УДК 338.46

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И СФЕРА УСЛУГ

Смирнов Владимир Петрович
Дальневосточный федеральный университет
профессор кафедры менеджмента, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
Значение услуг в обществе возрастает. Сфера услуг из совокупности отдельных отраслей превращается в масштабный сектор экономики. На стадии постиндустриального экономического развития содержание функций и роль сферы услуг изменяются. Одной из целей функционирования сферы услуг становится обеспечение создания и использования нового интеллектуального капитала в различных формах. Для предпринимателей сфера услуг превращается в пространство эффективного применения новых и традиционных форм капитала.

Ключевые слова: предпринимательство, сектор экономики, создание нового капитала, сфера услуг


ENTREPRENEURSHIP AND SERVICES

Smirnov Vladimir Petrovich
Far Eastern Federal University
PhD, Associate Professor, Department of Management

Abstract
Meaning services increases in society. Services of a plurality of separate branches is transformed into a large-scale economy. At the stage of post-industrial economic development function and role of the content of services vary. One of the goals of the operation of services is to ensure the creation and use of new intellectual capital in various forms. Services sector transformed into a space efficient use of new and traditional forms of capital for entrepreneurs.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов В.П. Предпринимательство и сфера услуг // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60224 (дата обращения: 20.11.2016).

В постиндустриальной сервисной экономике изменяются величина и структура валового внутреннего продукта. В нем растут все составные части, но наиболее высокими темпами увеличиваются объем и доля невещественных благ. Среди сфер экономики доминирующей становится сфера услуг, а среди видов деятельности – сервисная деятельность. По оценкам специалистов лидирующая в мире экономика США к началу двадцать первого века сформировалась и функционирует как экономика услуг. На долю соответствующих отраслей и функций приходится 80 % валового внутреннего продукта страны и примерно такая же часть общей численности занятых [6]. Соответственно, повышается актуальность теоретических исследований различных аспектов создания и потребления услуг, а также функционирования в мировой и национальных экономиках организаций, оказывающих услуги.

В последние годы активно развиваются различные направления изучения сферы услуг и сервисной деятельности. На смену подходам с позиций неоклассической школы приходят подходы с позиций институциональной экономики, эволюционной экономики и других направлений и школ экономической науки.

Получают признание и широко используются концепции, отражающие возрастающее значение услуг в обществе и отводящие сфере услуг ведущую роль в совершенствовании общей социально-экономической структуры.

По теории секторов (теории структурных изме­нений) А. Дж. Б. Фишера и К. Кларка выделяются три сектора общественного производства – первич­ный, вторичный и третичный. К первичному сектору относятся отрасли, связанные с получением природных ресурсов (сельское хозяй­ство и добывающие отрасли). Вторичный сектор включает отрасли обраба­тывающей промышленности и строительство. Третичный сектор охватывает различные отрасли сферы услуг.

У. Ростоу развивает трехсекторальную модель экономики и выделяет пять стадий экономического роста, различающихся уровнем развития техники, от­раслевой структурой хозяйства, долей накопления в националь­ном доходе, структурой потребления:

- традиционное общество (отличается высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве совокупного продукта, при­митивным сельскохозяйственным трудом, низким уровнем раз­вития техники);

- переходное общество (период предпосылок для взлета, начинается активное проникновение в про­изводство достижений науки и техники, рост производительности сельского хозяйства, расширение рынков);

- взлет (промышленная революция, рост экономики, радикальное изменение методов производства);

- движение к зрелости (бурное раз­витие науки и промышленности, возникновение новых индустри­альных отраслей, увеличение доли квалифицированного труда);

- эра высокого массового потребления (эконо­мика практически полностью подчинена задачам личного потреб­ления, а не производства, ведущими секторами народного хо­зяйства выступают сервисная сфера и сфера производства товаров массового потребления) [7].

Позднее автором к выделенным пяти стадиям была добавлена ше­стая стадия – поиск качества жизни. На этой шестой стадии на пер­вый план выдвигается духовное развитие человека.

В разработанной Д. Беллом теории постиндустриального общества выделяются три стадии экономического развития: доиндустриальная (преимущественное использование рабочей силы в добывающих отраслях и в сельском хозяйстве), индустриальная (массовое производство товаров и преобладание класса промышленных рабочих) и постиндустриальная (доминирование творческого труда, ведущая роль высококвалифицированных специалистов). При переходе от индустриального к постиндустриальному обще­ству, в свою очередь, выделяется несколько этапов. На первом этапе развитие промышленности стимулирует экспансию транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товара. На втором этапе растут сфера распределения (оптовая и розничная торговля), финансы, операции с недвижимостью и страхованием в условиях массового потреб­ления благ. На третьем этапе экономический рост сопровождается снижением доли расходов на питание, а высвобождаемый в результате доход направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, а затем на предметы роскоши, отдых и потребление разнообразных услуг.

Д. Белл дополняет разработанную К. Кларком и А. Дж. Б. Фишером трехсекторальную модель экономики и вводит в нее еще два секто­ра. Он относит услуги не только к третичному, но и к четвертич­ному и пятеричному секторам. В соответствии с логикой этапов перехода от индустриального к постиндустриальному обществу третичный сектор включает транспорт и коммунальное хозяй­ство, четвертичный – торговлю, страхование, операции с не­движимостью, финансами, пятеричный – здравоохранение, образование, исследовательскую деятельность, государственное управление, отдых [2]. В последние годы в условиях прогресса науки и техники возрастает роль четвертичного и пятеричного секторов, а в их составе – образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), здравоохранения, управления, финансовых, страховых, телекоммуникационных услуг. С появлением новых технологий изменяется и содержание многих традиционных видов услуг (услуг почты, связи, обучения, электронной торговли).

Услуги в постиндустриальной экономике пронизывают все виды деятельности [4]. Их оказывают не только организации, специализирующиеся на услугах, но и промышленные предприятия, осу­ществляющие предпродажное и послепродажное обслуживание производимого продукта, транспортировку, информационную поддержку. В результате сфера услуг из совокупности отдельных отраслей превращается в масштабный сектор экономики, обладаю­щий разветвленной и сложной структурой с подвижными грани­цами [1]. Сферу услуг рассматривают также в качестве особой, наиболее перспективной сферы экономики со специфи­ческими субъект-субъектными отношениями и связями в обмене [5].

Ряд определений сферы услуг отражает ее масштабы и функциональное назначение. По одному из таких определений, чрезмерно суженному, по нашему мнению, под сферой услуг предлагается понимать совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ только для населения [8]. По другому определению сфера услуг обоснованно, на наш взгляд, объединяет услуги, предоставляемые не только частным лицам, но и организациям, и включает широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потреб­ностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом [3].

Роль сферы услуг в обществе определяется ее экономическими и социальными функциями. К основным экономическим функциям сферы услуг специалисты относят:

- обслуживание сферы материального производства;

- воспроизводство рабочей силы;

- создание дополнительных материальных благ.

Основными социальными функциями сферы услуг признаются:

- удовлетворение потребностей населения в различных видах услуг;

- снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах;

- рациональное использование высвобождающегося свобод­ного времени населения;

- обеспечение безопасности государства и охрана общественного порядка.

По нашему мнению, указанные экономические и социальные функции сферы услуг осуществляются на стадии индустриального экономического развития. На стадии же постиндустриального экономического развития содержание функций и роль сферы услуг изменяются. Одной из целей функционирования сферы услуг становится обеспечение создания и использования новых невещественных форм капитала (интеллектуального, а в его составе человеческого, организационного, потребительского). В то же время для предпринимателей сама сфера услуг превращается в пространство эффективного применения новых и традиционных форм капитала.

Таким образом, предпринимательство, под которым понимается активность субъектов экономики, направленная на получение различных форм предпринимательского дохода посредством создания и использования нового капитала, трансформации или иного повышения продуктивности ранее созданного капитала, становится главным источником, фактором развития и объектом деятельности организаций сферы услуг на стадии постиндустриального развития общества и экономики. Предпринимательство обеспечивает поступление в сферу услуг и использование в этой сфере различных видов производственных ресурсов – капитальных, трудовых, денежных (финансовых), природных, технологических, информационных. Предпринимательство изменяет процесс оказания услуг (делает его более технологичным) и обогащает содержание оказываемых услуг. Предпринимательство само изменяется в результате потребления услуг по созданию нового интеллектуального капитала.


Библиографический список
  1. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс. 2005. С. 91.
  2. Демидова, Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – № 2. С. 24.
  3. Жохова, В.В. Основополагающие принципы оценки конкурентоспособности эколого-туристского продукта (на примере туристских предприятий Приморского края) // Власть и управление на Востоке России. – 2013. – № 1(62). С. 58-64.
  4. Кликич, Л.М. Эволюция сферы услуг: неравновесный подход / Л.М. Кликич. – М.: Изд-во МСХА. 2004. С. 18.
  5. Ростоу, У.У. Политика и стадии роста / У.У. Ростоу. – М.: Прогресс. 1973.
  6. Сфера услуг: новая концепция развития / В.М. Рутгайзер, Т.И. Корягина, Т.И. Арбузова и др. (ред.). – М.: Экономика. 1990. С. 5.
  7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. – М.: Academia. 1999.
  8. Проблема эффективности в XXI веке: экономика США. – М.: Наука. 2006. С. 327.


Все статьи автора «Смирнов Владимир Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация