Кризисное состояние, в котором оказалось современное общество (политический, экономический, экологический кризис), требует от современного человека проявления мобильности и мобилизации всех его компетенций, равно как и креативности в решении возникших проблем. Важнейшими компетенциями, необходимыми человеку для жизни в XXI в., должны стать следующие: способность к анализу, интерпретации и интеграции, автономия, открытость, креативность, гибкость, коммуникативная компетенция и стремление к кооперации. Чем быстрее осуществляется социальный, технический и экономический прогресс, тем необходимее становится потребность в непрерывном обучении, которое является естественной и основной функцией человеческой жизни. В связи с этим «всем образовательным учреждениям следует ответить на вопрос, насколько они помогают учащимся развить компетенции, необходимые для преодоления важнейших жизненных конфликтов, и насколько активно они мотивируют учащихся к непрерывному обучению» [1, c. 3].
В современной российской языковой политике, в том числе в области обучения иностранным языкам, утвердилась направленность на подготовку личности обучаемого к непрерывному процессу образования, саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни. В настоящее время перед системой образования ставится задача воспитания автономной личности, осознающей свою социальную позицию и свободу, способной думать и действовать независимо, нести личную ответственность в условиях развивающегося общества. В отечественной науке постановка проблемы автономии учащегося в образовательном процессе определяется стремлением России к интеграции в европейское образовательное пространство, общей тенденцией к демократизации и гуманизации образования в связи с процессом демократизации и гуманизации общества в целом. Таким образом, в основе процесса демократизации общества и образования лежит концепт свободной, независимой, автономной личности. Это означает, что развитие автономии личности следует рассматривать как одну из важнейших задач современной образовательной политики России. В связи с этим особый интерес представляет европейский опыт реализации концепта учебной и профессиональной автономии.
Европейские исследователи анализируют современную ситуацию и приходят к выводу, что поддержка непрерывного и автономного обучения имеет место на практике и осуществляется такими европейскими организациями, как ЮНЕСКО, Европейская Комиссия, Европейский Совет и др. Так, к учебным заведениям в европейском масштабе предъявляются следующие требования: мотивирование и консультирование обучаемых в области непрерывного и автономного обучения [1, c. 73].
Традиционно учебными заведениями принято называть те учреждения, в которых планомерно и систематически осуществляется процесс обучения учащихся. Исторически потребность в них возникла ввиду недостаточности тех знаний, которые приобретались естественным образом в процессе жизнедеятельности. Классическими функциями учебного заведения принято считать следующие [1, c. 74]:
– функции социализации, репродукции, которые делают возможным процесс распредмечивания учащимися культуры;
– функция подготовки к жизни в обществе, к осуществлению тех или иных достижений в профессиональной и общественной сфере и т.д.;
– функция «открытия горизонтов» (новых возможностей), которая позволяет учащимся «выйти за границы своего собственного мира» и ознакомиться с миром иной культуры, с иными языками и т.д.;
– общеобразовательная функция, гарантирующая учащимся знакомство с важнейшими духовно-культурными и научно-техническими достижениями, влияющими на развитие собственного «Я» и становление системы ценностей учащихся.
Несмотря на то, что в процессе обучения осуществляется подготовка учащихся к процессу социализации, ни одно учебное заведение не в состоянии обеспечить их достаточную подготовку к жизни, поскольку жизнь стремительно изменяется. Таким образом, функциями современного учебного заведения, и в первую очередь функциями преподавателей, являются следующие:
– передача учащимся основополагающих знаний, способностей и мотивация к непрерывному обучению, что выражается не в передаче суммы готовых знаний, а в научении ключу к поиску знаний, развитии интереса к данному виду обучения;
– поддержка мобильности учащихся и внедрение новейших информационных технологий в процесс обучения;
– поддержка благоприятной эмоциональной атмосферы, что является в первую очередь заслугой преподавателей;
– большая практикоориентированность обучения и учет внешкольного опыта обучаемых.
В условиях резкого увеличения потока информации и расширения контактов между людьми требуются дополнительные, более глубокие предметные знания, чтобы хорошо ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации и соответствующим образом реагировать на изменения. С другой стороны, возрастает роль общих, фоновых знаний человека наряду с узкоспециализированными, что обеспечивает необходимую гибкость мышления. Обществу требуются высококвалифицированные грамотные специалисты, умеющие побеждать в условиях жесткой конкуренции и обладающие самоорганизованностью, дисциплинированностью, самостоятельностью и независимостью мышления, способные управлять своей деятельностью и принимать разного рода решения применительно к конкретной ситуации. Самостоятельная работа и самообучение востребованы в условиях любой образовательной среды и в рамках любого образовательного учреждения, в первую очередь – гуманитарной направленности. Таким образом, учебные заведения в обществе непрерывного образования должны стать «центрами обучения», оказывающими постоянную поддержку учащимся.
Поскольку результатами институционально организованного обучения зачастую являются учеба по принуждению, усталость и антипедагогические аффекты, то большинство прогрессивных исследователей такому обучению противопоставляет обучение, при котором наблюдается тесная связь с практикой, признание индивидуальности учащихся, их участие в планировании, проведении и анализе учебных курсов и программ. Таким видом обучения является обучение взрослых как «школа без кафедры», или самоуправляемое обучение [2, c. 53].
В европейском образовательном пространстве концепция самоуправляемого/автономного обучения (learner autonomy) первоначально разрабатывалась в связи с обучением иностранному языку взрослых в рамках обучения языкам в специальных целях (Languages for specific purposes). Позднее эта проблема была перенесена на более широкую аудиторию (школы, вузы и другие учебные заведения) в контексте непрерывного образования, реализуемого посредством программ Совета Европы (life-long learning). Основная идея данной концепции заключается в том, что достижение автономии означает желание и способность учащегося взять на себя управление своей учебной деятельностью по овладению иностранным языком [3, с. 9].
Зарубежные исследователи (M. Barcelo, K.-R. Bausch, U. Häusermann, W. Tünshoff) выделяют некоторые аспекты, способствующие развитию учебной автономии учащихся, овладевающих иностранным языком. Важнейшими из них, на наш взгляд, являются следующие:
– знание о себе самом (о своих возможностях);
– мотивация;
– индивидуальный стиль обучения;
– опыт изучения иностранного языка;
– понимание сути заданий.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что развитие автономии личности обучаемого возможно лишь в рамках гуманистической антропоориентированной образовательной парадигмы.
Библиографический список
- Dohmen, G. Das lebenslange Lernen. Leitlinien einer modernen Bildungspolitik / G. Dohmen. Paderborn: Bundesministerium für Bildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie, 1996.
- Faulstrich, P. Erwachsenenbildung – Vorbild für eine Schule ohne Katheder? / P. Faulstrich // Pädagogik. 2003. № 6. S. 52–54.
- Коряковцева, Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель / Н.Ф. Коряковцева // ИЯШ. 2004. № 9. С. 9–14.