УДК 37.032

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Щелокова Алена Александровна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Аннотация
Преподавание русского языка на нефилологических специальностях требует специфического подхода, так как нет присутствия профессиональной заинтересованности обучающихся. Пути решения данной проблемы представлены в данной статье, а именно – как вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность. Представлен опыт проведения научно-исследовательской работы студентов в рамках изучения курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе. Рассмотрены примеры нескольких уже опробованных тем, а также полученный результат.

Ключевые слова: компетенция, методы исследования, научно-исследовательская деятельность, русский язык


RESEARCH ACTIVITIES ENGINEERING STUDENTS DURING THE COURSE STUDY «RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH»

Shchelokova Alena Aleksandrovna
Ural State University of Railway Transport
lecturer in "Foreign Languages and Intercultural Communication"

Abstract
The teaching of the Russian language in the no philological specialties requires a specific approach, since there is no presence of the professional interest of students. Ways of solving this problem are presented in this article - namely, how to involve students in research activities. The experience of research work of students in the study of the course "Russian language and culture of speech" in a technical college. Examples of the number of already tested and the result.

Keywords: expertise, research activities, research methods, Russian language


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Щелокова А.А. Научно-исследовательская деятельность студентов-нефилологов при изучении курса «Русский язык и культура речи» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62831 (дата обращения: 23.11.2016).

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда в значительной степени зависит от умения эффективно общаться. Эффективное общение, владение приемами речевого воздействия, умение убеждать – неотъемлемая часть общей культуры любого специалиста: инженера, экономиста, менеджера. Интерес к родному языку становится необходимостью для всех, кто стремится к достижению успеха.

Изучение данной дисциплины призвано обеспечить формирование следующей универсальной (общекультурной) компетенции: верно,  аргументировано  и  ясно  строить  устную  и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначении, анализировать логику рассуждений и высказываний. Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в первом семестре первого курса и входит в цикл Б1 («Гуманитарный, социальный и экономический цикл»).

Миссия преподавания данной дисциплины обусловлена  Федеральной целевой программой «Русский язык» 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня2011 г. № 492) и ее преемницей  - Федеральной целевой программой «Русский язык» 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая2015 г. № 481), в которой поставлена цель «укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство», а результатом должно быть «количество выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком» [1].

Преподавание русского языка на нефилологических специальностях требует специфического подхода, так как нет присутствия профессиональной заинтересованности обучающихся.  Но, «кроме узкоспециальных знаний и умений профессионально значимыми являются культура речи, ораторское мастерство и умение правильно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Новая образовательная парадигма ставит перед системой образования важную задачу:- подготовить образованного,- интеллигентного,- думающего,- творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде» [2].

Задача преподавателя внедрить этот постулат в студенческую среду. Пути решения данной проблемы призваны обеспечить один из аспектов раздела «Самостоятельная работа студентов», а именно вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. На  кафедре «Иностранные языки и межкультурные коммуникации» нашего университета издано методическое пособие «Организация самостоятельной деятельности студентов», которое существенно облегчает первый опыт поиска и обработки научного материала. Данное пособие размещено на учебной платформе электронного обучения, что обеспечивает его постоянную доступность, так как «новая парадигма современного образования «студент – компьютер – преподаватель» (традиционная система «преподаватель – учебник – студент») ставит на качественно иной, более высокий уровень процесс образования. Ведущей в этом процессе становится деятельность обучаемого – он становится обучающимся; преподаватель при этом выступает помощником в его самостоятельной деятельности» [3].

Одним из видов самостоятельной работы студентов является, несомненно, научно – исследовательская деятельность. В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами навыка освоения действительности. Таким образом,  под научно-исследовательской деятельностью студента будем понимать «выполнение творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, практическое овладение ими, подведение итогов» [4] .

Каждая тема предполагала знакомство с  общенаучными и конкретно – научными методами исследования, что немаловажно для дальнейшего обучения в вузе и работе над курсовыми и выпускными квалификационными работами. Например, как это применимо к конкретным научно-исследовательским работам студентов.

«Молодежный жаргон в речевой культуре современного студента (на примере составления краткого словаря студенческого жаргона)». Обязательные пункты плана данной работы: понятие жаргона в научной литературе; понятие молодежного (студенческого) жаргона; словарь жаргонизмов. Методы исследования – теоретический (анализ литературы и понятийно-терминологической системы); эмпирический (наблюдение); социологический (анкетирование).

«История Екатеринбурга (или любого другого города Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и Пермского края) в его названиях». Методы исследования – теоретический (анализ понятийно-терминологической системы и архивных документов); общетеоретический (сравнение и противопоставление); исторический (изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования; реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; предвидение будущего, прогнозирование  тенденций  дальнейшего  развития  предмета). Данная тема была принята в разработку многими студентами, особенно было принято во внимание активное обсуждение уральцами возможное переименование Свердловской области.

«Языковой портрет современного инженера». Данная тема с первого взгляда не вызывает особенного интереса у студентов. Дело в том, что до начала разработки они не видят возможности научного поиска при исследовании вышеназванной проблемы. Но, в процессе формирования языкового портрета современного инженера открывается масса вопросов, требующих пристального внимания, и тема приобретает своеобразную прикладную популярность. Методы исследования: теоретический (анализ литературы и понятийно-терминологической системы), посредством чего также объясняются и разграничиваются понятия «языковой портрет» и «коммуникативная компетенция»; метод эмпирического исследования (визуальное наблюдение) – это активный познавательный процесс, который представляет собой преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. В результате  включения данной темы в научно-исследовательскую деятельность студентов в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» мы получили самостоятельно составленные студентами профессиональные словари: «Словарь инженера – строителя», «Словарь инженера – электрика», «Словарь инженера по технике безопасности», включающие в себя от 75 до 160 лексических единиц. Следует отметить, что работа по составлению словарей требует легкости манипулирования терминами и богатого словарного запаса будущего инженера, чего не достает на практике студентам первого курса. Но, несомненно, первый опыт столкновения с профессиональной терминологией принесет свои плоды при изучении дисциплин профессионального блока.

Логическим завершением научно-исследовательской работы является публичная защита получившихся результатов. Защита НИРС проходит в режиме конференции, где каждому студенту предоставляется возможность попробовать себя в роли оратора.   Поэтому, продумывая структуру главной части, студент должен определить, каким методом он будет излагать материал. Здесь на помощь приходит лекционный материал, который входит в программу преподаваемой дисциплины по теме «Ораторское искусство». Речь идет о классификации методов изложения материала в тексте: индуктивный, дедуктивный, концентрический, исторический, ступенчатый и метод аналогии. Знания в этой области, полученные на лекции, плюс практический навык применения при подготовке устного выступления помогают студентам избежать затруднений в выполнении кейс-задания на Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования (ФЭПО) на сайте i-exam.ru.

Результатом нашей деятельности стала победа в общероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия!» в июле 2015 студентки электромеханического факультета  Уральского государственного университета путей сообщения с НИРС «Изучение топонимии  Южного Урала на примере составления «Краткого словаря топонимов Троицкого района Челябинской области».


Библиографический список
  1. Концепция федеральной целевой программы “Русский язык” на 2016 – 2020 годы URL: http://government.ru/media/files/1EiDSUiCWXw.pdf (дата обращения: 26.01.16г.).
  2. Муминова Н. Русский язык и культура речи // Фэн-наука . 2015. №4 (43). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-1 (дата обращения: 06.09.2015).
  3. Канакина Г. И. – Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» на основе инновационной интерактивной системы балльно-рейтингового контроля // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20).С.126-131.
  4. Петрова С.Н. Научно – исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов// Молодой ученый-2011-№10, Т.2-С. 173-175.


Все статьи автора «Щелокова Алена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация