УДК 373.2

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Забродина Наталья Александровна
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
аспирант, ассистент кафедры дошкольного и начального общего образования

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования мыслительных операций у старших дошкольников. Доказано, что математическая сказка является средством развития основных операций мышления у детей. Также в статье представлен пример сказки с математическим содержанием, которую можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: анализ, Классификация, математическая сказка, мыслительные операции, обобщение., синтез, сравнение, старший дошкольник


MATHEMATICAL TALE AS A MEANS OF FORMATION OF SENIOR PRESCHOOLERS’ MENTAL OPERATIONS

Zabrodina Natalia Aleksandrovna
Ulyanovsk State Pedagogical University name I. N. Ulyanov
graduate student, assistant of the chair of preschool and primary general education

Abstract
This article is devoted to the formation of senior preschoolers’ mental operations. It is proved that the mathematical tale is a means of development of basic operations of children’s thinking. The article is an example of a fairy tale with a mathematical content, which can be used in work with children preschool age.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Забродина Н.А. Математическая сказка как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60100 (дата обращения: 19.11.2016).

Проблеме формирования мыслительных операций посвящены исследования Н.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже,  Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Венгера и др.

С.Л.Рубинштейн понятие «операция» трактует как акты или звенья, на которые распадается действие, и рассматривает их как формы проявления мышления, т.е. способы осуществления процессов анализа, синтеза, обобщения [7].

Согласно взглядам Ж.Пиаже, операции – это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления [1].

По мнению П.Н.Поспелова, И.Н. Поспелова, «операции мышления – отдельные, законченные, устойчивые и повторяющиеся мыслительные действия. Ими могут быть сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация» [6,с.40].

И.В.Дубровина считает, что мыслительные операции являются различными сторонами основной деятельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия всех более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами [3,с.176].

Таким образом, на основе вышеперечисленных определений, под  мыслительными операциями следует понимать способы мыслительной деятельности, посредством которых ребенок решает те или иные мыслительные задачи. Все мыслительные операции тесно связаны друг с другом и не могут быть использованы в «чистом»  (изолированном) виде. Так сравнение нельзя осуществлять без анализа, обобщение – без абстрагирования, классификации – без сравнения и т. д.

Основываясь на психолого-педагогических исследованиях многих ученых (С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Р.С. Немова, Н.Б. Истоминой и др.), необходимо дать следующие определения основным мыслительным операциям: анализ – мысленное разложение предмета или явления на составляющие его части; синтез – мысленное объединение частей предметов или явлений в единое целое; сравнение – установление сходств и различий между предметами или явлениями и их признаками (свойствами, частями); обобщение – мысленное объединение предметов или явлений по каким-либо существенным признакам, свойствам; классификация – разделение предметов или объектов на классы по наиболее существенным признакам; сериация – это упорядочивание предметов по степени интенсивности выделенного признака.

Следует отметить, что сформированные мыслительные операции у старших дошкольников являются залогом успешного обучения в начальной школе. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей основных мыслительных операций и элементов логического мышления.

Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.)  определили сказку не только как эффективный метод формирования элементарных математических представлений у детей, но и как средство развития логического мышления у дошкольников.

Математическая сказка, отмечает Л.М.Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление [5].

В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет  которых включены разнообразные математические представления («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.)

Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно  включается в решение целого ряда сложных математических задач, учит­ся рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Большунова Н.Я. выделила ряд особенностей сказки с познавательным сюжетом:

  1. Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание.
  2. Математическое содержание может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование.
  3. Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки.
  4. Математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей [2].

Л.М. Кулагина выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:

  1. понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;
  2. цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
  3. геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
  4. комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.

В пособии Т.И.Ерофеевой, Л.Н.Павловой, В.Н.Новиковой «Математика для дошкольников» [4] также представлены сказки с занимательным сюжетом, которые дают возможность формирования представлений об окружающем и способах решения проблемных ситуаций. Ребенок, включаясь в обсуждение вместе с персонажами сказок, ищет пути  решения  предложенных  познавательных задач.  При  этом он также входит в образ,  только здесь будут решаться две задачи одновременно: эмоционально окрашенное уподобление себя герою и активизация мыслительных операций (синтеза, анализа, классификации, сравнения, обобщения и др.).

Приведем пример математической сказки, которую можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

«Гуси лебеди».

Задачи:

  1. Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  2. Учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам.
  3. Развитие умения сравнивать предметы по цвету и форме.
  4. Развивать умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.
  5. Развитие познавательного интереса у детей к математической деятельности.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда  -  нету!
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:

- Решишь задачку – скажу. 

- Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики», «Выбери круглые, но не мячики».

Девочка решила задачку, тогда печь сказала ей бежать к яблоньке.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Поможешь мне среди всех фигур найти фигуру похожую на яблоко – скажу.

Нужно подобрать похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? Девочка ответила: «Круги».

Яблоня сказала ей, что братец ее у бабы-яги.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

- Я за своим братцем пришла.

- Поможешь навести порядок, тогда отпущу твоего братца. Нужно все вещи сложить по:

* названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т.д.);

* размеру (в одну корзину сложить большие мячи, в другую – маленькие, в одну коробку – длинные карандаши, в другую – короткие и т.д.);

- цвету (в эту коробку – красные пуговицы, в другую – зеленые);

- форме ( в одну коробку сложить квадраты, в другую – кружки, в третью – кубики, в четвертую – кирпичики).

Девочка помогла бабе-яге, и вскоре девочка с братцем вернулись домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

- сформированные мыслительные операции являются условием успешного обучения детей в начальной школе;

- математическая сказка является эффективным средством развития основных операций мышления (синтеза, анализа, обобщения, сравнения, классификации и др.) у дошкольников. Включаясь в обсуждение сказок, ребенок учится мыслить, выделять причинно – следственные связи и отношения, решать те или иные проблемно-практические ситуации, вследствие чего происходит активизация логического мышления и связанных вместе с ним мыслительных операций.


Библиографический список
  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. М.,2003.
  2. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993. № 5. С.39-43
  3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2003.
  4. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1992.
  5. Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика.  2012. №1. С.96 – 100.
  6. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 Т. М.: Педагогика, 1989.


Все статьи автора «Забродина Наталья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация