УДК 159.9.07

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Л.С. ВЫГОТСКОГО

Сокальский Эдуард Александрович1, Сокальская Марина Эренценовна2
1Калмыцкий государственный университет, старший преподаватель кафедры психологии
2Калмыцкий государственный университет, сотрудник музея

Аннотация
В статье проанализирован и осмыслен фундаментальный труд Л.С. Выготского «Психология искусства» и вклад его научной школы в обозначенную проблематику. В условиях современности эти теоретико-методологические разработки, а также достижения поставленных экспериментов не потеряли актуальности. Теоретико-методологические идеи, положения и принципы концепции Л.С. Выготского и его научной школы явились основой опытно-экспериментальной работы, проведенной автором среди старшеклассников и студентов Калмыкии и Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова (г. Уральск).

Ключевые слова: креативная деятельность, культурно-исторический подход, менторинг, наставничество, общие и частные закономерности художественного творчества, природа и механизм творческих способностей, психологическая концепция искусства Л.С. Выготского, связи фантазии и чувства, эстетическое наслаждение


THE CREATIVE ABILITIES OF THE PERSON, BASED ON THE PSYCHOLOGICAL SCHOOL OF L.S. VYGOTSKY

Sokalskiy Eduard Aleksandrovich1, Sokalskaya Marina Erentcenovna2
1Kalmyk State University, Senior lecturer at the Department of psychology
2Kalmyk State University, Museum employee

Abstract
In this article has been analyzed and comprehended the fundamental work of L.S. Vygotsky’s «Psychology of Art» and his contribution scientific school in the denoted issues. In contemporary conditions these theoretical, methodological development and the achievement of the experiments have not lost relevance.
Basic theoretical and methodological ideas, concepts and principles of L.S. Vygotsky and his scientific school formed the basis of experimental work carried out by the author among senior pupils and students of Kalmykia and the West Kazakhstan State University of M. Utemisov (Uralsk).

Keywords: aesthetic enjoyment, creative activities, cultural and historical approach, general and specific patterns of artistic creation, imagination and sense of connection, nature and mechanism of creativity, psychological concept of art L.S. Vygotsky’s


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сокальский Э.А., Сокальская М.Э. Творческие способности личности в свете психологической школы Л.С. Выготского // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58622 (дата обращения: 19.11.2016).

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 14-16-08001.

 

Проблема раскрытия тайны творчества, природы и сущности креативных способностей личности всегда была актуальной, волновала человечество, научное сообщество. Эта проблематика обострялась, актуализировалась в переходные периоды, вызванные глубокими социальными катаклизмами, сменой поколений и общественного уклада.

Новые социальные процессы – интеграция и глобализация всех сфер жизни общества, ведущие к уничтожению этнокультурных ценностей народов, необходимость выживания в критических условиях, соперничество стран в геополитическом пространстве, а также новейших открытий, благодаря достижениям научно-технического прогресса, потребовали инновационных подходов в теории и практике по обозначенной проблематике.

Без преувеличений, человеческому капиталу сегодня, и в перспективе, принадлежит решающая роль, а творческий потенциал личности – ключ к решению обозначенной задачи.

В этом контексте зарубежные ученые определили три группы стран. К первой группе отнесли государства, выявляющие и поддерживающие постоянно творческие способностей личности, начиная с детства. Вторую группу образуют государства, относящиеся безразлично, равнодушно к творческому потенциалу личности (если он наличествует, непременно пробьет себе дорогу). К третьей группе ученые отнесли те государства, которые недооценивают, не только недооценивают, но и препятствуют формированию и развитию способностей и талантов.

Сегодня единственно перспективным и продуктивным является первый вариант. Это очевидно на примере новой, демократической России. Такой курс за последние годы прослеживается в ряде правительственных документов: Послания Президента Федеральному Собранию, новый закон «Об образовании в Российской Федерации» и др. При государственной поддержке возобновил свою деятельность после реконструкции знаменитый «Артек», в г. Сочи открыт образовательный центр «Сириус» для одаренных детей, успешно действует инновационный центр Сколково в Подмосковье. Подобные структуры формируются и на региональном уровне. В этом направлении инициативу проявил МГУ им. М.В. Ломоносова и другие вузы страны. О чем в частности свидетельствуют систематически проводимые конференции по проблемам одаренности: международные, всероссийские и региональные. Библиотечный фонд обогащается в этой области знаний фундаментальными исследованиями, монографиями теоретико-методологического и прикладного характера.

В этом контексте оказались востребованными преданные забвению в советский период фундаментальные труды Л.С. Выготского. В них содержатся концептуальные разработки теории способностей, в том числе творческих, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий, а также опытно-экспериментальный материал, подтверждающий научные выкладки [1; 2].

Однако в 1936 году в СССР был наложен запрет на изучение феноменов творчества и одаренности вследствие Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Достижения научной школы Л.С. Выготского на долгие годы были преданы забвению, а имя выдающегося ученого подвергалось уничтожающей критике. Только лишь в условиях демократизации нашего общества труды известного психолога и его последователей стали общедоступными и получили заслуженную оценку.

В публикуемом материале мы целенаправленно обращаемся к основополагающему труду Л.С. Выготского «Психология искусства», поскольку в нем изложены не только частные закономерности художественного творчества, но и общие, касающиеся природы и механизма творческих способностей, креативной деятельности и личности творца. Эти феномены рассмотрены в разные возрастные периоды с учетом их стимулирования и развития.

По Л.С. Выготскому, центральной идеей психологии искусства как продукта художественного творчества является признание «искусства общественной техникой чувства» [1]. Автором обосновывается тезис о том, что искусство является некой совокупностью эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции.

Природа искусства анализируется ученым с позиции культурно-исторического подхода. Первоначально оно возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование, как бы дополняет жизнь и расширяет ее возможности. В этом контексте изложим несколько основополагающих тезисов автора:

–      эстетическая реакция является особой формой человеческой активности;

–      осью эстетического поведения выступает эмоция, чувство, переживание, аффект;

–      эстетика должна рассматриваться как психология эстетического наслаждения и художественного творчества;

–      для создания произведения искусства недостаточно чувства, необходим еще творческий акт преодоления этого чувства.

Новизна взглядов Л.С. Выготского на искусство состоит также в том, что он считает основным эффектом этого вида художественного творчества – катарсис.

Он полагал, что любое произведение художественного творчества заключает в себе аффективное противоречие, обнаруживающее взаимно противоположные ряды чувств, приводящее к их столкновению и взаимоуничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения.

С позиции З. Фрейда, катарсис выступает в качестве такого акта поведения, детерминантой которого является прошлое – скрытые в глубинах организма темные психические силы. Л.С. Выготский вносит в это понятие признак, подчеркивающий устремленность этой реакции в будущее.

В работе «Психология искусства» подробно рассматриваются и раскрываются такие феномены как воображение, фантазия, интуиция и эмоции, их роли и значение в творческом процессе [1].

Связи фантазии и чувства представлялись Л.С. Выготскому настолько неразрывными, что он предложил их рассматривать как единый процесс. Согласно этому положению, можно понять один из главных вопросов творчества – переход от жизненного материала к художественным образам.

Как подчеркивает Л.С. Выготский, «всякое чувство и всякая эмоция стремятся воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Следовательно эмоция обладает как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, созвучные тому настроению, которое владеет нами в данную минуту» [3].

Не всякий избыток эмоции может найти разрешение в деятельности фантазии. Эмоция, питающая деятельность художественного воображения, это, во-первых, «умная» эмоция, содержащая в себе элемент обобщения, во-вторых, эмоции искусства социально значимы.

Об интеллектуализации перцептивных процессов говорит Л.С. Выготский: на более низких генетических ступенях образуется новая психологическая система, объединяющая восприятие и мышление в единое целое. Одна функция начинает работать внутри другой как ее составная часть.

У Л.С. Выготского сложился смелый взгляд на место и функции интуиции в творческом процессе. Л.С. Выготский, подвергнув критике абсолютизацию либидо З. Фрейда, в то же время подчеркивал, что, только проникнув в область бессознательного, ученые сумеют подойти вплотную к вопросам искусства. «Ведь бессознательное неотделимо от сознания непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся динамическая связь между обеими сферами нашего сознания» [1].

В системе российского образования не реализован сполна смысл теоретического конструкта Л.С. Выготского «Зона ближайшего развития», позволяющего охарактеризовать возможности и психическое развитие ребенка. В существующей школьной практике ученик оценивается по его «сиюминутным» успехам / неудачам. Между тем, зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого (в совместной деятельности): то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (способностями, навыками, умениями). Ее наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.

В проблему творческих способностей внес существенный вклад также Б.М. Теплов. И сегодня его работы «Способности и одаренность» (1941), «Психология музыкальных способностей» (1940), «Ум полководца» (1943) не потеряли своего значения.

Ученый считал, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. «Никакая способность не может возникнуть и развиться вне соответствующей деятельности, не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [4]. Таким образом, перцептивные свойства, имеющие огромное значение для творчества, могут рассматриваться как продукты индивидуального развития тех или иных задатков; в них проявляются особенности направления и уровня этого развития, что позволяет рассматривать те или иные характеристики перцептивных процессов как индикаторы индивидуально-психологического развития человека.

Изучение природной основы индивидуально-психологических различий, по мнению Б.М. Теплова, не только желательно, но и совершенно необходимо для подлинного научного понимания психологического различия между людьми. Б.М. Теплов неоднократно отмечал сложную опосредованную зависимость способностей от природных задатков, прежде всего свойства типа высшей нервной деятельности. Это отражается на всех сторонах личности, ее поведении и деятельности. Темперамент, обусловленный высшей нервной деятельностью, – не только динамика реакций, но и динамика отношений. Направляющая роль высшей нервной деятельности проявляется в предпочтении (особенно на ранних этапах развития) определенных ситуаций, что в дальнейшем находит выражение в предрасположенности, склонности индивида к определенным эстетическим вкусам.

Природная основа индивидуальных различий – типологические свойства, особенности ощущений, эмоциональная сфера, преобладание образного или абстрактного мышления – предполагает то или иное восприятие воздействий окружающей среды, что приводит к фиксации нервных связей. Склонность к тем или иным впечатлениям оказывается динамической составляющей эстетической творческой способности и обусловливает в дальнейшем «угол зрения» творца на мир.

Оригинальны взгляды Б.М. Теплова на музыкальные способности и творчество. Ключевое понятие в этом контексте – музыкальность. Ее главный показатель, по мнению ученого – эмоциональная отзывчивость на музыку, а к основным способностям относятся те, что связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, – музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе Б.М. Теплов выделил два компонента – перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). К неосновным компонентам комплекса музыкальности Б.М. Теплов относил тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Восприятие мира представляет собой активный поисковый и преобразовательный творческий процесс. Современная психология не только подтвердила это, но и показала механизм такой активности. Так, восприятие, согласно А.Р. Лурия, основателю отечественной нейропсихологии и соратнику Л.С. Выготского, – начинает представляться сложным поисковым процессом, основанным на последовательном просмотре отдельных деталей объекта с выделением точек, несущих наибольшую информацию, отведением неправильных гипотез и получением некоторого синтеза наиболее информативных точек.

Ближайший ученик и соратник Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина – известный отечественный ученый Н.С. Лейтес и в XXI веке продолжал плодотворную деятельность. Он – специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии детской одаренности.

Его книги выдержали ряд переизданий [5-7]. Основные идеи по обозначенным проблемам были изложены в докторской диссертации на тему: «Возрастные и типологические предпосылки общих умственных способностей» (1970), которые явились не только продолжением концептуальных и опытно-экспериментальных наработок психологической школы Л.С. Выготского, Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина, но и отличались оригинальностью, инновационностью.

Н.С. Лейтес ввел понятие «возрастная одаренность», раскрыл его сущность, природу и механизмы в рамках трех школьных возрастов и разных вариантов неравномерности хода возрастного развития в контексте изучения склонностей и способностей детей; проанализировал качественные различия в умственной одаренности школьников и разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одаренных детей. Другое направление исследований его научных поисков связано с изучением психологических характеристик темперамента и является существенным вкладом в развитие дифференциальной психофизиологии.

Большое значение для диагностики одаренности и для анализа ее структуры, по мнению Т.Д. Марцинковской, имеют исследования Н.С. Лейтеса, посвященные изучению роли умственной активности в структуре развивающегося интеллекта и особенностей развития одаренности в детстве [8].

Работы Н.С. Лейтеса позволили нам глубже проникнуть в сущность творческой одаренности в юношеском возрасте, осмыслить оригинальные идеи о роли и функциях интеллекта в креативном процессе, ознакомиться с новыми методиками диагностики психических феноменов. Особое значение мы предаем размышлениям и практическим рекомендациям ученого, обогатившего достижения Л.С. Выготского, относительно зоны ближайшего развития ребенка.

В одном из разделов его книги «Психология одаренности детей и подростков» [8] рассматривается проблема наставничества («менторство») взрослых над учащимися в рамках учебно-воспитательного процесса:

В современных условиях в России не только актуализируется проблема наставничества (менторства) в школе (и в вузе), но и наполняется новыми смыслами, имеющими кардинальное значение для дальнейшего развития системы образования, использования творческого потенциала обучающихся и будущего общества. Об этом в частности свидетельствует недавно принятый правительством важный документ: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р) [9]. Его реализация открывает новые возможности для развития творческих сил подрастающего поколения.

Научная школа Л.С. Выготского в обозначенном контексте заложила основы для дальнейших исследований креативности, творческой деятельности, ее составляющих (наблюдение, воображение, фантазия, эмоции и интуиция) в детстве, отрочестве, юношестве, взрослости.

Исходя из психологической концепции Л.С. Выготского, основных ее идей, положений и принципов автором проведено комплексное исследование творческих способностей старшеклассников и студентов Калмыкии и Западного Казахстана (г. Уральск). В поставленном эксперименте участвовало 600 испытуемых; использовался научный инструментарий психодиагностического характера, в том числе авторские методики. Обобщенные результаты исследования опубликованы в монографии, ряде журнальных статей, сборниках материалов научно-практических конференций [10-15].


Библиографический список
  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск: Современное слово, 1998. – 474 с.;
  2. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера // Хрестоматия по психологии художественного творчества / под ред. А.Л. Гройсмана. – М.: Магистр, 1998. – С. 36-45.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
  4. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Academia, 2001. – 320 с.;
  6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 480 с.;
  7. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. – М.: Academia, 2000. – 336 с.
  8. История психологии в лицах. Персоналии // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. – М: ПЕР СЭ, 2005. – 784 с.
  9. Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года: [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/18312/. (Дата обращения: 02.10.2015).
  10. Сокальский Э.А. Творческий потенциал юности: психологический аспект – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. – 160 с.
  11. Сокальский Э.А. Творческий потенциал юношества и родной язык: особенности взаимодействия (на примере образовательных учреждений Республики Калмыкия) // «European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук» (международный научный журнал). № 8-3 (47) – 2014. – С. 190-196.
  12. Сокальский Э.А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. – №2 – 2013. С. 97-108.
  13. Сокальский Э.А. «Я-концепция» в контексте формирования творческого потенциала старшеклассника: психологический аспект // Вестник Северо-Осетинского государственного университета – №2 – 2013. С. 101-106.
  14. Сокальский Э.А. Родной язык и творческие способности старшеклассников (на материалах образовательных учреждений Республики Калмыкия) / Исследовательская работа и креативный потенциал учительско-ученических сообществ: материалы Третьей межрегиональной с междунар. науч.-метод. конф. Волгоград – Котово, 5-7 ноября 2014 г. / под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Планета, 2015. – С. 46-52.
  15. Сокальский Э.А., Лиджиева А.В., Сокальская М.Э. Творческий потенциал молодого поколения. Исследование пилотажного характера / Национальная образовательная система в условиях глобальной конкуренции: проблемы приоритеты, перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Уральск 30-31 октября 2014 г.). – Уральск, Казахстан: Издательство ЗКГУ им. М Утемисова, 2014. С. 81-84.


Все статьи автора «Сокальский Эдуард Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация