранных конкурентов.


Библиографический список
  1. Глобальный рынок косметики 2014: результаты, динамика, прогнозы и бренды. Материалы аналитического портала «InterCharm.net». – URL: http:// http://www.intercharm.net.
  2. Старкова Н.О. Формирование программы совершенствования системы управления интеллектуальными активами на предприятии // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. № 31. С. 87-97.
  3. Козырь Н.С. Теоретические основы и практические примеры процессов реструктуризации предприятий парфюмерно-косметической промышленности // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 3-2. С. 317-320.
  4. Особенности российского рынка парфюмерно-косметической продукции. Материалы аналитического портала «CreditInform». – URL: http://www. credinform.ru.
  5. Продажи косметики в РФ: тенденции 2014-2015 на фоне кризиса. Материалы информационно-аналитического портала «CosmetologyInfo.ru». – URL: http://cosmetology-info.ru.
  6. Борисов С.А. Эволюция производственного менеджмента в России // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). С. 30-36.
  7. Рост российского рынка косметики и парфюмерии. Материалы аналитического портала «InterCharm.net». – URL: http:// http://www.intercharm.net.


Все статьи автора «Александрова К.Ю.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: