УДК 316.354

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Соболев Никита Викторович
Новосибирский Государственный Технический Университет
студент направления «Социология»

Аннотация
В данной статье автор обосновывает необходимость прогнозирования в организационной деятельности и в управлении ею. В своей деятельности организация должна не только ориентироваться на свое состояние в актуальный момент времени, но и уметь рационально оценить свое потенциальное состояние в будущем. Это необходимо ей не только для оценки и предотвращения потенциальных рисков в своей будущей деятельности, но и для достижения конкурентных преимуществ в соперничестве с другими организациями. При этом прогнозирование деятельности организации не сводится к простому описанию будущих событий, так как оно, во многом, зависит от сложившейся к определенному времени структуры управления организацией.

Ключевые слова: метод прогнозирования, организационное развитие, организация, план, прогноз, прогнозирование, тип управления, управленческое решение


IMPORTANCE OF FORECASTING IN ORGANIZATION’S ACTIVITY

Sobolev Nikita Viktorovich
Novosibirsk State Technical University
Student of the Sociology Department

Abstract
In this article author explain the necessity of forecasting in organizational activities and in its management. In its activities, the organization must not only focus on its state currently, but also be able to rationally class its potential state in the future. This is need for her not only for evaluation and prevent potential risks in organization’s future work, but also its need for achieve competitive advantages in competition with other organizations. Herewith, forecasting of the organization’s activity can not be reduced to a simple description of future events, because its largely depends from a structure of management, which is formed by currently in concrete organization.

Keywords: forecast, forecasting, management decision, method of forecasting, organization, organizational decision, type of management


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соболев Н.В. Значимость прогнозирования в деятельности организаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62277 (дата обращения: 21.11.2016).

Прогнозирование будущих событий в природе и обществе свойственно природе человека с момента появления на Земле вида Homo Sapiens. Одним из наиболее древних известных источников применения прогнозирования будущего является книга «Прогностика», написанная Гиппократом более 2000 лет назад. В качестве прогнозиста в Древней Греции нередко выступал так называемый Дельфийский оракул, дававший предсказания будущего на основе астрологии и ясновидения. Данный процесс имел несколько стадий:

1. Оракул отвечал на вопрос вопрошающего в форме слов-иносказаний.

2. Жрецы расшифровывали слова оракула и давали им свое толкование.

3. Сделанное жрецами толкование отправляли в совет Старейшин, который давал ему свою оценку и детализировал прогноз так, чтобы вопрошающий понял его содержание.

4. Полученное толкование передавалось вопрошающему [1, с. 6].

В настоящее время роль прогнозирования в жизни общества значительно возросла. Оно влияет не только на жизнь отдельных индивидов, но и на существование различных организаций и управление ими. В начале XX века А. Файоль описывал прогнозирование как самостоятельную функцию управления. Именно ему принадлежат слова «Управлять – значит: предсказывать, планировать, организовывать» [2, с. 12].

Как и любой человек, живущий в обществе, управленец постоянно должен прогнозировать последствия своих решений и действий. Умение прогнозирования у человека может быть развито в большей или меньшей степени, но без него его шансы на выживание в окружающей среде минимальны [3, с. 60]. Это касается и существования организаций во внешней среде, которое, в первую очередь, зависит от системы управления конкретной организации. Чем выше уровень прогнозирования в организации, тем больше вероятность осуществления оптимального эффективного управления ею с целью сохранения ее целостности и обеспечения ее развития [1, с. 41].

Так как всякое управленческое решение по своей сути является прогнозным, то прогнозирование является одной из фундаментальных основ управленческой деятельности. Цель организационного прогнозирования − предвидение будущего состояния организации. Результатом этой деятельности является разработка комплекса прогнозов, которые представляют собой вероятностное суждение о будущем состоянии всей организации или ее частей [4, с. 25]. В этом контексте необходимо учитывать тот факт, что прогнозирование в организации не сводится к пассивной роли прогнозистов относительно того, что своим прогнозом они это будущее в определенной степени конституируют. Помимо этого, при прогнозировании разрабатываются целевые прогнозы, которые определяют приоритетные цели деятельности организации в будущем и пути их достижения [5, с. 6].

Чтобы полученное на основе прогнозирования управленческое решение было валидным и эффективным, при прогнозировании должна строго соблюдаться установленная последовательность этапов его проведения, а именно: «поисковый прогноз – нормативный прогноз – стратегическое планирование – бизнес-планирование – перспективное планирование – текущее планирование – оперативное планирование» [3, с. 40]. Пропуск одного из элементов этой системы может привести к следующим последствиям:

1. Снижению точности планирования.

2. Повышению рисков при принятии управленческого решения [3, с. 41].

По утверждению отечественного исследователя Г.Н. Мартынова, среди всех этапов при разработке прогноза наиболее важным следует считать этап стратегического планирования. Данное мнение он аргументирует тем, что стратегическое планирование является той функцией управления, которая направлена на непосредственный выбор организационных целей и путей их достижения [6, с. 39].

При грамотно выбранной стратегии и ее оптимальной реализации происходит преобразование движения участвующих элементов из хаотичного состояния, в упорядоченное. Это значительно повышает эффективность планируемых действий организации. Цель проводимой стратегии – одновременное «удерживание» точек настоящего и будущего и осуществление последовательного и постепенного перехода действий по этим точкам [7, с. 9]. Особую роль прогнозирование играет в разработке стратегического образа организации. Представления о будущем организации могут быть самыми разнообразными. Однако без них организация утрачивает свои ориентиры развития и смысл своего существования [1, с. 191].

Проведенные исследования показывают, что эффективность принимаемых управленческих решений напрямую связана с применяемым в организации прогнозированием. Так, в одном из них были получены данные в результате опроса 217 вице-президентов из 109 крупнейших американских компаний. Было установлено, что те руководители, которые при составлении планов деятельности организации использовали прогнозирование, добились большего успеха в соотношении получаемой прибыли к объему реализации товара/услуги и, в конечном итоге, в общем доходе от деятельности организации [2, с. 88].

В постоянно меняющихся условиях современного мира своевременное внедрение изменений в организации играет значительную роль не только в ее существовании как целостной структуры, но и в определении финансового и социального статуса ее работников. Так, корпорация Microsoft добилась значительных успехов, прежде всего, за счет уникального видения будущего ее членами. Глава корпорации, Билл Гейтс смог предугадать глобальное проникновение сети Интернет в жизнь общества, в то время как многие другие предприниматели даже не задумывались об этом. Следствием стратегического предвидения Билла Гейтса стало то, что каждый седьмой работник корпорации является миллионером. Пытаясь повторить успех Microsoft, Санкт-Петербургский завод «Алмаз» сформировал у себя «суперкадры» управления из 500 человек, назвав их «Команда 500». Именно они определяют образ будущего организации, разрабатывают цели и задачи ее деятельности и стратегию их достижения, а также несут ответственность за результаты их реализации [1, с. 200].

На современном этапе развития общества прогнозирование отличается тем, что оно охватывает и глобальные системы, и конкретные организации и их работников. Так, в настоящее время многие западные компании ввели элементы прогнозирования в свою систему управления. Одним из примеров такого опыта является компания «Хоул Фудс Маркет», которая каждые 5 лет проводит у себя деловую игру «Поиск будущего» [1, с. 10].

В одной из своих работ И.Б. Ромашова, со ссылкой на Й. Шумпетера, дает следующую классификацию всех существующих организаций по скорости внедрения изменений:

1. Новаторы (генераторы нововведений и образцы прогрессивного организационного развития).

2. Имитаторы (внедряющие у себя изменения вслед за новаторами в надежде на получение высокой прибыли), в т.ч.:

а) ранних реципиентов или «пионеров»;

б) раннее большинство (наибольшая масса организаций, внедряющих у себя новшества).

3. Отстающие или «аутсайдеры», которые позднее остальных внедряют у себя изменения [1, с. 195].

Если возникшее отставание во внедрении инноваций в организационную деятельность не преодолеть, то такой организации грозит крах.

Особое значение в организационном прогнозировании имеет задача выявления ограничений, оказывающих влияние на процесс развития организации. В этом случае разрабатываются специальные прогнозы, цель которых – выявление пределов прогнозного периода и применения того или иного средства развития организации [3, с. 30].

Если при принятии определенного управленческого решения будут преобладать глобальные и долгосрочные перспективы, то они, скорее всего, будут оторваны от реальности, а на конкретные проблемы будут получены лишь общие ответы. Если же локальные организационные проблемы решаются без понимания более широких взаимосвязей на уровне стратегии, то такие решения не будут должным образом перспективно обоснованными, они будут ориентированы лишь на настоящее организации. Как следствие, при принятии управленческих решений нужно ориентироваться не только на отдаленное будущее, но и на последствия текущих управленческих решений [4, с.102].

Американский экономист Терренс Одеан разработал модель, в которой у экономических трейдеров был один недостаток – они слишком переоценивали значимость имевшейся у них информации и, как следствие, были слишком самоуверенны в своих предсказаниях. При этом в остальном они вели себя рационально [8, с. 1279]. Данному явлению можно найти логическое объяснение. Так, некоторые преподаватели по экономике проводят на своих занятиях следующий эксперимент: проводится аукцион на монетки в вымышленном банке. Студент, сделавший самую высокую ставку, выигрывает все монетки. Почти всегда после проведения эксперимента выигравший замечает, что заплатил за свой выигрыш слишком много. Фактически, худший из прогнозистов забирает себе приз. Данное явление известно в психологии как «проклятие победителя» [9, с. 412]. На основе данного эксперимента можно сделать вывод о том, что низкокачественный прогноз в сочетании с дезинформацией способен привести к неверно принятым решениям, которые будут иметь для организации негативные последствия в будущем.

В современной теории управления организациями существует проблема того, что нередко прогнозирование связывают лишь с одной функцией управления – планированием, в то время как прогноз и план не тождественны друг другу. Если план имеет сугубо детерминированный характер и четкую структуру выполнения работ, то прогноз носит, как правило, информационный и познавательный характер, не предполагая обязательства его выполнения и ответственности организации за его реализацию [1, с. 13]. В частности, Г. С. Поспелов и В. А. Ириков утверждают, что прогноз – это образ будущего, предшествующий планированию, то есть выбору главной цели деятельности организации и постройке иерархии целей и задач, направленных на достижение заданной цели [10, с. 13].

В то же время, прогноз и план деятельности организации неразрывно связаны друг с другом. Подход использования прогнозов в планировании основан на концепции «прогноз-план». Сущность этой концепции заключается в регламентации организационного развития планами, а также в их периодической корректировке на основе прогнозной информации. При этом показатели прогноза и плана должны быть едиными друг относительно друга [3, с. 31].

Прогнозирование в управлении организацией необходимо для:

1. Определения социально-экономических задач, которые может поставить и решить организация в течение прогнозируемого периода времени.

2. Выявления тенденций используемых технологий и научных разработок и их влияния на будущую деятельность организации.

3. Выявления всех возможных вариантов путей развития науки, техники, экономики, культуры и выбор наиболее оптимального пути развития каждого из них в отношении организационной деятельности.

4. Определения материальных, трудовых, природных ресурсов, которыми будет располагать организация на прогнозируемый период времени.

5. Выявления потребностей экономики и общества в производимой организацией продукции [3, с. 31].

В итоге, прогнозирование дает организациям следующие преимущества:

1) Предоставление организации дополнительного конкурентного преимущества на внешнем рынке, которое повышает адаптивные способности к выживанию организации, а также обеспечивает расширение горизонта принимаемых управленческих решений.

2) Снижение неопределенности и рисков в развитии организации, а также обеспечение опережающей информацией.

3) Обеспечение грамотного опережающего обучения персонала, т.е. грамотное осуществление инвестиций в «человеческий капитал».

4) Принятие более взвешенных и грамотных управленческих решений.

5) Усиление эффективности (оптимальное использование ресурсов) и продуктивности (достижение поставленных целей) управления [1, с. 44].

На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод: прогнозирование является одной из важнейших функций в обеспечении существования организаций, а также в управлении ими.


Библиографический список
  1. Ромашова И.Б. Прогнозирование в системе управления современным предприятием / И.Б. Ромашова. − Нижний Новгород: Нижегор. гос. университет им. Н.И. Лобачевского, 2000. − 328 с.
  2. Файоль А. Управление − это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. − М.: Республика, 1992. − 351 с.
  3. Ерохина Л.И. Прогнозирование, планирование в системе управления на предприятиях сферы сервиса / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова; Тольят. гос. ин-т сервиса. – М.: КНОРУС, 2004. – 202 с.
  4. Грищенко В.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: В 2 ч. Ч. 1.  / В.Н. Грищенко, Л.Г. Демидова, А.Н. Петров. – СПб.: СПбУЭФ, 1995. − 112 с.
  5. Ершова С.А. Социально-экономическое прогнозирование / С.А. Ершова; С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002. − 137 с.
  6. Мартынов Г.Н. Социальная и производственная инфраструктура: стратегическое планирование / Г.Н. Мартынов //  Моделирование и прогнозирование в управлении: методы и технологии : материалы II междунар. науч.-практ. конф. – Орел: ОРАГС, 2010. – С. 39.
  7. Почепцов Г.Г. Стратегия: инструментарий по управлению будущим / Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2005. − 377 с.
  8. Odean Terrance «Do Investors Trade Too Much?» American Economic Review, Vol. 89, December 1999, p. 1279-1298.
  9. Сильвер Нейт Сигнал и шум: почему одни прогнозы сбываются, а другие – нет / Нейт Сильвер. – М.: КоЛибри, 2015. – 606 с.
  10. Поспелов Г.С. Программно-целевое планирование и управление / Г.С. Поспелов, В.А. Ириков. – М.: Советское радио, 1976. – 404 с.


Все статьи автора «Соболев Никита Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация