В условиях нестабильности финансовой системы, ограничения возможностей развития за счет внешних источников, особое значение приобретает повышение эффективности использования внутренних ресурсов страны. Учитывая, что в последние годы все большее значение в экономическом развитии страны, решении социальных вопросов придается субъектам РФ, возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий региональных властей, устойчивости региональных бюджетов, обоснованности планирования доходов и расходов, степени освоения средств и их эффективности, т.е. к качеству бюджетного менеджмента на уровне территорий.
В качестве основной проблемы, с которой приходится сталкиваться при формировании и исполнении Смоленского областного бюджета, можно отметить тот факт, что региональный бюджет из года в год принимается и исполняется со значительным уровнем дефицита (таблица 1, рисунок 1). Так, если в 2012 году его удалось минимизировать (с 4,3 млрд. до 1, 3 млрд.), то в 2013 году дефицит превысил запланированные суммы вдвое, что с отрицательной стороны характеризует качество бюджетного менеджмента в регионе.
Таблица 1 – Доходы и расходы бюджета Смоленской области (млн. руб.)
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||||
ассигнования | исполнено | ассигнования | исполнено | ассигнования | исполнено | |
Доходы | 32071 | 32092 | 27989 | 29404 | 28956 | 31068 |
Расходы | 36451 | 33420 | 31463 | 36291 | 32110 | 34323 |
Дефицит (-)/
Профицит (+) |
- 4380 | - 1328 | - 3474 | - 6887 | - 3154 | - 3255 |
Рис. 1. Доходы и расходы Смоленского областного бюджета (млрд. руб.)
Хроническая дефицитность регионального бюджета привела к колоссальной долговой нагрузке региона, являющегося одним из лидеров по уровню долга. В условиях принятия и исполнения дефицитного бюджета главной задачей бюджетного менеджмента региона является обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств и минимизации стоимости расходов на обслуживание долговых обязательств. В целях сбалансированности областного бюджета, снижения расходов на обслуживание государственного долга в 2014 году были привлечены бюджетные кредиты на сумму 3 млрд. 350 млн. рублей, что позволило уменьшить объем привлечения более дорогих средств, таких как банковские кредиты, на 1 млрд. 664 млн. рублей, и восстановить остатки целевых средств, полученных из федерального бюджета [9].
Также к главным приоритетам управления бюджетными ресурсами региона можно отнести выстраивание жесткой системы бюджетирования и эффективного контроля над расходованием бюджетных средств, в том числе и средств резервного фонда. В связи с этим проводится работа по внедрению программно-целевых принципов как на областном уровне при формировании областного бюджета, так и в муниципалитетах при формировании муниципальных бюджетов. Так, в 2014 году на реализацию областных государственных программ было предусмотрено 36,72 млрд. рублей, что составило 97% расходов бюджета, фактически исполнено было по итогам года 90,5% или 33,24 млрд. рублей.
В рамках работы по повышению эффективности бюджетных расходов в регионе и повышению качества государственных услуг в 2014 году из бюджета области было выделено 6,89 млрд. рублей 284 областным государственным учреждениям на выполнение государственных заданий, фактически освоено 6,8 млрд. рублей, или 98,7% от планового значения [8].
Рассмотрим особенности формирования доходной части Смоленского областного бюджета и проблемы, с которыми приходится сталкиваться в данной сфере. Данные для анализа представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 – Структура доходов бюджета Смоленской области на 2012-2014 годы (тыс. руб.)
Вид поступлений | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Налоговые доходы | 19 541 902,8 | 20 437 212 | 20 980 648,9 |
Неналоговые доходы | 435 351,8 | 509 637,5 | 784 328,8 |
Безвозмездные поступления | 12 115 569,5 | 8 457 293,4 | 9 303 055,2 |
В процентном соотношении структура доходов областного бюджета выглядит следующим образом (рис. 2).
Рисунок 2. Структура доходов бюджета Смоленской области на 2012-2014 годы
Общая сумма доходов областного бюджета за 2014 год составила 31 млрд. 68 млн. рублей. По сравнению с 2013 годом общая сумма доходов областного бюджета увеличилась на 1 млрд. 663,9 млн. рублей, или на 5,7%. Налоговые доходы в 2014 году исполнены в сумме 20 млрд. 980,6 млн. рублей, что на 543,4 млн. рублей (или на 2,7%) больше, чем в 2013 году, и на 9,3% (или на 1 млрд. 438 млн. рублей) больше, чем в 2012 году [9].
В структуре неналоговых доходов наблюдается положительная динамика. Основную долю доходов в областной бюджет здесь составили поступления от штрафов, санкций, возмещения ущерба (53,6%), платежей при пользовании природными ресурсами (28,5%) [7]. По сравнению с 2013 годом поступления неналоговых доходов в 2014 году увеличились в 1,5 раза, что связано, в основном, с поступлением штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в сумме 346,8 млн. рублей (в 2013 году – 100,2 млн. рублей, т.е. наблюдается рост в 3,5 раза).
Безвозмездные поступления в 2014 году составили 9 млрд. 303 млн. рублей, из них безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 9 млрд. 160 млн. рублей, что на 853 млн. рублей (10,3%) больше, чем в 2013 году [9]. В 2012 году сумма безвозмездных поступлений достигла своего максимума (12 млрд. 115, 6 млн. рублей), что было обусловлено подготовкой к празднованию юбилея города Смоленска.
Данные для анализа расходной части областного бюджета представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Структура расходной части областного бюджета 2012-2014 гг. (тыс. руб.)
Наименование
раздела |
Кассовое исполнение 2012 г. | Удел.
вес в расхо- дах, % |
Кассовое исполнение 2013 г. | Удел.
вес в расхо- дах, % |
Ассигнования 2014 г. | Удел.
вес в расхо- дах, % |
Общегосударственные вопросы | 1 271 259,3 | 3,8 | 1 335 130,2 | 3,7 | 1 395 649,1 | 4,3 |
Национальная оборона | 61 127,2 | 0,2 | 57 104,1 | 0,2 | 51 701,3 | 0,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 196 803,0 | 0,6 | 253 304,2 | 0,7 | 169 410,3 | 0,5 |
Национальная экономика | 5 951 062,5 | 17,8 | 7 061 232,1 | 19,4 | 5 524 424,8 | 16,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1 362 592,5 | 4 | 2 734 182,6 | 7,5 | 1 225 256,2 | 3,8 |
Охрана окружающей среды | 65 840,3 | 0,2 | 66 620,1 | 0,2 | 80 433,0 | 0,2 |
Образование | 6 319 170,8 | 18,9 | 8 036 512,7 | 22,1 | 8 132 952,0 | 25 |
Культура, кинематография | 719 108,5 | 2,1 | 648 965,2 | 1,8 | 352 073,1 | 1,1 |
Здравоохранение | 7 592 515,1 | 22,7 | 5 714 004,9 | 15,7 | 5 897 029,3 | 18,1 |
Социальная политика | 6 178 225,8 | 18,5 | 6 706 524,6 | 18,5 | 6 582 807,4 | 20,2 |
Физическая культура и спорт | 743 778,9 | 2,2 | 547 641,5 | 1,5 | 216 125,2 | 0,7 |
Средства массовой информации | 42 279,4 | 0,1 | 46 094,9 | 0,1 | 39 044,5 | 0,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 496 364,0 | 1,5 | 718 216,3 | 1,9 | 902 654,0 | 2,8 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 2 420 324,4 | 7,2 | 2 365 750,5 | 6,5 | 1 947 689,5 | 5,9 |
Региональный бюджет, являясь максимально дефицитным, тем не менее, несмотря на его напряженность и проблемность, остается социально ориентированным. Основными приоритетами в расходах областного бюджета за последние три года стали расходы на здравоохранение, образование, социальную политику и национальную экономику. В 2014 году общий объем расходов составил 26 млрд. 92,6 млн. рублей, из них 25% приходится на сферу образования, 20,2% – на социальную политику, и 18,1% на здравоохранение.
Несмотря на постоянное реформирование в бюджетной сфере и совершенствование управления бюджетными ресурсами в регионе, все же можно отметить некоторые особенности, недостатки и проблемы, снижающие качество бюджетного менеджмента региона:
- завышение объема финансирования программных мероприятий;
- нарушение порядка формирования государственного задания и недостоверность предоставленной отчетности по выполнению государственного задания;
- неправомерное расходование бюджетных средств;
- разрозненность информационных систем, в том числе используемых в сфере управления общественными финансами и др.
В целях повышения качества бюджетного менеджмента в регионе и решения вышеперечисленных проблем необходимо вести планомерную комплексную работу, включающую в себя развитие и использование информационных технологий, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств, совершенствование кадровой политики в области бюджетного менеджмента региона, совершенствование правового обеспечения бюджетного процесса на региональном уровне, внедрение контроллинга бюджетных средств, используя опыт других регионов и учитывая особенности формирования и исполнения бюджета в Смоленской области.
Библиографический список
- Закон Смоленской области от 9 декабря 2011 г. N 126-з «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» URL: http://www.consultant.ru
- Закон Смоленской области от 27 ноября 2012 г. N 97-з «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» URL: http://www.consultant.ru
- Закон Смоленской области от 11 декабря 2013 года №140-з «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» URL: http://www.consultant.ru
- Закон Смоленской областной Думы от 11 декабря 2014 г. N 158-з «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» URL: http://www.consultant.ru
- Закон Смоленской области от 20 июня 2013 года №56-з «Об исполнении областного бюджета за 2012 год» URL: http://www.consultant.ru
- Закон Смоленской области от 10 июля 2014 года №76-з «Об исполнении областного бюджета за 2013 год» URL: http://www.consultant.ru
- Официальный сайт Администрации Смоленской области. URL: http://www.admin-smolensk.ru
- Официальный сайт Департамента экономического развития Смоленской области. URL: http://econsmolensk.ru/
- Официальный сайт Департамента финансов Смоленской области. URL: http://www.finsmol.ru/
Количество просмотров публикации: Please wait