УДК 334.71

МОЖЕТ ЛИ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС СЧИТАТЬСЯ ПАНАЦЕЕЙ? ЯПОНИЯ: ОПЫТ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ

Шабазов Рустам Русланович1, Барзаева Малика Абдулаевна2, Баширова Хава Шамановна3
1Чеченский государственный университет, научный руководитель, старший преподаватель кафедры «Математические методы анализа экономики»
2Чеченский государственный университет, студентка 3-го курса факультета экономики и финансов
3Чеченский государственный университет, студентка 3-го курса факультета экономики и финансов

Аннотация
В рамках данного исследования разработана методика, позволяющая определить влияние совокупности активности и состояния программ поддержки и развития МСП на социально-экономическое положение страны и рассчитано ассигнования из государственного бюджета на нужды субъектов малого и среднего предпринимательства в Японии, а также показано соотношение коэффициентов открытия и закрытия бизнеса в секторе малого и среднего предпринимательства в Японии.

Ключевые слова: ассигнования из государственного бюджета, малое и среднее предпринимательство, малый и средний бизнес, панацея


CAN THE SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES A PANACEA? JAPAN EXPERIENCE FOR RUSSIAN FEDERAL AND REGIONAL AUTHORITIES

Shabazov Rustam Ruslanovich1, Barzaeva Malika Abdulaevna2, Bashirova Hava Shamanovna3
1Chechen State University, scientific director, Senior Lecturer of the Department "Mathematical Methods of Economics"
2Chechen State University, student of 3rd course of the Faculty of Economics and Finance
3Chechen State University, student of 3rd course of the Faculty of Economics and Finance

Abstract
In this study developed a technique to determine the effect of aggregate activity and status of programmes for the support and development of SMEs in the country's socio-economic situation and calculated allocations from the State budget for the needs of small and medium-sized businesses in Japan, and shows the ratio of coefficients of the opening and closing of businesses in the sector of small and medium-sized businesses in Japan.

Keywords: allocations from the State budget, panacea, small and medium business, small and medium-sized businesses


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шабазов Р.Р., Барзаева М.А., Баширова Х.Ш. Может ли малый и средний бизнес считаться панацеей? Япония: опыт для российских федеральных и региональных властей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62037 (дата обращения: 02.06.2017).

Малое и среднее предпринимательство (МСП) не всегда является «фактором роста». В одних условиях государственное стимулирование развития МСП крайне полезно для страны, в других — в лучшем случае бесполезно. Многие институты поддержки МСП в России были заимствованы из Японии, особенно на начальной стадии российских рыночных реформ. Причиной тому была специальная правительственная программа технологической помощи Японии новой России в сфере выработки государственной политики в отношении МСП. МСП рассматривалось как панацея. Исходя из практики Японии 1950—80х гг., составлялись первые российские нормативные акты по малому предпринимательству, создавались концепции организации институтов поддержки МСП. Тому были веские причины. В Японии несколько десятилетий после Второй мировой войны МСП реально было важной частью двигателя «экономического чуда», а в дальнейшем — ускоренного экономического роста. [6, с. 22]. По доле числа занятых в общей численности занятых в экономике, по доле в ВВП японское МСП давно превосходит абсолютное большинство стран мира. Японское Правительство в начале 1990-х гг., когда страна входила в полосу длительной стагнации, надеялось благодаря малому и среднему бизнесу быстро преодолеть начавшиеся кризисные явления в ее экономике. Но в конце 1990-х и в нынешнем столетии относительно непродолжительные периоды экономического подъема в Японии сменялись спадами (в 2009 г. — 6,3%). Среднегодовые темпы роста ВВП Японии с 2003 по 2013 г. составляли всего 0,25%. Сфера же МСП в пространственной экономике Японии достигла в эконометрическом смысле «состояния насыщения» [2]. Коэффициент закрытия некрупных предприятий явно превышает коэффициент открытия новых (см. табл. 1). Именно поэтому МСП все чаще рассматривается японскими экспертами как дополнительный груз, давящий на государственный бюджет и консервирующий затянувшуюся стагнацию японской экономики.

В таблице 1 нами показано «соотношение коэффициентов открытия и закрытия бизнеса в секторе малого и среднего предпринимательства (в категории «предприятия»*) в Японии по периодам»

Годы 1975
1978
1978
1981
1981
1986
1986
1991
1991
1996
1996
1999
1999
2001
2001
2004
2004
2006
2006
2009
Коэф-т
открытия
бизнеса
(%)**
5,9 5,9 4,3 3,5 2,7 3,6 5,8 3,5 5,1 2,0
Коэф-т
закрытия
бизнеса
(%)***
3,5 3,8 4,0 4,0 3,2 5,6 6,8 6,1 6,2 6,2

* Компании (фирмы-юридические лица) и индивидуальные предприниматели.

** Представляет собой частное от деления количества вновь созданных за период предприятий на количество существовавших в начале периода предприятий.

*** Представляет собой частное от деления количества закрывшихся в течение периода предприятий на количество существовавших в начале периода предприятий.

Как видно из таблицы 1, в 1970-е годы этот показатель, как и в предыдущие десятилетия, указывал на положительную динамику роста количества субъектов МСП. Переломным моментом явился период 1981—1986 гг., когда эти коэффициенты почти сравнялись между собой, и в последующие периоды, вплоть до 2009 г. (последние имеющиеся данные), их соотношение неизменно складывалось в пользу последнего , т. е. возобладала тенденция убывания количества субъектов МСП. Таким образом, высокоразвитый, широкомасштабный МСП и сформированная разветвленная, филигранная система его государственной поддержки не смогли внести позитивные изменения в экономику Японии, пребывающей в состоянии длительной стагнации. В Японии наличествует множество заявлений и деклараций от правительства и от руководителей префектур, говорящих о чрезвычайной важности МСП для страны и необходимости его всесторонней поддержки [6]. Но в реальности, в ходе продолжающейся с первой половины 1990-х гг. стагнации экономического роста, в этой стране происходит сокращение поддержки МСП. Как следует из таблицы 2, за период 1990—2007 гг. объем государственных ассигнований на поддержку МСП сократился на 37,2%, а за период 2007—2010 гг. — еще на 69,0%, то есть за эти два периода финансирование было урезано на 131,5%,. За последующие годы (включая 2013 фин. г.) объем государственного финансирования сектора МСП возрос на 90%. Но это было связано с необходимостью выделения ресурсов на поддержку малого бизнеса, оказавшегося в зоне колоссального стихийного бедствия (март 2011 г) на северо-востоке страны (землетрясение и мощное цунами, приведшие, помимо прочего, к серьезной аварии на АЭС Фукусима-1).

Таблица 2. Ассигнования из государственного бюджета на нужды субъектов малого и среднего предпринимательства в Японии (планы по фин. годам), млрд иен

Статьи Бюджет

1990

2007

2010

2013

Поддержка МСП, активно использующих местные ресурсы, и содействие развитию
инфраструктуры

10,4

8,2

Поддержка МСП, действующих в сфере
торговли

29,5

10,0

6,7

3,9

Проект по поддержке
внешнеэкономической деятельности МСП

2,4

5,0

3,2

Проект по оживлению деятельности МСП

8,5

4,1

3,0

Проект по обеспечению занятости и
развитию трудовых ресурсов

3,4

7,5

22,0

0,4

Проект по поддержке совершенствования
менеджмента малого бизнеса

4,7

0,6

Проект по поддержке деятельности
кооперативов

1,1

4,3

Содействие развитию техники и технологий (в т.ч. информационных)
в сфере МСП

9,0

12,0

28,0

Проект по приобретению и защите интеллектуальной собственности МСП

2,3

5,0

Совершенствование организационной
структуры МСП

8,0

Проект по поддержке субподрядчиков

2,2

0,1

0,8

0,7

Содействие развитию нового бизнеса в сфере МСП

4,3

4,5

25,3

6,7

Проект по поддержке кластеров в сфере
МСП

1,6

62,0

Финансовая поддержка

154,7

53,0

26,5

Прочие

82,5

4,4

3,5

0,1

Меры помощи МСП, пострадавшим
от стихийных бедствий, а также меры
по предупреждению банкротств

0,1

87,7

ИТОГО

237,3

173,0

102,5

194,7

В наибольшей мере (почти в восемь раз) за двадцать лет в Японии сократилась поддержка торговых МСП. В абсолютных же значениях более всего сократились расходы по статье «финансовая поддержка МСП». Явный тренд сокращения финансовых ассигнований на нужды субъектов МСП коррелирует со снижением финансирования МСП из частных кредитных источников, о чем будет сказано ниже. С 1990 по 2013 гг. немного возрос объем ассигнований на создание и развитие нового бизнеса. Но по отношению к 2010 г. объем выделенных средств на эту цель в 2013 г. сократился почти в четыре раза, поскольку эта форма поддержки МСП была признана недостаточно результативной.

При том, что на частные кредитно-финансовые институты (это, прежде всего, коммерческие банки, «городские», «местные») приходится львиная доля финансирования МСП (примерно 90%), в годы стагнации правительство и префектуры Японии начали негативно относиться к чрезмерному присутствию государства на ссудном рынке для МСП. Практика прямого распределения государственных средств в пользу поддержки слабых фирм встретила нарастающую критику предпринимательской общественности. Оппоненты считают, что интервенция государственных средств на рынок через финансовые организации, аффилированные с государством и администрациями префектур, нарушает законы спроса и предложения на кредитно-финансовом рынке. Использование государственных средств для поддержки неэффективных фирм стало порождать обвинения в недобросовестной конкуренции со стороны как японских, так и зарубежных фирм, не имеющих доступа к таким средствам. Эта критика, а также понимание правительством низкой конкурентоспособности многих малых и средних предприятий привели к постепенному сокращению размеров таких программ и снижению финансирования государственные финансовые институты. Общая сумма кредитования МСП уменьшилась за период с 2000 по 2012 гг. на 30%, в том числе государственными кредитно-финансовыми институтами — на 26% и частными — на 31% (сумма государственных кредитных гарантий — на 29%). Итак, в Японии на государственном уровне придерживаются понимания того, что МСП не всегда является «фактором роста». В то же время сектор МСП Японии и в условиях стагнации работает как хороший амортизирующий барьер, принимающий на себя основной удар негативных изменений конъюнктуры. На МСП смотрят как на важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и как на неотъемлемый элемент постоянно меняющегося оптимального соотношения между крупными, средними и малыми субъектами хозяйствования в общенациональной и региональной экономике. То есть стагнация не отменяет позитивные свойства МСП. Другое дело, что правительству страны и администрациям регионов нужно уметь пользоваться этими позитивными свойствами в соответствии с требованиями стратегии и тактики развития страны.


Библиографический список
  1. Birch D. L. Job Creation America. How Our Smallest Companies Put the Most People to Work. N.Y.: Free press, 1987.
  2. Симон Г. Скрытые чемпионы 21 века. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка: переводное издание / Г. Симон, А.Ю. Юданов, Н.Н. Думная; под научн. ред. проф. А.Ю. Юданова. М.: Кнорус. 2015.
  3. Виньков А., Гурова Т., Рубин О., Юданов А. Создатели будущего — газели с мозгом обезьяны // Эксперт. 2011. №10.
  4. Исследование быстрорастущих высокотехнологичных компаний России. — М.: РВК, октябрь 2014. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analitics (дата обращения: 27.05.2015).
  5. Данные официального сайта компании «Интерскол», http://www.interskol.ru (дата обращения: 27.05.2015).
  6. Внешнеэкономические аспекты модернизации экономики России, М. Финансовый Университет, 2013.- с. 22.
  7. http://www.business. gov.au
  8. http://www.oxfordeconomics.com


Все статьи автора «Барзаева Малика Абдуллаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: