НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Кардапольцев Кирилл Владимирович1, Нестерова Алёна Александровна2
1ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика, управления и инвестиции, факультет экономика и управления
2АО «Челябинскгоргаз», инженер по качеству

Аннотация
В статье представлено исследование нормативно-правового регулирования формирования и внедрения системы менеджмента качества в коммерческих организациях. Отражается сущность, цели и основные мотивы внедрения системы менеджмента качества.

Ключевые слова: коммерческая организация, менеджмент


REGULATORY LANDSCAPE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Kardapoltsev Kirill Vladimirovich1, Nesterova Alena Aleksandrovna2
1South Ural State University, candidate of science (economics), assistant professor of economics, management and investment, faculty of economics and management
2"Chelyabinskgorgaz" Inc, quality engineer

Abstract
This paper examines the legal regulation of the formation and implementation of quality management system in a commercial organization. It reflects the essence, the purpose and implementation of the main reasons for the quality management system.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кардапольцев К.В., Нестерова А.А. Нормативно-правовое регулирование формирования и внедрения системы менеджмента качества в коммерческих организациях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59103 (дата обращения: 13.03.2024).

Развитие экономических отношений и связанное с этим повышение требований рынка к качеству результатов деятельности компаний различных форм собственности, определяют необходимость формирования эффективных бизнес-структур, деятельность которых соответствует современным требованиям и стандартам качества. Одним из направлений улучшений качества бизнес-процессов и структур управления является внедрение системы менеджмента качества, всесторонне охватывающей деятельность компании.

В соответствии с международными стандартами ISO 9000, система менеджмента качества представляет собой часть системы управления организацией, основанной на документированных процедурах управления и выполнения бизнес-процессов.

Деятельность любой коммерческой организации можно представить как совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов, формирующих единую организационную систему, важную роль в управлении которой играет система менеджмента качества. Управляемость организации и её ориентация на стратегическое развитие обеспечивается в первую очередь чёткой формализацией и описанием системы её бизнес-процессов.

Формирование и внедрение системы менеджмента качества базируется на требованиях нормативных и правовых документов, устанавливающих совокупность норм, правил и требований, необходимых для исполнения при осуществлении соответствующих процедур.

Основными нормативно-правовыми документами для формирования и внедрения системы менеджмента качества в коммерческой организации являются Федеральные законы, Постановления правительства Российской Федерации, Межгосударственные стандарты и Национальные стандарты Российской Федерации. Область распространения, сфера действия и степень обязательности нормативно-правовых документов устанавливается при утверждении этих документов.

Федеральный закон. Федеральный нормативно-правовой акт Российской Федерации, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке.

Основным Федеральным законом для формирования и внедрения системы менеджмента качества в коммерческой организации является:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ

 

“О техническом регулировании”

(с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.)

Постановления правительства Российской Федерации. Акт управления обще нормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ.

Основными Постановлениями правительства Российской Федерации для формирования и внедрения системы менеджмента качества в коммерческой организации являются:

Постановление Правительства РФ

от 15 декабря 2004 г. N 791

 

“Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования”

(с изм. от 9 февраля, 7 июня 2008 г.)

Постановление Правительства РФ

от 17 июня 2004 г. N 294

 

“О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии”

(с изм. от 27 октября 2004 г., 5 сентября 2006 г., 5 июня, 7 ноября 2008 г.)

Постановление Правительства РФ

от 15 августа 2003 г.  N 500

 

“О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию”

(с изм. от 2 августа 2005 г., 29 декабря 2007 г.)

Межгосударственные стандарты. Основная категория стандартов в Российской Федерации, которая принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве.

Основными Межгосударственными стандартами для формирования и внедрения системы менеджмента качества в коммерческой организации являются:

ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
ГОСТ 1.2-2009 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены.
ГОСТ 1.3-2008 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов.
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».
ГОСТ Р ISO 13485-2011 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования».
ГОСТ 12.0.230-2007 (OHSAS 18001). «Системы управления охраной труда. Общие требования».

Национальные стандарты Российской Федерации.

Категория стандартов в Российской Федерации, которая утверждается и вводится в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Национальные стандарты применяют на добровольной основе. Обязательность их соблюдения наступает при прямом указании на них в следующих случаях:

- в действующем законодательстве (например, если есть соответствующая ссылка в техническом регламенте);

- в правомерно принятых документах федеральных органов исполнительной власти;

- в договорах, контрактах предприятий любой формы собственности.

Основными Национальными стандартами Российской Федерации для формирования и внедрения системы менеджмента качества в коммерческой организации являются:

ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения  устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования».
ГОСТ Р ИСО 40.003-2008 «Система сертификации Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)».
ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации Установлены принципы и общие правила организации работ по сертификации систем менеджмента качества РФ».
ГОСТ Р ИСО 10019-2007 «Менеджмент организации. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг. Содержит руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и исполнению их услуг».
ИСО/МЭК 62 «Общие требования к приемке органов, осуществляющих сертификацию/регистрацию систем качества».
ГОСТ Р 51814.1-2009 «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части».
ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 «Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности».
ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 1801:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования».
ГОСТ Р ISO 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования».

Межгосударственные стандарты и Национальными стандартами Российской Федерации не являются обязательными, то есть отдельные государства самостоятельно принимают решения об их полном или частичном применении. При этом в условиях высокой рыночной конкуренции производители продукции и услуг, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность, вынуждены пользоваться Межгосударственные стандарты и Национальными стандартами Российской Федерации.

Изменение всего уклада российской экономики, произошедшее в последние годы, должно поддерживаться современной системой стандартизации в стране, что дало начало разработке законопроекта № 555391-6 «О стандартизации в Российской Федерации». Законопроект рассмотрен 26 июня 2014 года на заседании Правительства Российской Федераци, внесен в Государственную Думу Российской Федерации. 15 октября 2014 года и принят в первом чтении.

Принятие данного законопроекта позволит сократить сроки внедрения международных стандартов российской промышленностью, что очень важно для ее модернизации и выпуска конкурентоспособной отечественной продукции, и создаст такие рыночные условия, при которых сами производители продукции (услуг) будут заинтересованы в повышении качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг).


Библиографический список
  1. ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1574-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 года
  2. ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1575-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г.
  3. Интернет-портал Кодекс – http://www.kodeks.ru
  4. Интернет-портал Правительствл России – http://www.government.ru


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кардапольцев Кирилл Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация