УДК 004

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ

Новикова Татьяна Борисовна1, Курзаева Любовь Викторовна2, Иванченко Александр Евгеньевич3, Игнатова Татьяна Андреевна4
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики
3ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент группы ФТПОб-13 института Строительства, Архитектуры и Искусства
4ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент группы ССп-14 института Строительства, Архитектуры и Искусства

Аннотация
Статья посвящена разнообразию подходов и моделей организации MOOC с описанием примеров их конкретной реализации.

Ключевые слова: коннективистский подход, открытые образовательные ресурсы


APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF EDUCATION IN THE MASS OPEN ONLINE COURSES

Novikova Tatyana Borisovna1, Kurzayeva Lyubov Viktorovna2, Ivanchenko Aleksandr Yevgenyevich3, Ignatova Tatyana Andreyevna4
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, candidate of pedagogical sciences, associate professor of applied informatics
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, candidate of pedagogical sciences, associate professor of applied informatics
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, student of FTPOb-13 Institute of Construction, Architecture and Art
4Nosov Magnitogorsk State Technical University, student of SSp-14 Institute of Construction, Architecture and Art

Abstract
The article is devoted to the diversity of approaches and models of organization MOOC describing examples of their concrete implementation.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А. Подходы к организации обучения в рамках массовых открытых онлайн курсов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61645 (дата обращения: 20.11.2016).

Массовые открытые онлайн курсы – продукт информационного общества, получившийся в стремлении обеспечить открытость накопленных знаний и возможности организации взаимодействия людей c разными интересами и  из разных стран мира, сфер профессиональной деятельности.

Можно выделить четыре основополагающие идеи  обучения в рамках МООК:

1. Люди учатся на основании ассоциативных связей, придумывая идея или приобретая навыки поэтапно. Например, с помощью мнемотехники, отработки приемов, подражания, практических занятий. Ассоциативное обучение приводит к точному воспроизведению или вызову информации из памяти. Основной подход, применяемый в курсах MOOC с контентом – ассоциативное обучение.

2. Люди учатся, придумывая идеи и приобретая навыки с помощью активных поисков. Например, путем проведения исследований, экспериментов, совершения открытий с участием наставника, решения задач, обдумывания и т.д. Конструктивное обучение приводит к накоплению навыков и глубокому пониманию предмета. В курсах MOOC, основанных на выполнении заданий, основное внимание уделяется активному поиску нового со стороны обучающихся. В основе некоторых заданий лежит ассоциативное обучение, но большинство основывается на конструктивном обучении.

3. Люди учатся, придумывая идеи и приобретая навыки во время диалога. Например, во время дискуссии, дебатов, совместной работы, совместного приобретения знаний и т.д. Социальное конструктивное обучение также приводит к накоплению навыков и глубокому пониманию предмета. Основной подход первоначальных курсов MOOC – это социальное конструктивное обучение, хотя элементы конструктивного обучения также присутствуют (т.е. поиск важнее какого-либо конкретного содержания).

4. Люди учатся, участвуя в рабочем сообществе. Например, во время стажировки, обучения без отрыва от производства, легитимного периферийного участия, участия в учебной сети и т.д. Практика в определенных обстоятельствах приводит к формированию привычек, ценностей и личностей. Следовательно, нет курсов MOOC, где применяется подход, связанный с практикой в определенных обстоятельствах [7, 8, 9, 10]. Курсы MOOC, которые должны быть разработаны в соответствии с данным подходом, могут быть связаны с массовым моделированием ситуации и/или играми), с социально-информационным обучением, т.е. обучением в массовых обучающих учебных сетях в режиме онлайн, или с такими понятиями как «виртуальная стажировка» и «виртуальное обучение в сфере бизнеса»[6, 11, 12, 13].

Во всех вышеперечисленных подходах подчеркивается важность активности обучающихся, конструктивной корректировке деятельности в зависимости от желаемых результатов, важность возможностей получения обратной связи для консолидации (практики) и интеграции. Однако различия в подходах заключаются в роли и важности участников, организации учебной деятельности, последовательностей учебной деятельности, акценте на сохранении/воспроизведении или рефлексии/интернализации и локусе контроля [14, 15, 16, 17].

cMOOC являются практической реализацией («доказательством возможности») коннективизма – системы педагогических взглядов, основанной на концепции связного/распределенного знания (connective knowledge), в рамках которой процесс учения отождествляется с процессом построения сети, т. е. установления связей между различными «сущностями» (участниками, экспертами, веб-ресурсами, событиями сети) [11, 18, 19, 20].

Задача участников cMOOC заключается в поиске и представлении в форме новых ресурсов (т. н. артефактов осмысления) предметных и социальных связей, т. е. в совместной разработке темы курса путем производства связного/распределенного знания (формирования сети). Содержанием (программой) коннективистского курса является процесс создания курса как таковой – значительная часть учебных материалов предлагается или создается участниками по мере работы в Интернет. Чтобы понять и объяснить, как это происходит, C. Даунс выделяет четыре типа деятельности участника курса: агрегация, ремикс, повторное использование и распространение [11, 21, 22, 23].

Основные принципы построения: массовость, открытая регистрация, доступность данных и по завершению курса, равноправие участников: студент и преподаватель – коллеги. К минусам относятся: большое количество информации (особенно на раннем этапе), наличие собственной цели у каждого участника и отсутствие контроля со стороны организаторов курса.

В качестве примера  сMOOC приведем описание курса  ”Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие”, разработанного И.Ю. Травкиным. Это коннективистский онлайн-курc, цель участников которого заключается в поиске и представлении в форме новых ресурсов (т. н. артефактов осмысления) предметных и социальных связей, т. е. в совместной разработке темы курса путем производства связного/распределенного знания (формирования сети). Содержанием (программой) коннективистского курса является процесс создания курса как такового — значительная часть учебных материалов предлагается или создается участниками по мере работы в Интернете. Предметом рефлексии является организация сотрудничества (профессионалов и просто энтузиастов) в сети Интернет, а также возможности и пути для профессионального развития в контексте такого сотрудничества. Программа курса предполагает дискуссии в Skype и видеовстречи с экспертами.  Для участия в курсе участникам предлагается создание личных блогов.

Кроме блогов слушатели курса могут использовать любые сервисы Twitter и Diigo для публикации ссылок на дополнительные ресурсы, Netvibes для подписки на блоги сокурсников, Facebook для общения с коллегами в группах, YouTube для поиска и публикации видео, Mindmeister или Bubbl.us для создания ментальных карт.

Task-basedMOOC – это курсы, основанные на задачах. По своей организации они очень похожи на сMOOC. В них предполагается, что учащийся выполняет определенные задания. Причем он может выполнять их разными способами, и они могут иметь разные внешние выражения (статья, видео, аудио). В таких курсах возможно совместное решение определенных задач, создание проектов и т.д. Сообщество в этих курсах имеет решающее значение, особенно для примеров деятельности и помощи.

Одним из примеров таких курсов является проект ds106 «Цифровой рассказ историй» (http://ds106.us). Как говорят основатели проекта: «Цифровой рассказ историй» – это использование новых цифровых инструментов, чтобы помочь обычным людям рассказать свои «правдивые истории» в убедительной и эмоционально привлекательной форме». Эти истории обычно принимают форму относительно коротких рассказов (менее 8 минут) и могут включать в себя интерактивность. Т.е. это открытый курс, куда может присоединиться каждый для создания своей истории. Он может использовать различные инструменты, попросить у участников сообщества помощи, в любой момент можно выйти. Задачи ставятся на основании тем, предложенных руководителями курса, так и исходя изтемы дня.

хMOOC – открытые курсы больших международных университетов. В основе таких курсов лежит институциональная модель учебного процесса: разработка содержания курса осуществляется профессиональными преподавателями с многолетним стажем работы и экспертами в некоторой предметной области, представляется конкретный график учебного процесса, в курсе также содержатся конкретные задания и предусмотрена аттестация участников. Запись на курсы свободна: участвовать могут любые люди вне зависимости от места нахождения, навыков работы в сети, социального статуса и возраста. Как правило, курс ориентирован на изучение технических дисциплин, где можно автоматизировать проверку выполненных заданий, наблюдателей в курсе практически нет, преподаватели выполняют преимущественно контролирующие роли.

Одним из примеров таких курсов является MOOC «Изменение климата» университета Аберта (http://imooc.uab.pt/about). Его целью является изучение причин и последствий изменения климата, а также разработка мероприятий и предложений по тому, как адаптироваться к ним и справиться с его негативными эффектами, будь то наводнения, нехватка воды, повышение уровня моря или береговой эрозии и пр. Объем в часах соответствует примерно 100 (26 часов = 1 ECTS). Даты начала и окончания обучения устанавливаются с 6 мая по 1 июля ежегодно.

Обучающиеся самостоятельно  изучают учебные ресурсы, разработанные преподавателями университета Aberta, находят и знакомятся с другими соответствующими материалами, выполняют предлагаемые задания с возможностью проанализировать свои учебные достижения, производят артефакты для подтверждения освоения темы и сформированности соответствующих компетенций. Они также должны участвовать во взаимодействии с другими участниками и принимать активную роль в диалоге по темам курса и несут ответственность за свое обучение и за вклад в динамическую поддержку образовательного сообщества. Для участников предоставлена формальная процедура оценивания, призванная, в том числе обеспечить самокоррекцию, но при этом участникам рекомендуется осуществлять обратную связь друг с другом на протяжении всей учебной деятельности.

Содержание курса разработано в рамках Европейского проекта «Жизненный опыт по изменению климата LECHE»(www.leche.open.ac.uk). Авторы разрабатывали курс с учетом  возможности использования  в рамках подготовки бакалавров и  перезачета кредитов, что может осуществляться между партнерами в рамках проекта OpenupEd (www.openuped.eu)и др. европейскими проектами, в которых принимает участие университет Aberta.

Сертификация по окончании курса может быть бесплатной и платной с выдачей сертификата.  Платная формальная сертификация (4 ECTS)  проводится в срок до 3-х месяцев после изучения курса по результатам формальной оценкиЁ полученной в ходе работы, и face-to-face экзамен.


Библиографический список
  1. Курзаева Л.В,  Григорьев А.Д. Массовые открытые онлайн курсы: сущность, специфические характеристики // Новые  информационные технологии в образовании: материалы  VIII  междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10–13  марта 2015  г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. 623 с. –с. 250-253
  2. Травкин И.Ю. Учебный процесс cMOOC [Электронный ресурс] // FunofTeaching, 8.7.2014. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/91139632311/cmooc (дата обращения: 1.07.2015)
  3. Мовчан И.Н. К вопросу об использовании технологий дистанционного обучения в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 29-33.
  4. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т.27. – № 4. – С. 77-80.
  5. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
  6. Курзаева, Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие/Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -211 с.
  7. Курзаева, Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
  8. Чусавитина Г. Н. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Магнитогорск: МаГУ, 2010. -218 c. -С. 55-79.
  9. Курзаева Л.В. Дистанционный курс «Основы математической обработки информации»: электронный учебно-методический комплекс//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». -2014. -Т. 1, № 12 (67). -С. 117.
  10. Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста/Л.В. Курзаева//II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)»: сборник научных трудов. Т. 1. -М.: НИЯУ «МИФИ», 2012. -С. 37-40.
  11. Курзаева Л.В. Международный опыт управления качеством образования на основе рамочных структур/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова//«Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории»: материалы VI международной заочной научно-практической конференции. Часть II (17 октября 2012 г.). -М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. -С. 51-56.
  12. Курзаева Л.В. Психолого-педагогический инструментарий оценки и диагностики результатов обучения личности по направлениям подготовки в сфере ИТ: метод. Рекомендации/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, Г.В. Слепухина. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -40 с.
  13. Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект/Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424 (дата обращения 12.06.2015).
  14. Овчинникова И.Г. Исследование уровней формирования результатов обучения в системе профессионального образования Челябинской области вуза/И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева//Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября-1 ноября 2012 г.). -Кн. III. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. -С. 228-237.
  15. Овчинникова И.Г. Мониторинг образовательного процесса вуза/И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева, И.В. Полякова//Современные проблемы науки и образования. -М., 2009. -№ 11. -С. 82-85.
  16. Овчинникова И.Г. Оценка эффективности образования личности вуза/И.Г. Овчинникова, В.А. Беликов, Л.В. Курзаева//Социальное партнерство в профессиональном образовании: материалы всероссийской науч.-практ. конф., Магнитогорск, 12 янв. 2010 г. -Магнитогорск: МГППК, 2010. -С. 178-187.
  17. Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В. Математическое обеспечение информационной системы рейтинговой оценки учреждений высшего профессионального образования//Гуманитарные и социально-экономические науки. -2012. -№ 4. -С. 98-103.
  18. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Слепухина Г.В. Адаптивное управление качеством профессионального образования на основе компетентностного подхода (на примере ИТ-отрасли): методологические основания, модели и базовый инструментарий установки требований к результатам обучения: монография. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -138 с.
  19. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 323-327.
  20. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 318-322.
  21. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302.
  22. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning / Л.З.
    Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 252-256.
  23. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е., Назарова О.Б., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, В.Е. Петеляк, О.Б. Назарова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251.


Все статьи автора «Вахрушев Владислав Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация