УДК 001

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В современном инновационном обществе перед наукой и образованием стоит вопрос о необходимости изучения функциональных потребностей подрастающего поколения россиян в виртуальном пространстве с целью дальнейшего проектирования специалистами (педагогами, психологами, психиатрами, юристами и программистами) виртуальной предметной среды, создающей условия для всестороннего развития личности детей и молодёжи в различных видах деятельности на просторах сети «Интернет».

Ключевые слова: биоэтика, виртуальная предметная среда, индивидуальные траектории развития, общечеловеческие ценности, семья, социальное воспитание, социальные онлайн-игры


VIRTUAL SUBJECT ENVIRONMENT AS A NECESSARY CONDITION OF THE GROWING GENERATION SOCIALIZATION

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University,
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
In the modern innovative society science and education face the necessity to study functional needs of the growing generation of the Russians in the virtual space for further developing of the virtual subject environment by specialists (teachers, psychologists, psychiatrists, lawyers, programmers) that would create conditions for all-round development of children’s and youth’s personality in different kinds of activity on the Internet.

Keywords: bioethics, Family, individual development paths, social education, social on-line games, universal values, virtual subject environment


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Виртуальная предметная среда как необходимое условие социализации подрастающего поколения россиян // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59970 (дата обращения: 29.09.2017).

В эпоху катаклизмов и социальных перемен наиболее уязвимой категорией граждан являются дети. Учитывая ведущую роль информационно-компьютерной коммуникации в жизни россиян, с целью охвата  просветительской психолого-педагогической деятельностью как можно большего количества семей, в процессе разработки стратегии социального воспитания детей и молодёжи необходимо применить междисциплинарный подход, а именно: задействовать сферы науки, культуры, религии, медицины и здравоохранения; телевидение, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; институты гражданского общества, органы государственной власти и органы местного самоуправления [1].

Исследователи аналитической компании B2B International по заказу «Лаборатории Касперского» опросили российских пользователей домашнего интернета старше 16 лет и пришли к выводу: «Киберпреступность, педофилы и сетевые мошенники меньше волнуют родителей детей, увлеченных компьютерами, чем опасность для их физического здоровья» [2]. Респонденты назвали пять главных угроз для детей, которые таит в себе интернет:  1). Негативное влияние на здоровье ребёнка – 59%, 2). Появление у детей интернет-зависимости – 54%, 3). Дети увидят нежелательный контент – 53%, 4). Общение с незнакомцами – 44%, 5). Общение с незнакомцами в Сети может перерасти в реальное общение в жизни – 36 %. К сожалению, никто из опрошенных не указал на опасность деградации и недоразвития личности ребёнка.

В начале XX века В.М. Бехтерев предупреждал, что «…невежество и недостаток образования есть главное условие недоразвития личности» [3, с. 125]. Определяя приоритеты государственной политики в области воспитания детей и молодёжи, необходимо помнить о задачах общественности, имея своею прямою целью «выработать личность как самостоятельную социальную единицу» [3, с. 127]. Философские понятия Истина, Добро и Красота на уровне педагогики получают реализацию через взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания. Всестороннее развитие личности подразумевает создание условий для психофизического и эмоционального благополучия ребёнка, поскольку только «гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности» [3, с. 112].

Уважение к морально-этическим нормам и правовым законам общества, чувства долга и справедливости изначально формируются у ребёнка в семье и получают дальнейшее развитие на всех ступенях образования: детский сад – школа – вуз. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, приобщения молодого поколения к вере и культурным традициям народа посредством популяризации здорового образа жизни и создания социально востребованных образов и моделей поведения, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности. На современном этапе развития системы образования актуализируется вопрос необходимости применения доминантного подхода при рассмотрении нравственных вопросов, «оправдания добра» физиологией. Проблему духовно-нравственного кризиса личности и общества можно решить, проработав пути выхода из него. Поможет в этом комплексное изучение наследия А.А. Ухтомского и воплощение его в жизнь на уровне гуманизации системы образования через комплекс мер воздействия на организм человека и общества путём «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы). Проблема гуманитаризации науки также представляет актуальность, поэтому государство должно всячески стимулировать процессы интеграции знаний и создавать условия для развития комплексных междисциплинарных исследований человека [4, с. 117].

В основу разработки и реализации стратегии всестороннего развития личности детей и молодёжи необходимо положить междисциплинарный подход. В своё время В.М. Бехтерев разработал научную концепцию, согласно которой человека необходимо рассматривать как «целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в нерасчленённом единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром (природным, космическим, социальным)» [3, с. 8]. Человек в концепции В.М. Бехтерева предстаёт в органическом единстве всех сторон и граней своего биосоциального существа: 1) представитель биологического вида, 2) носитель нервно-психической организации, 3) продукт внешней среды.

Высказанная учёным идея всестороннего целостного изучения человека легла в основу развития комплексного человекознания в советской науке, указав направление нескольким поколениям учёных к поиску путей интеграции гуманитарных и естественных наук в процессе исследования всех сторон человеческого бытия. Целостный подход к изучению человека позволил преодолеть дуализм социального и биологического, психического и физического, психического и физиологического.

В качестве системообразующего кирпичика целостности учения о человеке В.М. Бехтерев выделял нервно-мозговую сферу. Неврологический подход при разработке направлений и областей человекознания заключался в признании основополагающей роли мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека и возможной регуляции его взаимоотношений с внешней социальной средой. Бехтерев утверждал: «Индивидуальный опыт человека, богатство знаний и переживаний, накопленных им в процессе жизнедеятельности, являются той внутренней средой, которой опосредуются все внешние воздействия» [3, с. 19].

Развитие и совершенствование личности не завершается после получения высшего образования, окончательное завершение развитие личности создаётся специальными условиями окружающей среды. Всё это актуализирует вопрос о взаимоотношении личности и социальной среды, в которой проявляет себя личность. Проблемы социализации молодёжи рассмотрены в ряде опубликованных работ [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11].

В начале XXI века в России остро стоит проблема психического здоровья подрастающего поколения, которая непосредственно связана с духовным возрождением семьи и общества. В масштабах страны проблемы семьи приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия. Крушение семейных устоев в XX веке – один из итогов исторических экспериментов построения в России атеистического государства, а в дальнейшем – развала СССР и погружения страны в хаос 90-х годов под названием «рыночная экономика». Переход от традиционной культуры к инновационной предопределил цивилизационный скачок в информационно-компьютерное общество, что привело к увеличению психосоциального крена. В этих условиях психическому здоровью подрастающего поколения россиян был нанесён серьёзный ущерб.

Преодолеть атомизацию современного общества и отчуждение одного человека от другого можно посредством объединения людей на принципах справедливости и солидарности, через укрепление общественной морали личной моралью каждого индивида. Это реализуемо благодаря созданию условий для повышения качества жизни россиян и всестороннего развития личности детей и молодёжи.

На фоне планетарной смены этапов цивилизационного развития поистине глобальный характер принимает проблема здоровья человека как биологического и психологического фундамента его жизни и базового элемента его качества [12]. Проводя междисциплинарный анализ и просчитывая варианты прогноза ситуации, связанной с состоянием психического здоровья населения России, И.Л. Андреев и Л.Н. Назарова пришли к выводу: «от своевременного придания отечественной психиатрии статуса приоритетной на сегодняшний день сферы здравоохранения зависят не только психическое, но и соматическое здоровье населения, демографический потенциал нации как непременное условие благополучного будущего России» [13, с. 82].

В работе «Детская психика: издержки адаптации и иллюзорные искушения» учёные проводят философско-антропологический и социально-психологический анализ ситуации в психиатрии детского и подросткового возраста, обращая особое внимание на выявление социальных и биогенетических предпосылок патологических зависимостей, неизвестных медицине прошлых лет. Рассматривая Интернет как своеобразную искусственную среду функционирования сознания индивидуума, авторы справедливо отмечают нарастающую тенденцию аутизации подростков, что неизбежно влечёт за собой фрагментизацию их сознания и, как следствие, у них атрофируется способность самостоятельно мыслить и чувствовать. Также не вызывает сомнения тезис о том, что «интернет-аддикция способствует патологической трансформации личности, формированию новых и заострению имеющихся личностных расстройств» [14, с. 74].

Масштабность распространения патологической зависимости от игры, агрессивность игровой бизнес-индустрии, высокая суицидальная активность игроков актуализировали изучение научным сообществом геймерства как феномена современной информационной цивилизации. Данная тема представляет интерес своим междисциплинарным подходом. Сквозь призму социальной философии и клинической психиатрии рассматривают игроманию авторитетные российские учёные: Д.А. Автономов, И.Л. Андреев, А.Ю. Березанцев, А.О. Бухановский, Е.А. Калмыков, Л.Н. Назарова, В.А. Солдаткин, Б.Д. Цыганков и др. По мнению исследователей, геймеризм может привести к уходу человека в мир вымысла и грёз, деперсонализации личности, психофизическому истощения игрока и даже самоубийству.

Ростовские психиатры, проведя магнитно-резонансное томографическое исследование головного мозга 87 пациентов, страдающих игровой зависимостью, зафиксировали у них нарушения дифференцировки серого и белого вещества в его передних отделах на границе коры и подкорки, на основании чего был сделан вывод: «обнаруженные аномальные МРТ-признаки, характеризующие состояние головного мозга и черепа у зависимых лиц, во всяком случае определённая (и немалая) их часть, имеют врождённое, дизонтогенетическое происхождение» [15, с. 20]. Физиологический подтекст также читается в мотивации противоправных действий с целью дальнейшего продолжения игры, синдроме бегства от проблем и суицидальных наклонностях индивидуума.

Непритязательность условий, красочность оформления и динамизм компьютерных игр вовлекают в «патологическую пропасть» всё большее количество детей и подростков, что может привести их к социальной дезадаптации, утрате тонкой дифференцировки эмоциональных реакций, разрушению деликатных мозговых структур, нарастающей психической неполноценности и приступу целого комплекса соматических болезней. Распространение игровой зависимости во многом зависит от простоты в исполнении. Игроков привлекает отсутствие необходимости в оборудованном помещении, в специальных навыках работы с компьютером и предоставляемая им возможность самоидентификации с различными героями [16, с. 74].

Вместе с тем, известный психиатр-эксперт А.Ю. Березанцев подчёркивает, что виртуальное пространство представляет собой идеальную среду для самореализации у индивидуумов с личностными и иными психическими расстройствами, где даже явно бредовые идеи могут быть словесно и картинно реализованы [17]. Это актуализирует необходимость разработки педагогами-психологами и психиатрами современных методов профилактики и лечения людей с личностными и психическими расстройствами посредством специально созданной для них развивающей среды в сети Интернет. Безусловно, это потребует немалых финансовых затрат со стороны государства, но вопросы выживания нации того заслуживают.

Если мы не можем противостоять стихийному Интернету, то нужно его минусы превратить в плюсы, организовав на его просторах развивающую среду для социального воспитания детей и молодёжи. Нашим специалистам – педагогам, психологами, психиатрам, юристам и программистам – необходимо объединить усилия для борьбы со злом в виртуальной жизни подрастающего поколения.

В современном инновационном обществе перед наукой и образованием стоит вопрос о необходимости изучения функциональных потребностей подрастающего поколения россиян в виртуальном пространстве с целью дальнейшего проектирования специалистами (педагогами, психологами, психиатрами, юристами и программистами) виртуальной предметной среды, создающей условия для всестороннего развития личности детей и молодёжи в различных видах деятельности на просторах сети «Интернет».

Выявление условий успешной социализации подрастающего поколения россиян предпо­лагает рассмотрение таких ключевых понятий, как – «виртуальная предметная среда» и «социальная онлайн-игра». Виртуальная предметная среда – система социально востребованных образцов поведения и объектов игровой, учебной и трудовой деятельности индивидуума, центрированная на общечеловеческие ценности, обеспечивающая учёт индивидуальных траекторий развития конкретного пользователя сети Интернет и функционально моделирующая процесс социализации подрастающего поколения. Социальная онлайн-игра – форма детской активности в пространстве Интернета, центрированная на передачу социального опыта посредством моделирования различных ситуаций и освоения социальных ролей, необходимых для формирования зрелого правосознания и активной гражданской позиции.

Ребёнок, проигрывая ситуации, в которых выбранный им герой совершает какое-либо правонарушение и получает за это справедливое наказание, учится в реальной жизни не совершать подобных действий. Ежедневные упражнения души ребёнка в правильном поступке помогают формировать у него необходимые доминанты мышления в контексте отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Виртуальная предметная среда должна быть комфортной для ребёнка в психолого-педагогическом и этико-правовом аспектах. Специально организованное виртуальное пространство способно расширить возможности развития личности детей с особенностями. Например, ребёнок с синдромом Дауна при ответе у школьной доски нуждается в ситуации «успеха», что можно легко создать в условиях компьютерной игры при учёте индивидуальных особенностей его развития.

Хотелось бы отметить, что прогрессивная общественность делает попытки поставить интернет технологии на службу человеку и обществу. Однако, систематизации этих усилий пока не наблюдается. Так, например, осенью 2013 года сотрудники Международного комитета Красного Креста обратились к компаниям, создающим и производящим милитаризованные компьютерные игры, с предложением включить в правила игры положения Женевской конвенции о нормах ведения боевых действий. По этому же принципу можно создавать компьютерные игры, которые будут популяризировать этико-правовые нормы современного общества, его традиции и культуру, что будет способствовать всестороннему развитию личности детей и молодёжи.

В.М. Бехтерев был убеждён, что «…правильное развитие и здоровье личности является основой государственного благосостояния страны» [3, с. 109]. Размышляя о роли личности в общественной жизни, учёный писал: «Личность представляет собой ту основу, на которой зиждется современная общественная жизнь. <…> Существование современных государств зависит, как известно, не столько от внешней силы, олицетворяемой органами власти, сколько от нравственного сплочения личностей, их составляющих» [3, с. 101]. Именно на семью возложена ответственность за всестороннее развитие личности ребёнка. Государство же, в свою очередь, обязано поддерживать семью и помогать ей в этом нелёгком деле.

Поскольку в соответствии с Конституцией РФ государственная/обязательная идеология в нашей стране запрещена (ст. 13, п.2), но признаётся идеологическое многообразие (ст. 13, п. 1) [18], то  в деле возрождения духовности народа необходимо задействовать духовные скрепы:

1) любовь к семье, природе, окружающим людям, малой родине, Родине – основа патриотизма;

2) милосердие, сочувствие, сострадание – основа взаимопомощи;

3) стремление к наукам, творчество, трудолюбие – основа служения народу;

4) искренность, уважение, настойчивость, справедливость – основа правосознания.

Духовное единство народа в основе своей имеет общую систему нравственных ориентиров, что способствует консолидации общества и ускоряет решение масштабных национальных задач. Духовные скрепы – это исторические маркеры и социокультурные образцы, центрированные на менталитет и духовно-нравственный потенциал народа, задающие в своём сцеплении определённый алгоритм жизнедеятельности людей и общества, объединённых эпохой, культурой, религией, идеологией [19, с. 115].

На наш взгляд, реализация нравственных идеалов и сохранение уникального кода европейского сознания возможны посредством становления биоэтики [20] как единой науки о человеке, аккумулирующей в себе естественнонаучное и гуманитарное познание: «Ставить нравственную планку на максимальную высоту – задача этики, а биоэтика должна находить способы и методы, чтобы нравственные заповеди реально работали в конкретной ситуации» [21].

Биоэтика – междисциплинарная система научного и вненаучного знания о главенстве общечеловеческих ценностей в деле сохранения жизни на Земле, о закономерностях и свойствах взаимодействия человека с окружающей средой, проявляющихся в аксиологическом измерении его отношения к самому себе, другим людям, природе, обществу и миру в целом. Экзистенциальные права человека, его автономия и биосоциальная целостность, свободное развитие личности – всё это составляет уникальную природу человека и нуждается в защите от агрессивного биотехнологического вторжения в бытийные основания его жизни. Безопасность биосоциальной природы человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности, разработанных и объединённых в биоэтике как интегральной дисциплине, социальном институте и новой идеологии, утверждающей ценности жизни на Земле [22, с. 81].

Не вызывает сомнения тот факт, что наука и образование являются значимым фактором общественного воспроизводства и основой дальнейшего устойчивого развития страны. Наука и образование, как общечеловеческие ценности, призваны объединять общество духовными скрепами, тем самым способствуя решению вопросов ценностной консолидации общества, идентичности человека, гармонического развития личности и т.п., что впоследствии приведёт к формированию менталитета и выработке нравственных императивов в практической деятельности человека [23, с. 91].

Комплексный междисциплинарный подход к решению современных проблем, порождённых информационно-компьютерным обществом, реализуем при условии включения в процесс воспитания подрастающего поколения специально разработанных социальных онлайн-игр посредством привлечения к этой работе экспертов из области педагогики и психологии, философии и юриспруденции, нейрофизиологии и психиатрии. Исследователи И.Л. Андреев и Л.Н. Назарова в работе «Философские аспекты психиатрии» справедливо отметили, что «в условиях психологически неимоверно трудного, но неотвратимого перехода человечества к информационной цивилизации теоретическая, профилактическая и клиническая психиатрия выходят на авансцену здравоохранения как профессиональный страж и главная опора интеллектуального и эмоционального здоровья нации» [24, с. 88]. Остаётся надеяться, что государство, разрабатывая стратегию всестороннего развития личности детей и молодёжи, к процессу социализации подрастающего поколения применит междисциплинарный подход, включив в эту работу учёных и практиков из разных областей научного знания и сфер жизнедеятельности российского общества.


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. Психическое здоровье подрастающего поколения россиян: проблемы и пути решения // Психическое здоровье. – 2015. – Т. 13. – № 11 (114).
  2. Чем опасен интернет для ребенка? / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://rg.ru/2015/11/19/internet-site.html?fb_action_ids=843441545725438 (дата обращения 24.11.2015).
  3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
  4. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  5. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодёжи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  6. Шаповал  Г.Н.  Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов// Современные научные исследования.  –  2012.  –  №  4 (1).  –  С. 21.
  7. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  8. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169–170.
  9. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  10. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  11. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  12. Андреев И.Л. Проблема здоровья человека // Вестник Российской академии наук. – 2008. – № 8.
  13. Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Психическое здоровье населения России: что день грядущий нам готовит? // Психическое здоровье. – 2013. – Т. 11. – № 9 (88). – С. 75-83.
  14. Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Детская психика: издержки адаптации и иллюзорные искушения // Психическое здоровье. – 2013. – № 8. – С. 68–75.
  15. Солдаткин В.А., Бухановский А.О., Калмыков Е.А. Нейровизуализационная характеристика головного мозга больных, страдающих игровой зависимостью // Российский психиатрический журнал. – 2011. – № 1. – С. 15-21.
  16. Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Играющий мозг. Кто играет в азартные игры: геймер, его мозг или оба? // Психическое здоровье. – 2014. – Т. 12. – № 4 (95). – С. 87-96.
  17. Андреев И.Л., Березанцев А.Ю., Назарова Л.Н. Новые технологии – новые патологии: Интернет и здоровье человека // Человек и его будущее. – М.: ИФ РАН, 2012.
  18. Конституция Российской Федерации (с поправками) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://constitution.garant.ru/rf/chapter/2/ (дата обращения 24.11.2015).
  19. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  20. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  21. Засухина В.Н. Аксиология жизни как основа биоэтики в России: дис. … д-ра. филос. наук: Чита, 2012. – 470 с.
  22. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  23. Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
  24. Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Философские аспекты психиатрии // Психическое здоровье. – 2012. – Т. 10. – № 1 (68). – С. 80-89.


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: