Тенденция глобализации, четко проявившаяся в последние годы в отечественной экономике, привела к резкому обострению конкуренции хозяйственных систем и хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем рынках товаров, работ и услуг. Приоритетное развитие сферы услуг усиливает влияние данного сектора российской экономики на ее конкурентоспособность. В условиях императивов модернизации экономики наиболее востребованы консалтинговые услуги, способствующие преобразованию и совершенствованию систем управления бизнес-процессами, их трансформации на активное участие в инновационных и инвестиционных процессах. Одним из наиболее действенных инструментов консалтинга является аудит, который аккумулируя в себе необходимый информационный потенциал экономики отдельных хозяйствующих субъектов и государства в целом, становится непосредственной производительной силой общества.
В современных условиях для мировой экономической жизни характерен переход к новой модели бизнеса, суть которой заключается в том, что во многих областях индустрии акценты смещаются в сторону спроса и предложения консалтинговых услуг по вопросам налогообложения, менеджмента, права, обучения, анализа, оценки рынков, научно- исследовательских изысканий, обоснования инвестиционных проектов.
Широкий формат участия рынка аудиторско – консалтинговых услуг в качественном преобразовании экономики России вызывает необходимость изыскания путей наращивания и планомерного вовлечения его потенциала в реализацию социально – экономических задач, формирования условий по доступности услуг для широкой предпринимательской среды.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что доступность, качество и эффективность аудиторско – консалтинговых услуг являются важнейшими условиями наращивания инновационного потенциала, формирования конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности как основополагающих факторов устойчиво-воспроизводственного развития систем микро, мезо и макроуровня.
Практические проблемы современного экономического развития страны связаны с нерешенностью важнейших теоретических вопросов в сфере управления развитием рынка аудиторско – консалтинговых услуг. Одним из них, является концептуальная модель стратегии управления развитием национального рынка аудиторско –консалтинговых услуг и его методическое обеспечение.
Исследования о развитии российского рынка аудиторско – консалтинговых услуг за последние пятнадцать лет, проведенные рейтинговым агентством «Эксперт», позволили экспертам сформировать консенсус по поводу набора факторов, наиболее негативно влияющих на цивилизованное развитие его участников. Главная проблема – это недобросовестная конкуренция. Именно отсутствие эффективных правил регулирования рынка влечет за собой демпинг, ухудшение качества услуг, формальный подход к аудиту.
Список крупнейших аудиторско – консалтинговых групп России по итогам за 2014 год представлен 130 хозяйствующими субъектами, из которых 85 функционировало в Москве, 14 в Санкт-Петербурге, а 31 – в остальных регионах России. Суммарные доходы ста крупнейших аудиторско – консалтинговых групп (АКГ) в 2013 году составили свыше 59 млрд рублей (с учетом показателей PwC и КПМГ) и увеличившись за год на 2%.
Распределение рынка аудиторско – консалтинговых услуг по качественно-количественным показателям развития в разрезе федеральных округов России крайне неравномерно.
Для рынка аудиторско – консалтинговых услуг России за 2012 – 2014 годы характерна динамика к росту основных оценочных показателей развития .
Если средняя численность специалистов, работающих в крупнейших АКГ России в 2014 году, относительно соответствующего периода 2011 года выросла на 3375 человек, или на 16,8 %, то как абсолютная величина численности аттестованных аудиторов, так и их доля сократились .
Доля участия национального рынка аудиторско – консалтинговых услуг в формировании валового внутреннего продукта страны на протяжении последних 4-5 лет остается незначительной.
В структуре совокупного дохода крупных АКГ не происходит существенных изменений: ведущие позиции занимает доход от оказания услуг по обязательному аудиту
Исследования, выполненные по оценке состояния, динамики развития и оценке факторов, влияющих на национальный рынок аудиторско –консалтинговых услуг, позволили сделать следующие выводы:
- активизация деятельности рынка в 2013-2014 году обусловлена масштабными денежными вливаниями государства в экономику страны;
- рынок консалтинга в области сделок по привлечению капитала (в том числе и посредством размещения ценных бумаг) возрождается, но это сопряжено с изменением психологии клиентов, проявляющих высокую степень осторожности и осмотрительности (фактор страха);
- требования клиентов предопределяют высокую степень реалистичности прогнозов их развития со стороны аудиторско – консалтинговых услуг;
- требования клиентов сопряжены с высоким качеством обслуживания, что является следствием ужесточения требований к предприятиям заказчикам со стороны инвесторов;
- наблюдаются изменения в составе и структуре консалтинга: нарастают объемы стратегического и финансового консалтинга;
- для отраслевого рынка характерна высокая степень ценовой конкуренции и конкуренции в целом;
- переход на саморегулирование не сопровождался разработкой рационального механизма управления аудиторско – консалтинговым сообществом (модель регулирования аудиторской деятельности, предусмотренная законом «Об аудиторской деятельности» пока не заработала в полной мере»;
- уровень организации и степень развития рынка испытывает высокую степень дифференциации по регионам России;
- доля иностранных компаний, функционирующих на национальном рынке аудиторско – консалтинговых услуг, остается на высоком уровне (от 35 до 40%);
- при росте средней численности специалистов, работающих на отраслевом рынке, происходит сокращение категории наиболее квалифицированных специалистов – аттестованных аудиторов.
Развитие национального рынка аудиторско –консалтинговых услуг необходимо направить на выполнение в интересах потребителей услуг действий, приносящих экономические выгоды и обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов, активизацию деловой активности, наращивание инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности, рассматриваемых в качестве основополагающих факторов конкурентоспособности и устойчивого развития.
Концептуальное обоснование стратегии развития рынка аудиторско –консалтинговых услуг представлено системой базовых принципов, основных стратегических подходов, основополагающих методических решений, реализация которых обеспечит не только повышение качества услуг, но и позволит органам государственной власти эффективно управлять и участвовать в развитии национального сегмента аудиторско – консалтинговых услуг в условиях императивов повышения инвестиционной привлекательности, рассматриваемой одним из основополагающих факторов роста конкурентоспособности и устойчивого развития .
В качестве базовых принципов формирования стратегии развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг нами предлагаются:
- принцип «адекватности развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг уровню научного развития»;
-принцип «соответствия»;
-принцип «селективности»;
-принцип «комплексности и системности консалтинга инструментарием аудиторских экспертиз»;
-принцип «активной внутренней и внешней экспансии
-принцип «налоговой дифференциации»;
-принцип «коммуникативности в режиме прямых и обратных связей»;
-принцип «открытых межличностных коммуникаций»;
-принцип «своевременности, доверия и достоверности»;
-принцип «взаимной предпринимательской выгоды».
Такие принципы положены в основу формирования стратегии развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг России на период до 2020 года, при этом реализацию стратегии предлагается осуществить в 4 этапа (обратите, пожалуйста, внимание на рисунок 3 раздаточного материала).
В условиях реализации разработанной и обоснованной стратегии развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг ожидается:
- доведение доли участия рынка аудиторско – консалтинговых услуг в формировании ВВП страны до уровня стран с развитой рыночной экономикой;
-обеспечение качества услуг, соответствующих международным стандартам;
-обеспечение структурных сдвигов в сторону наращивания доли стратегического консалтинга, в том числе в научном, научно-исследовательском и образовательном процессах;
- развитие человеческого капитала и инновационного потенциала как в самой системе – «национальный рынок аудиторско – консалтинговых услуг», так и в системах вышестоящего уровня – «региональная экономика» и «национальная экономика».
В соответствии с разработанной стратегией развития национального рынка аудиторско –консалтинговых услуг до 2020 года, ожидаются структурные сдвиги по географическим сегментам распределения рынка в разрезе федеральных округов.
Представляется, что должно произойти и смещение отраслевых приоритетов в обслуживании клиентов со стороны аудиторско – консалтингового сообщества. Приоритеты постепенно смещаются со сферы товарного обращения к инновационно – активным сегментам национального рынка, формирующим инновационную привлекательность и конкурентоспособность России.
Для реализации разработанной и обоснованной концепции стратегии развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг, основанной на развитии и активизации инновационного потенциала, инструментарием стратегического планирования предлагается стандартизация процедур по этапам планирования в аудиторско-консалтинговых организациях.
Ключевой задачей стратегического управления развития рынка аудиторско – консалтинговых услуг является обеспечение его участия на перспективных и стабильных рынках с конкурентоспособной по качеству, цене и методам продвижения продукции (работ, услуг) с учетом постоянно изменяющихся (совершенствующихся) потребностей рыночной среды.
Любая организация, в том числе и занятая в сфере аудиторско –консалтинговых услуг, может быть достойным участником рыночных отношений при условии наличия отличительных особенностей (свойств) - потенциала, что позволяет использовать свои ресурсы для удовлетворения имеющихся потребностей в области консалтинга.
Библиографический список
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008г.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 717 от 11.10.2001г. «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» (2002-2010 годы и до 2015 года)».
- Закон РФ от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
- Абалкин Л.И. Теоретические основы перестройки хозяйственного механизма. Реформы управления экономикой. –М.:1987
- Абрамова Н.Т. Целостность и управление.-М.: Наука, 1974.
- Аверченков А.А. Экологическая политика и международная конкурентоспособность российской экономики// Общественные науки и современность, 2009- № 4
- Автономов В.С. Модель человека в экономической науке.- СПб.: Экономическая школа,1998
- Аганбегян А.Г. Стратегическое развитие России на перспективу//Гайдаровские чтения, – М.: 2010
- Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучива Г.А. Основы управленческого учета. – Спб, 2005.- Бухгалтеру и аудитору.
- Азоев Г.Л. Конкурнтные преимущества фирмы.- М.: Финансы и кредит, 2011
- Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг.- 2-е изд. перераб. и доп.. М.-Инфра –М, 2009:
- Акодиф Р. Планирование будущего корпораций. – М.: Прогресс, 1985.
- Александров Е.А.Основы теории эвристических решений.-М.: Советское радио,1975
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982.
- Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3-х т.:Пер. с англ./Под ред. В.С. Автономова.-СПб: Экономическая школа,2001
- Энциклопедический словарь предпринимателя/Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. – СПб.: «Алгафонд», «АЯКС», 2002.
- Цлаф В.М. Особенности рынка консалтинговых услуг в регионах. //»Консультант и управление» № 2 2011
- Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит, - М: Инфра-М, 2014