Массовые открытые онлайн курсы – продукт информационного общества, получившийся в стремлении обеспечить открытость накопленных знаний и возможности организации взаимодействия людей c разными интересами и из разных стран мира, сфер профессиональной деятельности.
Можно выделить четыре основополагающие идеи обучения в рамках МООК:
1. Люди учатся на основании ассоциативных связей, придумывая идея или приобретая навыки поэтапно. Например, с помощью мнемотехники, отработки приемов, подражания, практических занятий. Ассоциативное обучение приводит к точному воспроизведению или вызову информации из памяти. Основной подход, применяемый в курсах MOOC с контентом – ассоциативное обучение.
2. Люди учатся, придумывая идеи и приобретая навыки с помощью активных поисков. Например, путем проведения исследований, экспериментов, совершения открытий с участием наставника, решения задач, обдумывания и т.д. Конструктивное обучение приводит к накоплению навыков и глубокому пониманию предмета. В курсах MOOC, основанных на выполнении заданий, основное внимание уделяется активному поиску нового со стороны обучающихся. В основе некоторых заданий лежит ассоциативное обучение, но большинство основывается на конструктивном обучении.
3. Люди учатся, придумывая идеи и приобретая навыки во время диалога. Например, во время дискуссии, дебатов, совместной работы, совместного приобретения знаний и т.д. Социальное конструктивное обучение также приводит к накоплению навыков и глубокому пониманию предмета. Основной подход первоначальных курсов MOOC – это социальное конструктивное обучение, хотя элементы конструктивного обучения также присутствуют (т.е. поиск важнее какого-либо конкретного содержания).
4. Люди учатся, участвуя в рабочем сообществе. Например, во время стажировки, обучения без отрыва от производства, легитимного периферийного участия, участия в учебной сети и т.д. Практика в определенных обстоятельствах приводит к формированию привычек, ценностей и личностей. Следовательно, нет курсов MOOC, где применяется подход, связанный с практикой в определенных обстоятельствах [7, 8, 9, 10]. Курсы MOOC, которые должны быть разработаны в соответствии с данным подходом, могут быть связаны с массовым моделированием ситуации и/или играми), с социально-информационным обучением, т.е. обучением в массовых обучающих учебных сетях в режиме онлайн, или с такими понятиями как «виртуальная стажировка» и «виртуальное обучение в сфере бизнеса»[6, 11, 12, 13].
Во всех вышеперечисленных подходах подчеркивается важность активности обучающихся, конструктивной корректировке деятельности в зависимости от желаемых результатов, важность возможностей получения обратной связи для консолидации (практики) и интеграции. Однако различия в подходах заключаются в роли и важности участников, организации учебной деятельности, последовательностей учебной деятельности, акценте на сохранении/воспроизведении или рефлексии/интернализации и локусе контроля [14, 15, 16, 17].
cMOOC являются практической реализацией («доказательством возможности») коннективизма – системы педагогических взглядов, основанной на концепции связного/распределенного знания (connective knowledge), в рамках которой процесс учения отождествляется с процессом построения сети, т. е. установления связей между различными «сущностями» (участниками, экспертами, веб-ресурсами, событиями сети) [11, 18, 19, 20].
Задача участников cMOOC заключается в поиске и представлении в форме новых ресурсов (т. н. артефактов осмысления) предметных и социальных связей, т. е. в совместной разработке темы курса путем производства связного/распределенного знания (формирования сети). Содержанием (программой) коннективистского курса является процесс создания курса как таковой – значительная часть учебных материалов предлагается или создается участниками по мере работы в Интернет. Чтобы понять и объяснить, как это происходит, C. Даунс выделяет четыре типа деятельности участника курса: агрегация, ремикс, повторное использование и распространение [11, 21, 22, 23].
Основные принципы построения: массовость, открытая регистрация, доступность данных и по завершению курса, равноправие участников: студент и преподаватель – коллеги. К минусам относятся: большое количество информации (особенно на раннем этапе), наличие собственной цели у каждого участника и отсутствие контроля со стороны организаторов курса.
В качестве примера сMOOC приведем описание курса ”Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие”, разработанного И.Ю. Травкиным. Это коннективистский онлайн-курc, цель участников которого заключается в поиске и представлении в форме новых ресурсов (т. н. артефактов осмысления) предметных и социальных связей, т. е. в совместной разработке темы курса путем производства связного/распределенного знания (формирования сети). Содержанием (программой) коннективистского курса является процесс создания курса как такового — значительная часть учебных материалов предлагается или создается участниками по мере работы в Интернете. Предметом рефлексии является организация сотрудничества (профессионалов и просто энтузиастов) в сети Интернет, а также возможности и пути для профессионального развития в контексте такого сотрудничества. Программа курса предполагает дискуссии в Skype и видеовстречи с экспертами. Для участия в курсе участникам предлагается создание личных блогов.
Кроме блогов слушатели курса могут использовать любые сервисы Twitter и Diigo для публикации ссылок на дополнительные ресурсы, Netvibes для подписки на блоги сокурсников, Facebook для общения с коллегами в группах, YouTube для поиска и публикации видео, Mindmeister или Bubbl.us для создания ментальных карт.
Task-basedMOOC – это курсы, основанные на задачах. По своей организации они очень похожи на сMOOC. В них предполагается, что учащийся выполняет определенные задания. Причем он может выполнять их разными способами, и они могут иметь разные внешние выражения (статья, видео, аудио). В таких курсах возможно совместное решение определенных задач, создание проектов и т.д. Сообщество в этих курсах имеет решающее значение, особенно для примеров деятельности и помощи.
Одним из примеров таких курсов является проект ds106 «Цифровой рассказ историй» (http://ds106.us). Как говорят основатели проекта: «Цифровой рассказ историй» – это использование новых цифровых инструментов, чтобы помочь обычным людям рассказать свои «правдивые истории» в убедительной и эмоционально привлекательной форме». Эти истории обычно принимают форму относительно коротких рассказов (менее 8 минут) и могут включать в себя интерактивность. Т.е. это открытый курс, куда может присоединиться каждый для создания своей истории. Он может использовать различные инструменты, попросить у участников сообщества помощи, в любой момент можно выйти. Задачи ставятся на основании тем, предложенных руководителями курса, так и исходя изтемы дня.
хMOOC – открытые курсы больших международных университетов. В основе таких курсов лежит институциональная модель учебного процесса: разработка содержания курса осуществляется профессиональными преподавателями с многолетним стажем работы и экспертами в некоторой предметной области, представляется конкретный график учебного процесса, в курсе также содержатся конкретные задания и предусмотрена аттестация участников. Запись на курсы свободна: участвовать могут любые люди вне зависимости от места нахождения, навыков работы в сети, социального статуса и возраста. Как правило, курс ориентирован на изучение технических дисциплин, где можно автоматизировать проверку выполненных заданий, наблюдателей в курсе практически нет, преподаватели выполняют преимущественно контролирующие роли.
Одним из примеров таких курсов является MOOC «Изменение климата» университета Аберта (http://imooc.uab.pt/about). Его целью является изучение причин и последствий изменения климата, а также разработка мероприятий и предложений по тому, как адаптироваться к ним и справиться с его негативными эффектами, будь то наводнения, нехватка воды, повышение уровня моря или береговой эрозии и пр. Объем в часах соответствует примерно 100 (26 часов = 1 ECTS). Даты начала и окончания обучения устанавливаются с 6 мая по 1 июля ежегодно.
Обучающиеся самостоятельно изучают учебные ресурсы, разработанные преподавателями университета Aberta, находят и знакомятся с другими соответствующими материалами, выполняют предлагаемые задания с возможностью проанализировать свои учебные достижения, производят артефакты для подтверждения освоения темы и сформированности соответствующих компетенций. Они также должны участвовать во взаимодействии с другими участниками и принимать активную роль в диалоге по темам курса и несут ответственность за свое обучение и за вклад в динамическую поддержку образовательного сообщества. Для участников предоставлена формальная процедура оценивания, призванная, в том числе обеспечить самокоррекцию, но при этом участникам рекомендуется осуществлять обратную связь друг с другом на протяжении всей учебной деятельности.
Содержание курса разработано в рамках Европейского проекта «Жизненный опыт по изменению климата LECHE»(www.leche.open.ac.uk). Авторы разрабатывали курс с учетом возможности использования в рамках подготовки бакалавров и перезачета кредитов, что может осуществляться между партнерами в рамках проекта OpenupEd (www.openuped.eu)и др. европейскими проектами, в которых принимает участие университет Aberta.
Сертификация по окончании курса может быть бесплатной и платной с выдачей сертификата. Платная формальная сертификация (4 ECTS) проводится в срок до 3-х месяцев после изучения курса по результатам формальной оценкиЁ полученной в ходе работы, и face-to-face экзамен.
Библиографический список
- Курзаева Л.В, Григорьев А.Д. Массовые открытые онлайн курсы: сущность, специфические характеристики // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10–13 марта 2015 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. 623 с. –с. 250-253
- Травкин И.Ю. Учебный процесс cMOOC [Электронный ресурс] // FunofTeaching, 8.7.2014. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/91139632311/cmooc (дата обращения: 1.07.2015)
- Мовчан И.Н. К вопросу об использовании технологий дистанционного обучения в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 29-33.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т.27. – № 4. – С. 77-80.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Курзаева, Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие/Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -211 с.
- Курзаева, Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
- Чусавитина Г. Н. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Магнитогорск: МаГУ, 2010. -218 c. -С. 55-79.
- Курзаева Л.В. Дистанционный курс «Основы математической обработки информации»: электронный учебно-методический комплекс//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». -2014. -Т. 1, № 12 (67). -С. 117.
- Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста/Л.В. Курзаева//II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)»: сборник научных трудов. Т. 1. -М.: НИЯУ «МИФИ», 2012. -С. 37-40.
- Курзаева Л.В. Международный опыт управления качеством образования на основе рамочных структур/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова//«Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории»: материалы VI международной заочной научно-практической конференции. Часть II (17 октября 2012 г.). -М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. -С. 51-56.
- Курзаева Л.В. Психолого-педагогический инструментарий оценки и диагностики результатов обучения личности по направлениям подготовки в сфере ИТ: метод. Рекомендации/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, Г.В. Слепухина. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -40 с.
- Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект/Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424 (дата обращения 12.06.2015).
- Овчинникова И.Г. Исследование уровней формирования результатов обучения в системе профессионального образования Челябинской области вуза/И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева//Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября-1 ноября 2012 г.). -Кн. III. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. -С. 228-237.
- Овчинникова И.Г. Мониторинг образовательного процесса вуза/И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева, И.В. Полякова//Современные проблемы науки и образования. -М., 2009. -№ 11. -С. 82-85.
- Овчинникова И.Г. Оценка эффективности образования личности вуза/И.Г. Овчинникова, В.А. Беликов, Л.В. Курзаева//Социальное партнерство в профессиональном образовании: материалы всероссийской науч.-практ. конф., Магнитогорск, 12 янв. 2010 г. -Магнитогорск: МГППК, 2010. -С. 178-187.
- Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В. Математическое обеспечение информационной системы рейтинговой оценки учреждений высшего профессионального образования//Гуманитарные и социально-экономические науки. -2012. -№ 4. -С. 98-103.
- Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Слепухина Г.В. Адаптивное управление качеством профессионального образования на основе компетентностного подхода (на примере ИТ-отрасли): методологические основания, модели и базовый инструментарий установки требований к результатам обучения: монография. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -138 с.
- Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 323-327.
- Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 318-322.
- Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302.
- Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning / Л.З.
Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 252-256. - Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е., Назарова О.Б., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, В.Е. Петеляк, О.Б. Назарова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251.