В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда в значительной степени зависит от умения эффективно общаться. Эффективное общение, владение приемами речевого воздействия, умение убеждать – неотъемлемая часть общей культуры любого специалиста: инженера, экономиста, менеджера. Интерес к родному языку становится необходимостью для всех, кто стремится к достижению успеха.
Изучение данной дисциплины призвано обеспечить формирование следующей универсальной (общекультурной) компетенции: верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначении, анализировать логику рассуждений и высказываний. Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в первом семестре первого курса и входит в цикл Б1 («Гуманитарный, социальный и экономический цикл»).
Миссия преподавания данной дисциплины обусловлена Федеральной целевой программой «Русский язык» 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня2011 г. № 492) и ее преемницей - Федеральной целевой программой «Русский язык» 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая2015 г. № 481), в которой поставлена цель «укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство», а результатом должно быть «количество выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком» [1].
Преподавание русского языка на нефилологических специальностях требует специфического подхода, так как нет присутствия профессиональной заинтересованности обучающихся. Но, «кроме узкоспециальных знаний и умений профессионально значимыми являются культура речи, ораторское мастерство и умение правильно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Новая образовательная парадигма ставит перед системой образования важную задачу:- подготовить образованного,- интеллигентного,- думающего,- творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде» [2].
Задача преподавателя внедрить этот постулат в студенческую среду. Пути решения данной проблемы призваны обеспечить один из аспектов раздела «Самостоятельная работа студентов», а именно вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. На кафедре «Иностранные языки и межкультурные коммуникации» нашего университета издано методическое пособие «Организация самостоятельной деятельности студентов», которое существенно облегчает первый опыт поиска и обработки научного материала. Данное пособие размещено на учебной платформе электронного обучения, что обеспечивает его постоянную доступность, так как «новая парадигма современного образования «студент – компьютер – преподаватель» (традиционная система «преподаватель – учебник – студент») ставит на качественно иной, более высокий уровень процесс образования. Ведущей в этом процессе становится деятельность обучаемого – он становится обучающимся; преподаватель при этом выступает помощником в его самостоятельной деятельности» [3].
Одним из видов самостоятельной работы студентов является, несомненно, научно – исследовательская деятельность. В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами навыка освоения действительности. Таким образом, под научно-исследовательской деятельностью студента будем понимать «выполнение творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, практическое овладение ими, подведение итогов» [4] .
Каждая тема предполагала знакомство с общенаучными и конкретно – научными методами исследования, что немаловажно для дальнейшего обучения в вузе и работе над курсовыми и выпускными квалификационными работами. Например, как это применимо к конкретным научно-исследовательским работам студентов.
«Молодежный жаргон в речевой культуре современного студента (на примере составления краткого словаря студенческого жаргона)». Обязательные пункты плана данной работы: понятие жаргона в научной литературе; понятие молодежного (студенческого) жаргона; словарь жаргонизмов. Методы исследования – теоретический (анализ литературы и понятийно-терминологической системы); эмпирический (наблюдение); социологический (анкетирование).
«История Екатеринбурга (или любого другого города Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и Пермского края) в его названиях». Методы исследования – теоретический (анализ понятийно-терминологической системы и архивных документов); общетеоретический (сравнение и противопоставление); исторический (изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования; реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета). Данная тема была принята в разработку многими студентами, особенно было принято во внимание активное обсуждение уральцами возможное переименование Свердловской области.
«Языковой портрет современного инженера». Данная тема с первого взгляда не вызывает особенного интереса у студентов. Дело в том, что до начала разработки они не видят возможности научного поиска при исследовании вышеназванной проблемы. Но, в процессе формирования языкового портрета современного инженера открывается масса вопросов, требующих пристального внимания, и тема приобретает своеобразную прикладную популярность. Методы исследования: теоретический (анализ литературы и понятийно-терминологической системы), посредством чего также объясняются и разграничиваются понятия «языковой портрет» и «коммуникативная компетенция»; метод эмпирического исследования (визуальное наблюдение) – это активный познавательный процесс, который представляет собой преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. В результате включения данной темы в научно-исследовательскую деятельность студентов в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» мы получили самостоятельно составленные студентами профессиональные словари: «Словарь инженера – строителя», «Словарь инженера – электрика», «Словарь инженера по технике безопасности», включающие в себя от 75 до 160 лексических единиц. Следует отметить, что работа по составлению словарей требует легкости манипулирования терминами и богатого словарного запаса будущего инженера, чего не достает на практике студентам первого курса. Но, несомненно, первый опыт столкновения с профессиональной терминологией принесет свои плоды при изучении дисциплин профессионального блока.
Логическим завершением научно-исследовательской работы является публичная защита получившихся результатов. Защита НИРС проходит в режиме конференции, где каждому студенту предоставляется возможность попробовать себя в роли оратора. Поэтому, продумывая структуру главной части, студент должен определить, каким методом он будет излагать материал. Здесь на помощь приходит лекционный материал, который входит в программу преподаваемой дисциплины по теме «Ораторское искусство». Речь идет о классификации методов изложения материала в тексте: индуктивный, дедуктивный, концентрический, исторический, ступенчатый и метод аналогии. Знания в этой области, полученные на лекции, плюс практический навык применения при подготовке устного выступления помогают студентам избежать затруднений в выполнении кейс-задания на Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования (ФЭПО) на сайте i-exam.ru.
Результатом нашей деятельности стала победа в общероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия!» в июле 2015 студентки электромеханического факультета Уральского государственного университета путей сообщения с НИРС «Изучение топонимии Южного Урала на примере составления «Краткого словаря топонимов Троицкого района Челябинской области».
Библиографический список
- Концепция федеральной целевой программы “Русский язык” на 2016 – 2020 годы URL: http://government.ru/media/files/1EiDSUiCWXw.pdf (дата обращения: 26.01.16г.).
- Муминова Н. Русский язык и культура речи // Фэн-наука . 2015. №4 (43). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-1 (дата обращения: 06.09.2015).
- Канакина Г. И. – Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» на основе инновационной интерактивной системы балльно-рейтингового контроля // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20).С.126-131.
- Петрова С.Н. Научно – исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов// Молодой ученый-2011-№10, Т.2-С. 173-175.