УДК 339.924

РОЛЬ РОССИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Комлев Владислав Станиславович
ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»
Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь
Институт экономики и управления
магистрант направления подготовки «Экономика»

Аннотация
Рассмотрены предпосылки развития евразийской интеграции. Проанализирована роль России в процессе ее становления. Выявлены негативные и положительные стороны процесса евразийской интеграции для входящих в нее стран.

Ключевые слова: гражданское общество, интеграционные процессы, интеграция, экономические аспекты интеграции


RUSSIA'S ROLE IN THE ESTABLISHMENT OF THE EURASIAN INTEGRATION

Komlev Vladislav Stanislavovich
V.I. Vernadsky Crimean Federal University
Russian Federation, Republic of Crimea, Simferopol
Institute of Economics and Management (Academic Unit)
master degree student in Economics

Abstract
The preconditions of development of Eurasian integration were considered. The role of Russia in the process of it’s formation was analyzed. Negative and positive aspects of the process of Eurasian integration for it’s member countries were revealed.

Keywords: civil society, economic aspects of integration, integration, integration processes


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Комлев В.С. Роль России в становлении евразийской интеграции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62496 (дата обращения: 19.11.2016).

С недавнего времени на постсоветском пространстве можно наблюдать значительный рост интеграционных процессов. В том числе, был сделан шаг в сторону обновления концепции евразийской интеграции с учетом новых геополитических и геоэкономических реалий, а так же было положено начало реализации данной концепции наиболее развитыми и подготовленными странами-членами СНГ. В 2010-2012 годах происходил так называемый интеграционный рывок, в течение которого в кратчайшие сроки был сформирован  и начал свое функционирование Таможенный союз (ТС) России, Беларуси и Казахстана (2010г.). С 01 января 2012 года было положено начало формированию Единого экономического  пространства (ЕЭП). А с 01 января 2015 года начался новый этап – стартовал Евразийский экономический союз — международная организация, обладающая соответствующей правосубъектностью. Государствами-членами Евразийского экономического союза на сегодняшний день являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. Впервые за постсоветский период реально начали функционировать институты региональной международной интеграции, которые наделены наднациональными полномочиями управления интеграционными процессами на постсоветском пространстве после распада СССР.

В соответствии с общепринятой концепцией, эффективный результат международной региональной интеграции главным образом находится в зависимости от уровня координации двух самостоятельных и взаимодополняемых – негативных и позитивных процессов. Негативной стороной интеграции является процедура уменьшения или отмены всевозможных протекционистских мер и ограничений в отношениях между государствами, которые вступили в разного рода региональный союз. Означает это то, что вступив в данное интеграционное объединение, все страны обязуются со временем или же незамедлительно ликвидировать все без исключения торговые барьеры в отношении обоюдного обмена товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. Позитивной же стороной интеграции является ведение согласованной экономической политики, объединение усилий для решения общих проблем, и сплочённость всех государств-членов для достижения общей цели. И если оба эти процесса реализуются не одновременно, то в этом случае можно говорить о формальной интеграции, которая в действительности никакого экономического эффекта не принесет, к которой можно отнести Содружество Независимых Государств.

Но все же неудачный процесс реализации интеграционного процесса на примере СНГ совсем не отменяет необходимость формирования интеграционной группировки на всем постсоветском пространстве, в которой Россия может быть основополагающей страной. И чтобы это сделать она должна сама что-то изменить, чтобы стать привлекательной и для других государств-членов, и выступить самым важным фактором их внутреннего развития.

Так сложилась история, что решение задач по формированию интеграции на постсоветском пространстве очень сложный, длительный и затратный процесс, и в данный момент он может стать зоной ответственности для России. Иного выхода не существует. Если Россия будет рассматривать сугубо экономический аспект интеграции, и пытаться получить максимальный личный выигрыш, то нельзя сказать что на такие условия согласятся остальные партнеры. И если же Россия хочет реализовать процесс интеграции, то ей придется затратить определенное количество ресурсов и средств. В краткосрочном периоде времени это может выражаться как невозвратимые затраты, а в долгосрочном – выигрыш для всех партнеров и для России в том числе.

Интеграционные процессы, которые происходят, сегодня на евразийском континенте нуждаются в максимально правильном понимании. Это может быть обусловлено как самим содержанием данных процессов, так и характером их воплощения в реальность.

Разумеется, могут возникнуть и препятствия на пути евразийской интеграции. Мировое сообщество может не очень правильно интерпретировать цели и задачи  интеграции, но это не должно влиять на актуальность интеграции, как для стран-членов, так и для России. Необходимо учитывать все преимущества, которые дает евразийская интеграция всем входящим в нее странам. Сам процесс сближения происходит постепенно и результатом является долгосрочное взаимодействие между государствами по многим важным вопросам, при этом каждая страна получает определенные преимущества и возможности.

Существует необходимость государствам-участницам приложить все усилия для того чтоб обычные люди были осведомлены обо всех преимуществах интеграции. И снизить до минимума всю агитацию против него, так как она присутствует как в каждой стране-партнере, так и в потенциальном участнике интеграции. Именно от решения потенциальных участников зависит, как  именно будет расширяться масштаб евразийской интеграции.

Важно обратить внимание чтоб информация преподносилась не как прямая пропаганда, а как поддержка гражданского общества того или иного государства. Именно поэтому следует преподносить интеграцию не как соглашения, подписанные между государствами, а как соглашения между народами стран, как народный проект. Процесс сближения должен найти опору, как в обществе, так и в бизнесе, СМИ. Необходимо задействовать все рычаги воздействия, которые направлены на вовлечение большего количества стран в процесс данной интеграции.

Необходимо обратить внимание на общественное взаимодействие с другими странами. Нужно поддерживать связи за рубежом с нашими соотечественниками, общественными организациями, средствами массовой информации, неправительственными организациями, и др. Подобного рода взаимодействия должны получать поддержку государства. При этом должны формироваться устойчивые неправительственные структуры, которые будут связывать общественные и государственные механизмы взаимодействия. Подобного рода схемы давно успешно используют западные страны, с целью вовлечения и присоединения новых стран к своим интеграционным объединениям. При этом процесс интеграции выглядит не как государственный, а как волеизъявление народа на присоединение к тому или иному интеграционному объединению.

Самым главным является то, что именно гражданское общество России должно продвигать идею интеграции в других странах и формировать там активных приверженцев дружбы с Россией. Если будут любить Россию за рубежом, а она является одной из основных и значимых стран в евразийской интеграции, значит, с уважением будут относиться к процессу интеграции на евразийском пространстве. И тогда, когда в зарубежных странах будет больше сторонников интеграции, появится перспектива расширения союза и присоединения новых и новых государств.

Россия в евразийском регионе играет важную роль. Страна уже взяла курс на модернизацию своей экономики, ее обновление в соответствии с сегодняшними реалиями. Именно поэтому другим странам важно быть участником интеграционного процесса с участием России. Для стран-членов интеграционного блока стоит задача объединения всеобщих усилий с целью выстраивания прочных кооперационных связей, выстраивания общей политики по отношению к третьим странам. Главное чтоб третьи страны не воспринимали интеграцию как восстановление СССР. А воспринимали как новый этап во взаимодействиях между странами-участницами, когда сближение стран происходит на всех уровнях. И только объединив общие усилия стран данного региона  можно добиться значительных результатов.


Библиографический список
  1. Кривова В.Д. О роли Российской Федерации в евразийском интеграционном процессе: перспективы развития и углубления экономической интеграции // Аналитический вестник. 2014. № 6. URL: http://www.budgetrf.ru (дата обращения: 01.12.2015).
  2. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты. 2015. URL: http:// http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 03.12.2015)
  3. Онищенко К.В. Евразийская экономическая интеграция // Научно-аналитический журнал. 2013. № 2. URL: http://www.soyuzinfo.am (дата обращения: 10.12.2015)


Все статьи автора «Комлев Владислав Станиславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация