УДК 371.3

РАЗВИТИЕ АВТОНОМИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Носачева Елена Анатольевна
Южный федеральный университет

Аннотация
В статье подчеркивается, что развитие личностной автономии является важной предпосылкой осуществления эффективной образовательной политики в России.

Ключевые слова: автономия личности, образовательная политика, преподаватели иностранных языков


DEVELOPMENT OF THE PERSONAL AUTONOMY AS AN IMPORTANT TASK OF THE MODERN EDUCATIONAL POLICY IN RUSSIA

Nossatcheva Elena Anatolievna
Southern Federal university

Abstract
The author stresses, that development of the personal autonomy is an important background of the effective educational policy in Russia.

Keywords: educational policy, personal autonomy, teachers of foreign languages


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Носачева Е.А. Развитие автономии личности обучаемого как одна из важнейших задач современной образовательной политики России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61737 (дата обращения: 19.11.2016).

Кризисное состояние, в котором оказалось современное общество (политический, экономический, экологический кризис), требует от современного человека проявления мобильности и мобилизации всех его компетенций, равно как и креативности в решении возникших проблем. Важнейшими компетенциями, необходимыми человеку для жизни в XXI в., должны стать следующие: способность к анализу, интерпретации и интеграции, автономия, открытость, креативность, гибкость, коммуникативная компетенция и стремление к кооперации. Чем быстрее осуществляется социальный, технический и экономический прогресс, тем необходимее становится потребность в непрерывном обучении, которое является естественной и основной функцией человеческой жизни. В связи с этим «всем образовательным учреждениям следует ответить на вопрос, насколько они помогают учащимся развить компетенции, необходимые для преодоления важнейших жизненных конфликтов, и насколько активно они мотивируют учащихся к непрерывному обучению» [1, c. 3].

В современной российской языковой политике, в том числе в области обучения иностранным языкам, утвердилась направленность на подготовку личности обучаемого к непрерывному процессу образования, саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни. В настоящее время перед системой образования ставится задача воспитания автономной личности, осознающей свою социальную позицию и свободу, способной думать и действовать независимо, нести личную ответственность в условиях развивающегося общества. В отечественной науке постановка проблемы автономии учащегося в образовательном процессе определяется стремлением России к интеграции в европейское образовательное пространство, общей тенденцией к демократизации и гуманизации образования в связи с процессом демократизации и гуманизации общества в целом. Таким образом, в основе процесса демократизации общества и образования лежит концепт свободной, независимой, автономной личности. Это означает, что развитие автономии личности следует рассматривать как одну из важнейших задач современной образовательной политики России. В связи с этим особый интерес представляет европейский опыт реализации концепта учебной и профессиональной автономии.

Европейские исследователи анализируют современную ситуацию и приходят к выводу, что поддержка непрерывного и автономного обучения имеет место на практике и осуществляется такими европейскими организациями, как ЮНЕСКО, Европейская Комиссия, Европейский Совет и др. Так, к учебным заведениям в европейском масштабе предъявляются следующие требования: мотивирование и консультирование обучаемых в области непрерывного и автономного обучения [1, c. 73].

Традиционно учебными заведениями принято называть те учреждения, в которых планомерно и систематически осуществляется процесс обучения учащихся. Исторически потребность в них возникла ввиду недостаточности тех знаний, которые приобретались естественным образом в процессе жизнедеятельности. Классическими функциями учебного заведения принято считать следующие [1, c. 74]:

–       функции социализации, репродукции, которые делают возможным процесс распредмечивания учащимися культуры;

–       функция подготовки к жизни в обществе, к осуществлению тех или иных достижений в профессиональной и общественной сфере и т.д.;

–       функция «открытия горизонтов» (новых возможностей), которая позволяет учащимся «выйти за границы своего собственного мира» и ознакомиться с миром иной культуры, с иными языками и т.д.;

–       общеобразовательная функция, гарантирующая учащимся знакомство с важнейшими духовно-культурными и научно-техническими достижениями, влияющими на развитие собственного «Я» и становление системы ценностей учащихся.

Несмотря на то, что в процессе обучения осуществляется подготовка учащихся к процессу социализации, ни одно учебное заведение не в состоянии обеспечить их достаточную подготовку к жизни, поскольку жизнь стремительно изменяется. Таким образом, функциями современного учебного заведения, и в первую очередь функциями преподавателей, являются следующие:

–       передача учащимся основополагающих знаний, способностей и мотивация к непрерывному обучению, что выражается не в передаче суммы готовых знаний, а в научении ключу к поиску знаний, развитии интереса к данному виду обучения;

–       поддержка мобильности учащихся и внедрение новейших информационных технологий в процесс обучения;

–       поддержка благоприятной эмоциональной атмосферы, что является в первую очередь заслугой преподавателей;

–       большая практикоориентированность обучения и учет внешкольного опыта обучаемых.

В условиях резкого увеличения потока информации и расширения контактов между людьми требуются дополнительные, более глубокие предметные знания, чтобы хорошо ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации и соответствующим образом реагировать на изменения. С другой стороны, возрастает роль общих, фоновых знаний человека наряду с узкоспециализированными, что обеспечивает необходимую гибкость мышления. Обществу требуются высококвалифицированные грамотные специалисты, умеющие побеждать в условиях жесткой конкуренции и обладающие самоорганизованностью, дисциплинированностью, самостоятельностью и независимостью мышления, способные управлять своей деятельностью и принимать разного рода решения применительно к конкретной ситуации. Самостоятельная работа и самообучение востребованы в условиях любой образовательной среды и в рамках любого образовательного учреждения, в первую очередь – гуманитарной направленности. Таким образом, учебные заведения в обществе непрерывного образования должны стать «центрами обучения», оказывающими постоянную поддержку учащимся.

Поскольку результатами институционально организованного обучения зачастую являются учеба по принуждению, усталость и антипедагогические аффекты, то большинство прогрессивных исследователей такому обучению противопоставляет обучение, при котором наблюдается тесная связь с практикой, признание индивидуальности учащихся, их участие в планировании, проведении и анализе учебных курсов и программ. Таким видом обучения является обучение взрослых как «школа без кафедры», или самоуправляемое обучение [2, c. 53].

В европейском образовательном пространстве концепция самоуправляемого/автономного обучения (learner autonomy) первоначально разрабатывалась в связи с обучением иностранному языку взрослых в рамках обучения языкам в специальных целях (Languages for specific purposes). Позднее эта проблема была перенесена на более широкую аудиторию (школы, вузы и другие учебные заведения) в контексте непрерывного образования, реализуемого посредством программ Совета Европы (life-long learning). Основная идея данной концепции заключается в том, что достижение автономии означает желание и способность учащегося взять на себя управление своей учебной деятельностью по овладению иностранным языком [3, с. 9].

Зарубежные исследователи (M. Barcelo, K.-R. Bausch, U. Häusermann, W. Tünshoff) выделяют некоторые аспекты, способствующие развитию учебной автономии учащихся, овладевающих иностранным языком. Важнейшими из них, на наш взгляд, являются следующие:

–       знание о себе самом (о своих возможностях);

–       мотивация;

–       индивидуальный стиль обучения;

–       опыт изучения иностранного языка;

–       понимание сути заданий.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что развитие автономии личности обучаемого возможно лишь в рамках гуманистической антропоориентированной образовательной парадигмы.


Библиографический список
  1. Dohmen, G. Das lebenslange Lernen. Leitlinien einer modernen Bildungspolitik / G. Dohmen. Paderborn: Bundesministerium für Bildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie, 1996.
  2. Faulstrich, P. Erwachsenenbildung – Vorbild für eine Schule ohne Katheder? / P. Faulstrich // Pädagogik. 2003. № 6. S. 52–54.
  3. Коряковцева, Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель / Н.Ф. Коряковцева // ИЯШ. 2004. № 9. С. 9–14.


Все статьи автора «Носачева Елена Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация