УДК 338.24.021.8

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИИ И НЕОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД

Чаленко Елена Александровна1, Алексеенко Александр Иванович1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Юго-Западный государственный университет"

Аннотация
В статье рассматривается процесс импортозамещения в России и обосновывается необходимость осуществления неоиндустриального перехода. Авторы статьи рассказывают об опыте импортозамещения после дефолта 1998 года, оценивают сегодняшнее состояние российской экономики, делают выводы о причинах кризисных явлений и предлагают пути решения проблем.

Ключевые слова: импортозамещение, неоиндустриализация, неоиндустриальный переход


IMPORT SUBSTITUTION IN RUSSIA AND NEOINDUSTRIAL TRANSITION

Chalenko Elena Alexandrovna1, Alekseenko Alexandr Ivanovich1
1Southwestern State University

Abstract
The article discusses the process of import substitution in Russia and the necessity of the neo-industrial transition. The authors report the experience of the import substitution after the default of 1998, estimate the current condition of the Russian economy and draw conclusions on the causes of the crisis and propose solutions to problems.

Keywords: import substitution


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чаленко Е.А., Алексеенко А.И. Импортозамещение в России и неоиндустриальный переход // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61738 (дата обращения: 19.11.2016).

В 2014-2015 годах в России возникла острая необходимость проведения политики импортозамещения товаров и услуг по целому ряду направлений. Импортозамещение в нашей стране сегодня невозможно без создания благоприятных условий для отечественных производителей, способствующих  повышению конкурентоспособности произведённых ими товаров и услуг на внешних рынках. Следует сказать, что Россия имеет довольно успешный опыт замещения импорта отечественной продукцией: так в 1998 и 1999 годах объём импорта сократился на 20% и на 28% соответственно. Это в значительной степени было обусловлено девальвацией национальной валюты после дефолта 17 августа 1998 года,  а также наличием незагруженных производственных мощностей, за счёт которых удовлетворялся возросший спрос на отечественные товары.

Экономические санкции, введённые рядом государств без согласования с ООН в одностороннем порядке против Российской Федерации, отечественных госкорпораций, бизнеса, банковской сферы, имеют целью вытеснить российские компании с мирового рынка, сделать невозможным их кредитование за рубежом. Проблема усугубляется узконаправленностью национальной экономики: в международной системе разделения труда наша страна, по сути, играет роль сырьевой колонии для развитых, а во многих случаях и для развивающихся стран. С 2004 года в России действует бюджетное правило (по рекомендациям Международного валютного фонда), согласно которому максимальный уровень расходов определяется исходя из цены на нефть. Такой подход сегодня приводит к блокированию развития страны. Российский бюджет примерно на 50% зависит от налоговых поступлений нефтегазового комплекса. Низкие цены на нефть привели к снижению объёмов денежно-кредитной массы. Это повлекло за собой проблемы в реальном секторе: предприятиям стало сложнее или совсем невозможно заниматься расширением производства, проводить модернизацию, обновлять основные производственные фонды, несмотря на то, что после ослабления рубля конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке выросла в 2 раза. Проблемой стала нехватка оборотных средств, вызванная, в том числе, высокими процентными ставками по кредитам. Более половины от оборотных средств российских предприятий сегодня составляют долги по кредитам. Отсюда вывод: увеличение доли продукции отечественных производителей на внутреннем рынке невозможно без доступного долгосрочного кредитования предприятий реального сектора.

Одним из основных источников дестабилизации российской экономики является валютно-финансовый рынок, не выполняющий функции финансирования производственных инвестиций, что, в свою очередь, является следствием отсутствия эффективно работающей системы госрегулирования[1, С.24-25]. Политика, проводимая Банком России и Министерством Финансов РФ, привела к хаотизации валютно-финансовой системы, чем не преминули воспользоваться связанные с эмитентами мировых валют иностранные финансовые институты. Обесценение сбережений и доходов физических лиц и отечественных компаний позволило многократно увеличить прибыль участникам рынка, спекулирующим на дестабилизации. Важно отметить, что изменение денежно-кредитной политики – необходимое условие не только для осуществления импортозамещения, но и для дальнейшего развития России, что подразумевает проведение новой индустриализации (неоиндустриализации) страны.

В национальной экономике с 2013 года усиливаются стагнационные процессы, эксперты говорят об автономной рецессии. Очевидно, что экспортно-сырьевая модель себя исчерпала. События 2013-2014 гг. вынудили Россию выступить в роли субъекта геополитики, что, по большому счёту, и явилось причиной экономических санкций [3, С.23-24]. Очевидно, что нахождение страны на сырьевой  периферии мирового хозяйства далее невозможно.

На сегодняшний день соединение добывающей промышленности с обрабатывающей, развитие машиностроительных комплексов – главное условие для проведения новой индустриализации. Для развития национальной экономики необходимо формировать (в ряде случаев восстанавливать) межотраслевые производственные цепочки, в основе которых – вертикально интегрированная собственность (по крайней мере, в ключевых отраслях), что подразумевает, в том числе, взаимодействие государства и бизнеса [3, С.39].

В числе первоочередных шагов по обеспечению перехода от экспортно-сырьевой экономики к проектной экономике развития представители отечественной экономической школы: С. Ю. Глазьев, С. С. Губанов, М. Г. Делягин, В. Ю. Катасонов, Л. Е. Пайдиев и др.,  предлагают следующее:

  • Полная или частичная национализация стратегических отраслей экономики;
  • разработка и реализация проектов создания вертикально интегрированных общероссийских производственных цепочек, объединяющих все этапы производства продукции, отвечающей мировым критериям качества (должен выполняться принцип «точно в срок»), результатом чего станет повышение конкурентоспособности российских корпораций (прежде всего, транснациональных) по сравнению с иностранными;
  • восстановление вертикально интегрированной формы собственности инфраструктурных монополий (электроэнергетика, железнодорожный, авиационный, речной, морской транспорт, рыбопромысловое хозяйство, ЖКХ);
  • минимизация и, возможно, ликвидация влияния внешних факторов на процессы ценообразования (для этого ряд экспертов предлагает создание федерального агентства, в задачи которого будет входить выкуп ключевых товаров минерально-сырьевого экспорта по внутрироссийским ценам, дальнейшая их продажа по экспортным ценам и зачисление валютной выручки на счета специального фонда, созданного с целью увеличения ресурсов реального накопления)[4, С.42] ;
  • повышение уровня монетизации экономики и удовлетворение потребности в кредитах со стороны различных сфер хозяйственной деятельности путём осуществления целевой денежной эмиссии (предпочтительно использование опыта развитых стран в применении прямых и косвенных способов денежной эмиссии);
  •   создание федерального агентства по иностранным инвестициям с целью расширения притока долгосрочных, производственных (индустриально-технологических) и инфраструктурных инвестиций и отсечения краткосрочных, спекулятивных, монетарных и т. п. инвестиций;
  • разработка и расчётное обоснование детального плана налоговой реорганизации, необходимой для повышения инвестиционного потенциала;
  • совершенствование механизмов контроля над ценообразованием;
  • разработка и реализация общенационального плана неоиндустриального импортозамещения;
  • введение (а точнее восстановление и обновление) единой системы обязательных государственных стандартов, где наибольшее внимание следует уделить стандартам в области экологии, обеспечения качества продукции, рециркуляции ресурсов, малоотходности;
  • реорганизация и совершенствование системы сбыта продукции сельского хозяйства и пищевых производств (развитие и поддержка розничной торговли, облегчение доступа к торговым сетям, сокращение числа посредников).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: процесс импортозамещения в России является составной частью (подпроцессом) более обширного и стратегически важного долгосрочного процесса неоиндустриализации, к основным целями и задачам которого относятся:

  • сохранение территориальной целостности и суверенитета России;
  • укрепление экономической безопасности России;
  • обеспечение существования России как геополитического субъекта;
  • повышение качества и уровня жизни населения;
  • создание новых высокопроизводительных рабочих мест и модернизация существующих, улучшение условий труда, обеспечение занятости населения;
  • ликвидация научно-технического и технологического отставания России от ведущих мировых держав;
  • обеспечение перехода от экспортно-сырьевой экономики к проектной экономике развития;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • улучшение экологической обстановки.

Библиографический список
  1. Глазьев С. Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад / С.Ю. Глазьев. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. — 60 с.
  2. Губанов С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. // Серия «Сверхдержава». – М.: «Книжный Мир», 2012. – 224 с.
  3. Губанов С. С. Неоиндустриальная модель развития и её системный  алгоритм  / Журнал «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз». – 2014. –№3(33). – С. 23-44 // Институт социально-экономического развития территорий РАН.
  4. Дасковский В., Киселев В. Основы новой стратегии, модели и политики неоиндустриальной реконструкции  / М.: Журнал «Экономист». – 2014.  – №1. – С. 32-49.


Все статьи автора «Чаленко Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация