ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Уксусова Маргарита Святославовна
Смоленский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

Аннотация
Данная статья раскрывает основные особенности и проблемы формирования и исполнения регионального бюджета (на примере Смоленского областного бюджета) в условиях финансовой нестабильности и реформирования бюджетного процесса в регионах. В статье приведены результаты анализа формирования и исполнения доходной и расходной базы регионального бюджета, а также выявлены основные проблемы в сфере бюджетного менеджмента региона и разработаны рекомендации по повышению качества управления бюджетными ресурсами региона.

Ключевые слова: бюджетный менеджмент, дефицит бюджета, доходы бюджета, расходы бюджета, региональный бюджет


FEATURES OF FORMATION AND EXECUTION OF THE BUDGET OF THE SMOLENSK REGION

Uksusova Margarita Svyatoslavovna
Smolensk State University
PhD, Associate Professor, Department of Economics

Abstract
This article reveals the main characteristics and problems of formation and execution of the regional budget (on the example of Smolensk regional budget) in terms of financial instability and the reform of the budget process in the regions. The results of analysis of formation and execution of income and expenditure framework of the regional budget, and the main problems in the area of budget management in the region and develop recommendations to improve management of budgetary resources of the region.

Keywords: budget deficit, budget expenditures, budget management, budget revenues, regional budget


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Уксусова М.С. Особенности формирования и исполнения бюджета Смоленской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/60000 (дата обращения: 29.03.2024).

В условиях нестабильности финансовой системы, ограничения возможностей развития за счет внешних источников, особое значение приобретает повышение эффективности использования внутренних ресурсов страны. Учитывая, что в последние годы все большее значение в экономическом развитии страны, решении социальных вопросов придается субъектам РФ, возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий региональных властей, устойчивости региональных бюджетов, обоснованности планирования доходов и расходов, степени освоения средств и их эффективности, т.е. к качеству бюджетного менеджмента на уровне территорий.

В качестве основной проблемы, с которой приходится сталкиваться при формировании и исполнении Смоленского областного бюджета, можно отметить тот факт, что региональный бюджет из года в год принимается и исполняется со значительным уровнем дефицита (таблица 1, рисунок 1). Так, если в 2012 году его удалось минимизировать (с 4,3 млрд. до 1, 3 млрд.), то в 2013 году дефицит превысил запланированные суммы вдвое, что с отрицательной стороны характеризует качество бюджетного менеджмента в регионе.

Таблица 1 – Доходы и расходы бюджета Смоленской области (млн. руб.)

2012 г. 2013 г. 2014 г.
ассигнования исполнено ассигнования исполнено ассигнования исполнено
Доходы 32071 32092 27989 29404 28956 31068
Расходы 36451 33420 31463 36291 32110 34323
Дефицит (-)/

Профицит (+)

- 4380 - 1328 - 3474 - 6887 - 3154 - 3255

Рис. 1. Доходы и расходы Смоленского областного бюджета (млрд. руб.)

Хроническая дефицитность регионального бюджета привела к колоссальной долговой нагрузке региона, являющегося одним из лидеров по уровню долга. В условиях принятия и исполнения дефицитного бюджета главной задачей бюджетного менеджмента региона является обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств и минимизации стоимости расходов на обслуживание долговых обязательств. В целях сбалансированности областного бюджета, снижения расходов на обслуживание государственного долга в 2014 году были привлечены бюджетные кредиты на сумму 3 млрд. 350 млн. рублей, что позволило уменьшить объем привлечения более дорогих средств, таких как банковские кредиты, на 1 млрд. 664 млн. рублей, и восстановить остатки целевых средств, полученных из федерального бюджета [9].

Также к главным приоритетам управления бюджетными ресурсами региона можно отнести выстраивание жесткой системы бюджетирования и эффективного контроля над расходованием бюджетных средств, в том числе и средств резервного фонда. В связи с этим проводится работа по внедрению программно-целевых принципов как на областном уровне при формировании областного бюджета, так и в муниципалитетах при формировании муниципальных бюджетов. Так, в 2014 году на реализацию областных государственных программ было предусмотрено 36,72 млрд. рублей, что составило 97%  расходов бюджета, фактически исполнено было по итогам года 90,5% или 33,24 млрд. рублей.

В рамках работы по повышению эффективности бюджетных расходов в регионе и повышению качества государственных услуг в 2014 году из бюджета области было выделено 6,89 млрд. рублей 284 областным государственным учреждениям на выполнение государственных заданий, фактически освоено 6,8 млрд. рублей, или 98,7% от планового значения [8].

Рассмотрим особенности формирования доходной части Смоленского областного бюджета и проблемы, с которыми приходится сталкиваться в данной сфере. Данные для анализа представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2 – Структура доходов бюджета Смоленской области на 2012-2014 годы (тыс. руб.)

Вид поступлений 2012 год 2013 год 2014 год
Налоговые доходы 19 541 902,8 20 437 212 20 980 648,9
Неналоговые доходы 435 351,8 509 637,5 784 328,8
Безвозмездные поступления 12 115 569,5 8 457 293,4 9 303 055,2

В процентном соотношении структура доходов областного бюджета выглядит следующим образом (рис. 2).

 

Рисунок 2. Структура доходов бюджета Смоленской области на 2012-2014 годы

Общая сумма доходов областного бюджета за 2014 год составила 31 млрд. 68 млн. рублей. По сравнению с 2013 годом общая сумма доходов областного бюджета увеличилась на 1 млрд. 663,9 млн. рублей, или на 5,7%. Налоговые доходы в 2014 году исполнены в сумме 20 млрд. 980,6 млн. рублей, что на 543,4 млн. рублей (или на 2,7%) больше, чем в 2013 году, и на 9,3% (или на 1 млрд. 438 млн. рублей) больше, чем в 2012 году [9].

В структуре неналоговых доходов наблюдается положительная динамика. Основную долю доходов в областной бюджет здесь составили поступления от штрафов, санкций, возмещения ущерба (53,6%), платежей при пользовании природными ресурсами (28,5%) [7]. По сравнению с 2013 годом поступления неналоговых доходов в 2014 году увеличились в 1,5 раза, что связано, в основном, с поступлением штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в сумме 346,8 млн. рублей (в 2013 году – 100,2 млн. рублей, т.е. наблюдается рост в 3,5 раза).

Безвозмездные поступления в 2014 году составили 9 млрд. 303 млн. рублей, из них безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 9 млрд. 160 млн. рублей, что на 853 млн. рублей (10,3%) больше, чем в 2013 году [9]. В 2012 году сумма безвозмездных поступлений достигла своего максимума (12 млрд. 115, 6 млн. рублей), что было обусловлено подготовкой к празднованию юбилея города Смоленска.

Данные для анализа расходной части областного бюджета представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Структура расходной части областного бюджета 2012-2014 гг. (тыс. руб.)

Наименование

раздела

Кассовое исполнение 2012 г. Удел.

вес в расхо-

дах, %

Кассовое исполнение 2013 г. Удел.

вес в расхо-

дах, %

Ассигнования 2014 г. Удел.

вес в расхо-

дах, %

Общегосударственные вопросы 1 271 259,3 3,8 1 335 130,2 3,7 1 395 649,1 4,3
Национальная оборона 61 127,2 0,2 57 104,1 0,2 51 701,3 0,2
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 196 803,0 0,6 253 304,2 0,7 169 410,3 0,5
Национальная экономика 5 951 062,5 17,8 7 061 232,1 19,4 5 524 424,8 16,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 1 362 592,5 4 2 734 182,6 7,5 1 225 256,2 3,8
Охрана окружающей среды 65 840,3 0,2 66 620,1 0,2 80 433,0 0,2
Образование 6 319 170,8 18,9 8 036 512,7 22,1 8 132 952,0 25
Культура, кинематография 719 108,5 2,1 648 965,2 1,8 352 073,1 1,1
Здравоохранение 7 592 515,1 22,7 5 714 004,9 15,7 5 897 029,3 18,1
Социальная политика 6 178 225,8 18,5 6 706 524,6 18,5 6 582 807,4 20,2
Физическая культура и спорт 743 778,9 2,2 547 641,5 1,5 216 125,2 0,7
Средства массовой информации 42 279,4 0,1 46 094,9 0,1 39 044,5 0,1
Обслуживание государственного и муниципального долга 496 364,0 1,5 718 216,3 1,9 902 654,0 2,8
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 2 420 324,4 7,2 2 365 750,5 6,5 1 947 689,5 5,9

Региональный бюджет, являясь максимально дефицитным, тем не менее, несмотря на его напряженность и проблемность, остается социально ориентированным. Основными приоритетами в расходах областного бюджета за последние три года стали расходы на здравоохранение, образование, социальную политику и национальную экономику. В 2014 году общий объем расходов составил 26 млрд. 92,6 млн. рублей, из них 25% приходится на сферу образования, 20,2% – на социальную политику, и 18,1% на здравоохранение.

Несмотря на постоянное реформирование в бюджетной сфере и совершенствование управления бюджетными ресурсами в регионе, все же можно отметить некоторые особенности, недостатки и проблемы, снижающие качество бюджетного менеджмента региона:

  • завышение объема финансирования программных мероприятий;
  • нарушение порядка формирования государственного задания и недостоверность предоставленной отчетности по выполнению государственного задания;
  • неправомерное расходование бюджетных средств;
  • разрозненность информационных систем, в том числе используемых в сфере управления общественными финансами и др.

В целях повышения качества бюджетного менеджмента в регионе и решения вышеперечисленных проблем необходимо вести планомерную комплексную работу, включающую в себя развитие и использование информационных технологий, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств, совершенствование кадровой политики в области бюджетного менеджмента региона, совершенствование правового обеспечения бюджетного процесса на региональном уровне, внедрение контроллинга бюджетных средств, используя опыт других регионов и учитывая особенности формирования и исполнения бюджета в Смоленской области.


Библиографический список
  1. Закон Смоленской области от 9 декабря 2011 г. N 126-з «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» URL: http://www.consultant.ru
  2. Закон Смоленской области от 27 ноября 2012 г. N 97-з «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» URL: http://www.consultant.ru
  3. Закон Смоленской области от 11 декабря 2013 года №140-з «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» URL: http://www.consultant.ru
  4. Закон Смоленской областной Думы от 11 декабря 2014 г. N 158-з «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» URL: http://www.consultant.ru
  5. Закон Смоленской области от 20 июня 2013 года №56-з «Об исполнении областного бюджета за 2012 год» URL: http://www.consultant.ru
  6. Закон Смоленской области от 10 июля 2014 года №76-з «Об исполнении областного бюджета за 2013 год» URL: http://www.consultant.ru
  7. Официальный сайт Администрации Смоленской области. URL: http://www.admin-smolensk.ru
  8. Официальный сайт Департамента экономического развития Смоленской области. URL: http://econsmolensk.ru/
  9. Официальный сайт Департамента финансов Смоленской области. URL: http://www.finsmol.ru/

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Уксусова Маргарита Святославовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация