С недавнего времени на постсоветском пространстве можно наблюдать значительный рост интеграционных процессов. В том числе, был сделан шаг в сторону обновления концепции евразийской интеграции с учетом новых геополитических и геоэкономических реалий, а так же было положено начало реализации данной концепции наиболее развитыми и подготовленными странами-членами СНГ. В 2010-2012 годах происходил так называемый интеграционный рывок, в течение которого в кратчайшие сроки был сформирован и начал свое функционирование Таможенный союз (ТС) России, Беларуси и Казахстана (2010г.). С 01 января 2012 года было положено начало формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). А с 01 января 2015 года начался новый этап – стартовал Евразийский экономический союз — международная организация, обладающая соответствующей правосубъектностью. Государствами-членами Евразийского экономического союза на сегодняшний день являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. Впервые за постсоветский период реально начали функционировать институты региональной международной интеграции, которые наделены наднациональными полномочиями управления интеграционными процессами на постсоветском пространстве после распада СССР.
В соответствии с общепринятой концепцией, эффективный результат международной региональной интеграции главным образом находится в зависимости от уровня координации двух самостоятельных и взаимодополняемых – негативных и позитивных процессов. Негативной стороной интеграции является процедура уменьшения или отмены всевозможных протекционистских мер и ограничений в отношениях между государствами, которые вступили в разного рода региональный союз. Означает это то, что вступив в данное интеграционное объединение, все страны обязуются со временем или же незамедлительно ликвидировать все без исключения торговые барьеры в отношении обоюдного обмена товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. Позитивной же стороной интеграции является ведение согласованной экономической политики, объединение усилий для решения общих проблем, и сплочённость всех государств-членов для достижения общей цели. И если оба эти процесса реализуются не одновременно, то в этом случае можно говорить о формальной интеграции, которая в действительности никакого экономического эффекта не принесет, к которой можно отнести Содружество Независимых Государств.
Но все же неудачный процесс реализации интеграционного процесса на примере СНГ совсем не отменяет необходимость формирования интеграционной группировки на всем постсоветском пространстве, в которой Россия может быть основополагающей страной. И чтобы это сделать она должна сама что-то изменить, чтобы стать привлекательной и для других государств-членов, и выступить самым важным фактором их внутреннего развития.
Так сложилась история, что решение задач по формированию интеграции на постсоветском пространстве очень сложный, длительный и затратный процесс, и в данный момент он может стать зоной ответственности для России. Иного выхода не существует. Если Россия будет рассматривать сугубо экономический аспект интеграции, и пытаться получить максимальный личный выигрыш, то нельзя сказать что на такие условия согласятся остальные партнеры. И если же Россия хочет реализовать процесс интеграции, то ей придется затратить определенное количество ресурсов и средств. В краткосрочном периоде времени это может выражаться как невозвратимые затраты, а в долгосрочном – выигрыш для всех партнеров и для России в том числе.
Интеграционные процессы, которые происходят, сегодня на евразийском континенте нуждаются в максимально правильном понимании. Это может быть обусловлено как самим содержанием данных процессов, так и характером их воплощения в реальность.
Разумеется, могут возникнуть и препятствия на пути евразийской интеграции. Мировое сообщество может не очень правильно интерпретировать цели и задачи интеграции, но это не должно влиять на актуальность интеграции, как для стран-членов, так и для России. Необходимо учитывать все преимущества, которые дает евразийская интеграция всем входящим в нее странам. Сам процесс сближения происходит постепенно и результатом является долгосрочное взаимодействие между государствами по многим важным вопросам, при этом каждая страна получает определенные преимущества и возможности.
Существует необходимость государствам-участницам приложить все усилия для того чтоб обычные люди были осведомлены обо всех преимуществах интеграции. И снизить до минимума всю агитацию против него, так как она присутствует как в каждой стране-партнере, так и в потенциальном участнике интеграции. Именно от решения потенциальных участников зависит, как именно будет расширяться масштаб евразийской интеграции.
Важно обратить внимание чтоб информация преподносилась не как прямая пропаганда, а как поддержка гражданского общества того или иного государства. Именно поэтому следует преподносить интеграцию не как соглашения, подписанные между государствами, а как соглашения между народами стран, как народный проект. Процесс сближения должен найти опору, как в обществе, так и в бизнесе, СМИ. Необходимо задействовать все рычаги воздействия, которые направлены на вовлечение большего количества стран в процесс данной интеграции.
Необходимо обратить внимание на общественное взаимодействие с другими странами. Нужно поддерживать связи за рубежом с нашими соотечественниками, общественными организациями, средствами массовой информации, неправительственными организациями, и др. Подобного рода взаимодействия должны получать поддержку государства. При этом должны формироваться устойчивые неправительственные структуры, которые будут связывать общественные и государственные механизмы взаимодействия. Подобного рода схемы давно успешно используют западные страны, с целью вовлечения и присоединения новых стран к своим интеграционным объединениям. При этом процесс интеграции выглядит не как государственный, а как волеизъявление народа на присоединение к тому или иному интеграционному объединению.
Самым главным является то, что именно гражданское общество России должно продвигать идею интеграции в других странах и формировать там активных приверженцев дружбы с Россией. Если будут любить Россию за рубежом, а она является одной из основных и значимых стран в евразийской интеграции, значит, с уважением будут относиться к процессу интеграции на евразийском пространстве. И тогда, когда в зарубежных странах будет больше сторонников интеграции, появится перспектива расширения союза и присоединения новых и новых государств.
Россия в евразийском регионе играет важную роль. Страна уже взяла курс на модернизацию своей экономики, ее обновление в соответствии с сегодняшними реалиями. Именно поэтому другим странам важно быть участником интеграционного процесса с участием России. Для стран-членов интеграционного блока стоит задача объединения всеобщих усилий с целью выстраивания прочных кооперационных связей, выстраивания общей политики по отношению к третьим странам. Главное чтоб третьи страны не воспринимали интеграцию как восстановление СССР. А воспринимали как новый этап во взаимодействиях между странами-участницами, когда сближение стран происходит на всех уровнях. И только объединив общие усилия стран данного региона можно добиться значительных результатов.
Библиографический список
- Кривова В.Д. О роли Российской Федерации в евразийском интеграционном процессе: перспективы развития и углубления экономической интеграции // Аналитический вестник. 2014. № 6. URL: http://www.budgetrf.ru (дата обращения: 01.12.2015).
- Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты. 2015. URL: http:// http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 03.12.2015)
- Онищенко К.В. Евразийская экономическая интеграция // Научно-аналитический журнал. 2013. № 2. URL: http://www.soyuzinfo.am (дата обращения: 10.12.2015)