Требования, предъявляемые к современной отечественной экономики, основываются на экономичном и рациональном расходовании ограниченных бюджетных средств. Вместе с тем исполнение социальных проектов, выполнение обязательств, реализация экономических планов требует внедрения инновационных решений, которые позволят снизить себестоимость продукции и повысить отдачу. Но реализация инновационных направлений в экономике невозможна только по указанию «сверху». Необходима обратная связь от представителей бизнеса, предпринимательства. Также необходима налаженная связь и инфраструктура внутри бизнессообщества, что позволит своевременно производит оценку конъюнктурных состояний рынка, выявлять потребности общества и в полной мере на это реагировать, также это способствует более рациональной дифференциации направлений ответственности бизнеса.
Развитию взаимодействия государства и бизнеса, а также налаживанию активных взаимосвязей между представителями бизнеса способствуют концепции кластерной экономики и государственно-частного партнерства.
Согласно теории М. Портера, кластер представляет собой группу географически близких взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций и учреждений (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), которые функционируют в определенной сфере и взаимодополняют друг друга. Что также способствует повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона и страны в целом. В процессе работы над проблемами конкурентоспособности М. Портер пришел к выводу, что ведущая роль в её достижении на мировом рынке принадлежит кластерам, поскольку конкурентоспособность состоит из взаимообусловленных экономических уровней: развитие человеческого потенциала, эффективность предприятий и организаций, развитие рынка ценных бумаг, динамизм рынка, развитие финансовой системы, развитие экономики страны.
Объясняется это экономическое явление тем, что одна или несколько фирм, развивая конкурентные преимущества и достигая лидирующего положения на экономическом рынке, распространяет своё положительное влияние на микро и макроокружение: поставщиков, потребителей и даже конкурентов, что в конечном итогу способствует развитию отрасли и региона, успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности компании, производящей конечный продукт.
Но и конкурентоспособность страны способна дать толчок все более расширяющемуся развитию экономических систем. Создание политического имиджа экономически развивающейся страны способствует формированию благоприятного инвестиционного климата для поддержки и развития рабочих мест, рынков, экономики.
Ряд государственных нормативно-правовых актов [1-5] направлен на развитие и поддержку кластерной экономики и государственно-частного партнерства, что позволит эффективнее распоряжаться бюджетными средствами и улучшить социально-экономическое положение регионов и страны в целом.
Развитие проектов государственно-частного партнерства с учетом кластерного подхода позволит гармонично развивать различные отрасли экономики, рационально расходовать имеющиеся ресурсы, своевременно и полно отвечать требованиям рынка, развивать рынок труда и образования, а также социального обеспечения (в том числе и здравоохранения), обеспечивая развитие конкурентных преимуществ предприятий и регионов, а также улучшая конкурентоспособность всей страны.
С учётом вышесказанного кластерный подход к развитию территорий (как способ реализации территориального принципа управления развитием региональной экономики) стал очень популярным в большинстве стран мира в том числе и на государственном уровне. В настоящее время применение кластерного подхода к развитие экономики регионов рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития. Швейцария, Сингапур, Финляндия, Швеция, США, Великобритания Германия, Япония, Нидерланды [6] на основе кластеризации добились огромных результатов в экономики и социальной сфере, а также заняли лидирующие положения по уровню конкурентоспособности.
Формирование в регионах кластеров позволяет достичь заметного социально-экономического эффекта. Он может проявляется в ряде направлений, в числе которых институциональное развитие региона, рынков труда, образования, повышение инновационного и человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности компаний и организаций. Вместе с тем реализация политики кластерной экономики и государственно-частного партнерства способствует развитию и росту конкурентоспособности бизнеса за счёт реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, а также поддержки органов власти , включая расширение доступа к инновациям, технологиям, и высококвалифицированным кадрам, субсидиям, грантам, а также снижением издержек, повышения качества услуг, обеспечивающих условия для продуктивной конкуренции.
Следует также отметить, что приоритет кластерных структур был закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, что является ответом на общегосударственные экономические надежды [7]. В рамках кластерных образований, на которые делается ставка в рамках социально-экономических концепций, появляется возможность объединения предприятий из разных отраслей экономики в рамках единой производственной цепочки создания и реализации продукта, также данный экономический механизм с учетом государственно-частного партнерства предлагается как инструмент повышения инновационного потенциала российской экономики.
Государственный социально-экономический мейнстрим стимулирует региональные и местные уровни власти учитывать в своих стратегических планах развития кластерные инициативы, а также и различные формы сотрудничества государства с частными предпринимателями.
Развитие данного политического, экономического и социального направления, а также значительная поддержка со стороны органов власти направлений стимулирования экономики создают предпосылки к созданию эффективного инструмента государственно-частного партнерства для реализации проектов комплексного развития территорий и отраслей, социальной сферы и экономики, рынков труда и образования.
Библиографический список
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 (ред. от 17.11.2015)
- “О государственной программе Санкт-Петербурга “Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге” на 2015-2020 годы”
- Федеральный закон от 29.06.2015 N 160-ФЗ “О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
- “Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов” (разработан Минэкономразвития России)
- Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р (ред. от 26.12.2014) <Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года>.
- The Global Competitiveness Index 2014-2015 http://www3.weforum.org/docs/img/WEF_GCR2014-15_Global_Image.png
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года>(вместе с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”)