УДК 33

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

Исраилова Залина Руслановна1, Вахаев Али Айндыевич2
1Чеченский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент
2Чеченский государственный университет, студент 3 курса по профилю «Бухучет, анализ и аудит»

Аннотация
Рынок аудиторско – консалтинговых услуг целесообразно рассматривать организационной социально – экономической системой, для которой характерны отличительные особенности методологии управления и оценки.

Ключевые слова: рынок аудиторско –консалтинговых услуг, система управления


MODERN MARKET OF AUDITOR AND CONSULTING SERVICES

Israilova Zalina Ruslanovna1, Vahaev Ali Ayndyievich2
1Chechen State University, candidate of economic sciences, associate professor
2Chechen State University, 3rd year student of the profile "Accounting and Audit"

Abstract
Audit – consulting services it is expedient to consider the market organizational socially – economic system for which distinctive features of methodology of management and an assessment are characteristic.

Keywords: consulting services, control system, market


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Исраилова З.Р., Вахаев А.А. Современный рынок аудиторско-консалтинговых услуг // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61939 (дата обращения: 19.11.2016).

Тенденция глобализации, четко проявившаяся в последние годы в отечественной экономике, привела к резкому обострению конкуренции хозяйственных систем и хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем  рынках товаров, работ  и услуг.  Приоритетное развитие  сферы услуг усиливает влияние данного сектора российской экономики на ее конкурентоспособность. В условиях императивов  модернизации экономики наиболее востребованы  консалтинговые услуги,  способствующие преобразованию  и совершенствованию систем управления бизнес-процессами, их трансформации на активное участие в инновационных и инвестиционных процессах. Одним из наиболее действенных инструментов консалтинга  является аудит, который аккумулируя в себе необходимый информационный потенциал экономики отдельных хозяйствующих субъектов и государства в целом, становится непосредственной производительной силой общества.

В современных условиях для мировой экономической жизни характерен переход к новой модели бизнеса, суть которой заключается в том, что во многих областях индустрии акценты смещаются в сторону спроса и предложения консалтинговых  услуг по вопросам налогообложения, менеджмента, права, обучения, анализа, оценки рынков, научно- исследовательских изысканий, обоснования инвестиционных проектов.

Широкий формат участия рынка аудиторско – консалтинговых услуг в качественном  преобразовании экономики России вызывает необходимость изыскания путей наращивания и планомерного вовлечения его потенциала в реализацию  социально – экономических задач, формирования условий по доступности услуг для широкой предпринимательской среды.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том,  что доступность, качество и эффективность  аудиторско – консалтинговых услуг являются важнейшими условиями наращивания инновационного потенциала, формирования конкурентных преимуществ и  инвестиционной привлекательности  как основополагающих факторов устойчиво-воспроизводственного развития систем микро, мезо и макроуровня.

Практические проблемы современного экономического развития страны связаны с нерешенностью важнейших теоретических вопросов в сфере управления развитием  рынка  аудиторско – консалтинговых услуг. Одним из них, является концептуальная модель стратегии управления развитием национального рынка аудиторско –консалтинговых услуг и его методическое обеспечение.

Исследования  о развитии российского рынка аудиторско – консалтинговых услуг за последние  пятнадцать лет, проведенные  рейтинговым агентством «Эксперт», позволили  экспертам сформировать консенсус по поводу набора факторов, наиболее негативно влияющих на цивилизованное развитие его участников. Главная проблема – это недобросовестная конкуренция. Именно отсутствие эффективных правил регулирования рынка влечет за собой демпинг, ухудшение качества услуг, формальный подход к аудиту.

Список крупнейших аудиторско – консалтинговых групп России  по итогам за 2014 год представлен  130 хозяйствующими субъектами, из которых  85 функционировало в Москве,  14 в Санкт-Петербурге, а  31 – в остальных регионах России.           Суммарные доходы ста крупнейших аудиторско – консалтинговых групп (АКГ) в 2013 году составили свыше 59 млрд рублей (с учетом показателей PwC и КПМГ) и увеличившись за год на 2%.

Распределение рынка аудиторско – консалтинговых услуг по качественно-количественным показателям развития в разрезе федеральных округов России крайне неравномерно.

Для  рынка аудиторско – консалтинговых услуг России за 2012 – 2014 годы характерна  динамика  к росту основных оценочных показателей  развития .

Если средняя  численность специалистов, работающих в крупнейших АКГ  России в 2014 году,  относительно соответствующего периода 2011 года выросла на 3375 человек, или  на 16,8 %, то  как абсолютная величина численности аттестованных аудиторов, так и их доля сократились  .

Доля участия национального рынка аудиторско – консалтинговых услуг в формировании валового внутреннего продукта  страны на протяжении последних 4-5 лет остается незначительной.

В структуре совокупного дохода крупных АКГ не происходит существенных изменений: ведущие позиции занимает доход от оказания услуг по обязательному аудиту

Исследования, выполненные по оценке состояния, динамики развития  и оценке  факторов, влияющих на национальный рынок аудиторско –консалтинговых услуг, позволили сделать следующие выводы:

- активизация деятельности рынка в 2013-2014 году обусловлена масштабными денежными вливаниями государства в экономику страны;

- рынок консалтинга в области сделок по привлечению капитала (в том числе и посредством размещения ценных бумаг) возрождается, но это сопряжено с изменением психологии клиентов, проявляющих высокую степень осторожности и осмотрительности  (фактор страха);

- требования клиентов предопределяют высокую  степень реалистичности прогнозов их развития со стороны аудиторско – консалтинговых услуг;

-   требования клиентов сопряжены с высоким качеством обслуживания, что является следствием  ужесточения требований к предприятиям заказчикам со стороны инвесторов;

-   наблюдаются изменения в  составе  и структуре консалтинга: нарастают  объемы стратегического и финансового консалтинга;

-  для отраслевого рынка характерна высокая степень ценовой конкуренции и конкуренции в целом;

- переход на саморегулирование  не сопровождался  разработкой рационального механизма управления  аудиторско – консалтинговым сообществом (модель регулирования аудиторской деятельности, предусмотренная законом «Об аудиторской деятельности» пока не заработала в полной мере»;

-  уровень организации и  степень развития рынка испытывает высокую степень дифференциации по регионам России;

- доля  иностранных компаний, функционирующих на национальном  рынке аудиторско – консалтинговых услуг,  остается на высоком уровне (от 35 до 40%);

- при росте средней численности специалистов, работающих на отраслевом рынке, происходит сокращение категории наиболее квалифицированных специалистов – аттестованных аудиторов.

Развитие национального рынка аудиторско –консалтинговых услуг необходимо направить на выполнение в интересах потребителей услуг действий, приносящих экономические выгоды и обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов, активизацию деловой активности, наращивание инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности, рассматриваемых в качестве основополагающих факторов конкурентоспособности и устойчивого развития.

Концептуальное обоснование стратегии развития рынка  аудиторско –консалтинговых услуг представлено  системой базовых принципов, основных стратегических подходов, основополагающих методических решений, реализация которых обеспечит не только повышение качества услуг, но и  позволит органам государственной власти эффективно управлять и участвовать в развитии  национального сегмента аудиторско – консалтинговых услуг в условиях императивов повышения инвестиционной привлекательности, рассматриваемой одним из основополагающих факторов роста конкурентоспособности и устойчивого развития .

В качестве базовых принципов формирования стратегии развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг нами предлагаются:

- принцип «адекватности развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг уровню научного развития»;

-принцип «соответствия»;

-принцип «селективности»;

-принцип «комплексности и системности консалтинга инструментарием аудиторских экспертиз»;

-принцип «активной внутренней и внешней экспансии

-принцип «налоговой дифференциации»;

-принцип «коммуникативности в режиме прямых и обратных связей»;

-принцип «открытых межличностных коммуникаций»;

-принцип «своевременности, доверия  и достоверности»;

-принцип «взаимной предпринимательской выгоды».

Такие принципы положены в основу формирования стратегии развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг России на период до 2020 года, при этом реализацию стратегии предлагается осуществить в 4 этапа (обратите, пожалуйста, внимание на рисунок 3 раздаточного материала).

В условиях реализации разработанной и обоснованной  стратегии развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг ожидается:

- доведение доли участия рынка  аудиторско – консалтинговых услуг в формировании ВВП страны до уровня стран с развитой рыночной экономикой;

-обеспечение качества услуг, соответствующих международным стандартам;

-обеспечение структурных сдвигов в сторону наращивания доли  стратегического консалтинга,  в том числе в научном, научно-исследовательском и образовательном процессах;

- развитие человеческого  капитала и инновационного потенциала  как в самой системе  – «национальный рынок аудиторско – консалтинговых услуг», так и в системах вышестоящего уровня – «региональная экономика» и  «национальная экономика».

В соответствии с разработанной стратегией развития  национального рынка аудиторско –консалтинговых услуг до 2020 года,  ожидаются структурные сдвиги по географическим сегментам распределения рынка в разрезе федеральных округов.

Представляется, что должно произойти и смещение отраслевых  приоритетов в обслуживании клиентов со стороны  аудиторско – консалтингового сообщества. Приоритеты постепенно смещаются  со сферы товарного обращения  к инновационно – активным  сегментам национального рынка, формирующим  инновационную привлекательность и конкурентоспособность России.

Для реализации разработанной и обоснованной концепции стратегии развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг,  основанной на   развитии  и активизации инновационного потенциала, инструментарием стратегического планирования  предлагается  стандартизация процедур по этапам планирования в аудиторско-консалтинговых организациях.

Ключевой задачей стратегического управления развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг является обеспечение его участия на перспективных и стабильных рынках с конкурентоспособной по качеству, цене и методам продвижения продукции (работ, услуг) с учетом постоянно изменяющихся (совершенствующихся) потребностей рыночной среды.

Любая организация, в том числе и занятая в сфере аудиторско –консалтинговых услуг, может быть достойным участником рыночных отношений при условии наличия отличительных особенностей (свойств)  - потенциала, что позволяет использовать свои ресурсы для   удовлетворения  имеющихся потребностей в области консалтинга.


Библиографический список
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008г.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации № 717 от 11.10.2001г. «О Федеральной целевой  программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» (2002-2010 годы и до 2015 года)».
  3. Закон РФ от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  4. Абалкин Л.И. Теоретические основы перестройки хозяйственного механизма. Реформы управления экономикой. –М.:1987
  5. Абрамова Н.Т. Целостность и управление.-М.: Наука, 1974.
  6. Аверченков А.А. Экологическая политика и международная конкурентоспособность российской экономики// Общественные науки и современность,  2009- № 4
  7. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке.- СПб.: Экономическая школа,1998
  8. Аганбегян А.Г. Стратегическое развитие России на перспективу//Гайдаровские чтения, – М.: 2010
  9. Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучива  Г.А. Основы управленческого учета. – Спб, 2005.- Бухгалтеру и аудитору.
  10. Азоев Г.Л. Конкурнтные преимущества фирмы.- М.: Финансы и кредит,  2011
  11. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг.- 2-е изд. перераб. и доп.. М.-Инфра –М, 2009:
  12. Акодиф Р. Планирование будущего корпораций. – М.: Прогресс, 1985.
  13. Александров Е.А.Основы теории эвристических решений.-М.: Советское радио,1975
  14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982.
  15. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3-х т.:Пер. с англ./Под ред. В.С. Автономова.-СПб: Экономическая школа,2001
  16. Энциклопедический словарь предпринимателя/Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. – СПб.: «Алгафонд», «АЯКС», 2002.
  17. Цлаф В.М.   Особенности рынка консалтинговых услуг в регионах. //»Консультант и управление» № 2 2011
  18. Шеремет А.Д., Суйц В.П.  Аудит, -  М: Инфра-М, 2014


Все статьи автора «Исраилова Залина Руслановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация