УДК 332.132

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМУ ПАРТНЕРСТВУ

Жердев Роман Александрович
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация
Данная статья посвящена реализации направлений кластерной экономической политике государства с учетом Концепций и Стратегий и Программ долгосрочного социально-экономического развития.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что развитие государственно-частного партнерства с учетом кластерного подхода будет способствовать рациональному и эффективному использованию ресурсов, а также развитию инновационных направлений.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, кластерная экономическая политика государства, кластерный подход


CLUSTER APPROACH TO PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

Zherdev Roman Aleksandrovich
Saint-Petersburg state University of Economics

Abstract
This article focuses on the implementation of the directions of cluster economic policy of the state taking into account Concepts and Strategies and Programmes long-term socio-economic development.
This study allows to conclude that the development of public-private partnership taking into account the cluster approach will promote rational and efficient use of resources and the development of innovative areas.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жердев Р.А. Кластерный подход к государственно-частному партнерству // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60727 (дата обращения: 20.11.2016).

Требования, предъявляемые к современной отечественной экономики, основываются на экономичном и рациональном расходовании ограниченных бюджетных средств. Вместе с тем исполнение социальных проектов, выполнение обязательств, реализация экономических планов требует внедрения инновационных решений, которые позволят снизить себестоимость продукции и повысить отдачу. Но реализация  инновационных направлений в экономике невозможна только по указанию «сверху». Необходима обратная связь от представителей бизнеса, предпринимательства. Также необходима налаженная связь и инфраструктура внутри бизнессообщества, что позволит своевременно производит оценку конъюнктурных состояний рынка, выявлять потребности общества и в полной мере на это реагировать, также это способствует более рациональной дифференциации направлений ответственности бизнеса.

Развитию взаимодействия государства и бизнеса, а также налаживанию активных взаимосвязей между представителями бизнеса способствуют концепции кластерной экономики и государственно-частного партнерства.

Согласно теории М. Портера, кластер представляет собой группу географически близких взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций и учреждений (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), которые функционируют в определенной сфере и взаимодополняют друг друга. Что также способствует повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона и страны в целом. В процессе работы над проблемами конкурентоспособности М. Портер пришел к выводу, что ведущая роль в её достижении на мировом рынке принадлежит кластерам, поскольку конкурентоспособность состоит из взаимообусловленных экономических уровней: развитие человеческого потенциала, эффективность предприятий и организаций, развитие рынка ценных бумаг, динамизм рынка, развитие финансовой системы, развитие экономики страны.

Объясняется это экономическое явление тем, что одна или несколько фирм, развивая конкурентные преимущества и достигая лидирующего положения на экономическом рынке, распространяет своё положительное влияние на микро и макроокружение: поставщиков, потребителей и даже конкурентов, что в конечном итогу способствует развитию отрасли и региона, успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности компании, производящей конечный продукт.

Но и конкурентоспособность страны способна дать толчок все более расширяющемуся развитию экономических систем. Создание политического имиджа экономически развивающейся страны способствует формированию благоприятного инвестиционного климата для поддержки и развития рабочих мест, рынков, экономики.

Ряд государственных нормативно-правовых актов [1-5] направлен на развитие и поддержку кластерной экономики и государственно-частного партнерства, что позволит эффективнее распоряжаться бюджетными средствами и улучшить социально-экономическое положение регионов и страны в целом.

Развитие проектов государственно-частного партнерства с учетом кластерного подхода позволит гармонично развивать различные отрасли экономики, рационально расходовать имеющиеся ресурсы, своевременно и полно отвечать требованиям рынка, развивать рынок труда и образования, а также социального обеспечения (в том числе и здравоохранения), обеспечивая развитие конкурентных преимуществ предприятий и регионов, а также улучшая конкурентоспособность всей страны.

С учётом вышесказанного кластерный подход к развитию территорий (как способ реализации территориального принципа управления развитием региональной экономики) стал очень популярным  в большинстве стран мира в том числе и на государственном уровне. В настоящее время применение кластерного подхода к развитие экономики регионов рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития. Швейцария, Сингапур, Финляндия, Швеция, США, Великобритания Германия, Япония, Нидерланды [6] на основе кластеризации добились огромных результатов в экономики и социальной сфере, а также заняли лидирующие положения по уровню конкурентоспособности.

Формирование в регионах кластеров позволяет достичь заметного социально-экономического эффекта. Он может проявляется в ряде направлений, в числе которых институциональное развитие региона, рынков труда, образования, повышение инновационного и человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности компаний и организаций. Вместе с тем реализация политики кластерной экономики  и государственно-частного партнерства способствует развитию и росту конкурентоспособности бизнеса за счёт реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, а также поддержки органов власти , включая расширение доступа к инновациям, технологиям, и высококвалифицированным кадрам, субсидиям, грантам,  а также снижением издержек, повышения качества услуг, обеспечивающих условия для продуктивной конкуренции.

Следует также отметить, что приоритет кластерных структур был закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, что является ответом на общегосударственные экономические надежды [7]. В рамках кластерных образований, на которые делается ставка в рамках социально-экономических концепций, появляется возможность объединения предприятий из разных отраслей экономики в рамках единой производственной цепочки создания и реализации продукта, также данный экономический механизм с учетом государственно-частного партнерства предлагается как инструмент повышения инновационного потенциала российской экономики.

Государственный социально-экономический мейнстрим стимулирует региональные и местные уровни власти учитывать в своих стратегических планах развития кластерные инициативы, а также и различные формы сотрудничества государства с частными предпринимателями.

Развитие данного политического, экономического и социального направления, а также значительная поддержка со стороны органов власти направлений стимулирования экономики создают предпосылки к созданию эффективного инструмента государственно-частного партнерства для реализации проектов комплексного развития территорий и отраслей, социальной сферы и экономики, рынков труда и образования.


Библиографический список
  1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 (ред. от 17.11.2015)
  2. “О государственной программе Санкт-Петербурга “Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге” на 2015-2020 годы”
  3. Федеральный закон от 29.06.2015 N 160-ФЗ “О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
  4. “Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов” (разработан Минэкономразвития России)
  5. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р (ред. от 26.12.2014) <Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года>.
  6. The Global Competitiveness Index 2014-2015 http://www3.weforum.org/docs/img/WEF_GCR2014-15_Global_Image.png
  7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года>(вместе с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”)


Все статьи автора «Жердев Роман Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация