В 2014-2015 годах в России возникла острая необходимость проведения политики импортозамещения товаров и услуг по целому ряду направлений. Импортозамещение в нашей стране сегодня невозможно без создания благоприятных условий для отечественных производителей, способствующих повышению конкурентоспособности произведённых ими товаров и услуг на внешних рынках. Следует сказать, что Россия имеет довольно успешный опыт замещения импорта отечественной продукцией: так в 1998 и 1999 годах объём импорта сократился на 20% и на 28% соответственно. Это в значительной степени было обусловлено девальвацией национальной валюты после дефолта 17 августа 1998 года, а также наличием незагруженных производственных мощностей, за счёт которых удовлетворялся возросший спрос на отечественные товары.
Экономические санкции, введённые рядом государств без согласования с ООН в одностороннем порядке против Российской Федерации, отечественных госкорпораций, бизнеса, банковской сферы, имеют целью вытеснить российские компании с мирового рынка, сделать невозможным их кредитование за рубежом. Проблема усугубляется узконаправленностью национальной экономики: в международной системе разделения труда наша страна, по сути, играет роль сырьевой колонии для развитых, а во многих случаях и для развивающихся стран. С 2004 года в России действует бюджетное правило (по рекомендациям Международного валютного фонда), согласно которому максимальный уровень расходов определяется исходя из цены на нефть. Такой подход сегодня приводит к блокированию развития страны. Российский бюджет примерно на 50% зависит от налоговых поступлений нефтегазового комплекса. Низкие цены на нефть привели к снижению объёмов денежно-кредитной массы. Это повлекло за собой проблемы в реальном секторе: предприятиям стало сложнее или совсем невозможно заниматься расширением производства, проводить модернизацию, обновлять основные производственные фонды, несмотря на то, что после ослабления рубля конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке выросла в 2 раза. Проблемой стала нехватка оборотных средств, вызванная, в том числе, высокими процентными ставками по кредитам. Более половины от оборотных средств российских предприятий сегодня составляют долги по кредитам. Отсюда вывод: увеличение доли продукции отечественных производителей на внутреннем рынке невозможно без доступного долгосрочного кредитования предприятий реального сектора.
Одним из основных источников дестабилизации российской экономики является валютно-финансовый рынок, не выполняющий функции финансирования производственных инвестиций, что, в свою очередь, является следствием отсутствия эффективно работающей системы госрегулирования[1, С.24-25]. Политика, проводимая Банком России и Министерством Финансов РФ, привела к хаотизации валютно-финансовой системы, чем не преминули воспользоваться связанные с эмитентами мировых валют иностранные финансовые институты. Обесценение сбережений и доходов физических лиц и отечественных компаний позволило многократно увеличить прибыль участникам рынка, спекулирующим на дестабилизации. Важно отметить, что изменение денежно-кредитной политики – необходимое условие не только для осуществления импортозамещения, но и для дальнейшего развития России, что подразумевает проведение новой индустриализации (неоиндустриализации) страны.
В национальной экономике с 2013 года усиливаются стагнационные процессы, эксперты говорят об автономной рецессии. Очевидно, что экспортно-сырьевая модель себя исчерпала. События 2013-2014 гг. вынудили Россию выступить в роли субъекта геополитики, что, по большому счёту, и явилось причиной экономических санкций [3, С.23-24]. Очевидно, что нахождение страны на сырьевой периферии мирового хозяйства далее невозможно.
На сегодняшний день соединение добывающей промышленности с обрабатывающей, развитие машиностроительных комплексов – главное условие для проведения новой индустриализации. Для развития национальной экономики необходимо формировать (в ряде случаев восстанавливать) межотраслевые производственные цепочки, в основе которых – вертикально интегрированная собственность (по крайней мере, в ключевых отраслях), что подразумевает, в том числе, взаимодействие государства и бизнеса [3, С.39].
В числе первоочередных шагов по обеспечению перехода от экспортно-сырьевой экономики к проектной экономике развития представители отечественной экономической школы: С. Ю. Глазьев, С. С. Губанов, М. Г. Делягин, В. Ю. Катасонов, Л. Е. Пайдиев и др., предлагают следующее:
- Полная или частичная национализация стратегических отраслей экономики;
- разработка и реализация проектов создания вертикально интегрированных общероссийских производственных цепочек, объединяющих все этапы производства продукции, отвечающей мировым критериям качества (должен выполняться принцип «точно в срок»), результатом чего станет повышение конкурентоспособности российских корпораций (прежде всего, транснациональных) по сравнению с иностранными;
- восстановление вертикально интегрированной формы собственности инфраструктурных монополий (электроэнергетика, железнодорожный, авиационный, речной, морской транспорт, рыбопромысловое хозяйство, ЖКХ);
- минимизация и, возможно, ликвидация влияния внешних факторов на процессы ценообразования (для этого ряд экспертов предлагает создание федерального агентства, в задачи которого будет входить выкуп ключевых товаров минерально-сырьевого экспорта по внутрироссийским ценам, дальнейшая их продажа по экспортным ценам и зачисление валютной выручки на счета специального фонда, созданного с целью увеличения ресурсов реального накопления)[4, С.42] ;
- повышение уровня монетизации экономики и удовлетворение потребности в кредитах со стороны различных сфер хозяйственной деятельности путём осуществления целевой денежной эмиссии (предпочтительно использование опыта развитых стран в применении прямых и косвенных способов денежной эмиссии);
- создание федерального агентства по иностранным инвестициям с целью расширения притока долгосрочных, производственных (индустриально-технологических) и инфраструктурных инвестиций и отсечения краткосрочных, спекулятивных, монетарных и т. п. инвестиций;
- разработка и расчётное обоснование детального плана налоговой реорганизации, необходимой для повышения инвестиционного потенциала;
- совершенствование механизмов контроля над ценообразованием;
- разработка и реализация общенационального плана неоиндустриального импортозамещения;
- введение (а точнее восстановление и обновление) единой системы обязательных государственных стандартов, где наибольшее внимание следует уделить стандартам в области экологии, обеспечения качества продукции, рециркуляции ресурсов, малоотходности;
- реорганизация и совершенствование системы сбыта продукции сельского хозяйства и пищевых производств (развитие и поддержка розничной торговли, облегчение доступа к торговым сетям, сокращение числа посредников).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: процесс импортозамещения в России является составной частью (подпроцессом) более обширного и стратегически важного долгосрочного процесса неоиндустриализации, к основным целями и задачам которого относятся:
- сохранение территориальной целостности и суверенитета России;
- укрепление экономической безопасности России;
- обеспечение существования России как геополитического субъекта;
- повышение качества и уровня жизни населения;
- создание новых высокопроизводительных рабочих мест и модернизация существующих, улучшение условий труда, обеспечение занятости населения;
- ликвидация научно-технического и технологического отставания России от ведущих мировых держав;
- обеспечение перехода от экспортно-сырьевой экономики к проектной экономике развития;
- рациональное использование природных ресурсов;
- улучшение экологической обстановки.
Библиографический список
- Глазьев С. Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад / С.Ю. Глазьев. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. — 60 с.
- Губанов С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. // Серия «Сверхдержава». – М.: «Книжный Мир», 2012. – 224 с.
- Губанов С. С. Неоиндустриальная модель развития и её системный алгоритм / Журнал «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз». – 2014. –№3(33). – С. 23-44 // Институт социально-экономического развития территорий РАН.
- Дасковский В., Киселев В. Основы новой стратегии, модели и политики неоиндустриальной реконструкции / М.: Журнал «Экономист». – 2014. – №1. – С. 32-49.