БАРЬЕРЫ ВХОДА НА ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Хузаханова Залия Ильгизаровна
Институт Управления Экономики и Финансов
студент 2 курса

Аннотация
В статье рассматривается вопросы вероятности появления новых агентов и наличия входных барьеров в отраслевой рынок в РТ. Исследованы отрасли сельского хозяйства и промышленности. Исходя из анализа рентабельности отрасли, определены тенденции развития сельского хозяйства и промышленности Республики Татарстан.

Ключевые слова: барьер, конкурентоспособность, показатель NCR, рентабельность инвестированного капитала


ENTRANCE BARRIERS OF THE INDUSTRY MARKET IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Khuzakhanova Zaliya Il'gizarovna
Institute of Management, Economics and Finance
2nd course student

Abstract
The article discusses the probability of the appearance of new agents and availability of barriers to entry in the industry market in the Republic of Tatarstan. The sectors of agriculture and industry are investigated. Proceeding from the analysis of the profitability of the sector, trends in the development of agriculture and industry of the Republic of Tatarstan were identified.

Keywords: barrier, index of NCR, return on invested capital, the competitiveness


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хузаханова З.И. Барьеры входа на отраслевой рынок в Республике Татарстан // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58620 (дата обращения: 19.04.2024).

Данная тема является актуальной на сегодняшний день. Если рассмотреть статистику, то в последние четыре года ежегодный прирост новых предприятий в Республике Татарстан составляет около 15 тыс. организаций в год ( Таблица №1).

Таблица №1. Количество новых предприятий, зарегистрированных на территории Республики Татарстан

 

2010

2011

2012

2013

2014

Всего  предприятий

11985

14777

15443

15368

14884

на 1000 чел. населения

3,2

3,9

4,0

4,0

3,9

На 2015 количество фирм возросло на 12%. Значит, растет количество людей заинтересованных в открытии своего дела на определенном рынке. И для того чтобы заняться предпринимательством, необходимо проанализировать ситуацию на рынке, количество игроков в данной отрасли, а также наличие барьеров.

Что представляют собой барьеры? Барьеры входа на рынок можем определить как различные  факторы, которые препятствуют новым игрокам вступить на данный отраслевой рынок и конкурировать с уже существующими там участниками. По мнению доктора экономических наук  Н.М. Розановой, барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка, включая технологии, объем спроса, тип конкуренции и т.п., либо определяться поведением хозяйствующих субъектов.[1,с.102]

Отметим, что в РТ ведется активная политика по снижению административных барьеров входа на рынок. В 2010 году была разработана Программа развития конкуренции в Республике Татарстан, целью которой является:

-устранение необоснованных административных и экономических барьеров «вхождения» на рынок товаров и услуг;

-формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества;

-совершенствование использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий;

-создание информационной открытости деятельности органов власти, контролирующих и надзорных органов, а также хозяйствующих субъектов с целью создания детального портрета потребительского поведения, оценки эффективности деятельности субъектов, влияющих на уровень конкуренции, и защиты прав экономических интересов потребителей.[2,с.40]

Как можно определить величину входного барьера? Разница между показателями функционирования новых и действующих игроков в отрасли показывает величину входного барьера, которая позволит вычислить вероятность появления на рынке новых игроков, а также дать оценку конкурентоспособности действующих производителей и поставщиков товаров и услуг.

Одним из таких показателей может стать рентабельность инвестированного капитала ROIC:

 

где EBIT- Прибыль до налогов и процентов

Вероятность появления новых агентов в отрасли прямо пропорциональна рентабельности инвестированного капитала для новых компаний на рынке и обратно пропорциональна величине отраслевых барьеров, которая равна разнице между рентабельностью инвестированного капитала действующих предприятий и недавно созданных фирм. [3]

Также применяется показатель NCR, являющей критерием постановки задачи о вхождении в отрасль:

где:  NCR – риск усиления конкуренции в отрасли за счет появления новых игроков;

ROICc – рентабельность инвестированного капитала действующих предприятий;

ROICn – рентабельность инвестированного капитала новых компаний.

Если данный показатель меньше 1, то  вероятность вхождения новых игроков низкая.

Применив данные показатели и используя статистические данные за 2014 год, оценим уровень привлекательности отраслей Республики Татарстан. Рассмотрим промышленные предприятия и сельское хозяйство. В нижеприведенной таблице №2 приведены результаты проведенного исследования.

Таблица №2  Оценка конкурентоспособности и возможности входа новых игроков  в отрасль

Отрасль

ROIC, %

NCR

Промышленное предприятие

2012

15,7

-

2014

16,5

Сельское хозяйство

2012

6,3

-

2014

15

Исходя из таблицы видим, что рентабельность за 2 года в отрасли сельского хозяйства резко увеличилась. Отметим некоторые причины, способствовавшие данному явлению:

1. Выполнение намеченных на 2013 год параметров Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы»;

2.Создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Как и в отрасли промышленности, так и в сельском хозяйстве Республики Татарстан полученные результаты исследования показали, что молодые фирмы в Республике Татарстан функционируют несколько лучше опытных игроков данного рынка с позиций возврата на инвестированный капитал. Это может свидетельствовать не только о незначительном влиянии входных барьеров на принятие решения о входе в данную отрасль, но и о более благоприятных внешних условиях для новых игроков. Данный факт может объясняться тем, что получение высоких доходных показателей может не сопровождаться привлечением больших долгосрочных финансовых ресурсов.[4]

Таким образом, применяя данные  показатели можно проанализировать конкурентную структуру отраслевых рынков, а также прогнозировать вероятность появления на рынке новых игроков и усиления конкуренции, оценивать степень конкурентоспособности действующих предприятий в отрасли.


Библиографический список
  1. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник /Н.М.Розанова. – М.: Юрайт, 2011. – 906 с.
  2. Программа развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012-2015 годы,  2012.
  3. Сайт «Корпоративный менеджмент». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cfin.ru/encycl/return_on_invest_capital.shtml, свободный.
  4. Ахметзянов Т.Р. Прогнозирование тенденций усиления конкуренции в отрасли за счет появления новых игроков. //Экономический вестник Республики Татарстан». – № 4. – 2011. – С.51-53.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хузаханова Залия Ильгизаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация