Данная тема является актуальной на сегодняшний день. Если рассмотреть статистику, то в последние четыре года ежегодный прирост новых предприятий в Республике Татарстан составляет около 15 тыс. организаций в год ( Таблица №1).
Таблица №1. Количество новых предприятий, зарегистрированных на территории Республики Татарстан
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Всего предприятий |
11985 |
14777 |
15443 |
15368 |
14884 |
на 1000 чел. населения |
3,2 |
3,9 |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
На 2015 количество фирм возросло на 12%. Значит, растет количество людей заинтересованных в открытии своего дела на определенном рынке. И для того чтобы заняться предпринимательством, необходимо проанализировать ситуацию на рынке, количество игроков в данной отрасли, а также наличие барьеров.
Что представляют собой барьеры? Барьеры входа на рынок можем определить как различные факторы, которые препятствуют новым игрокам вступить на данный отраслевой рынок и конкурировать с уже существующими там участниками. По мнению доктора экономических наук Н.М. Розановой, барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка, включая технологии, объем спроса, тип конкуренции и т.п., либо определяться поведением хозяйствующих субъектов.[1,с.102]
Отметим, что в РТ ведется активная политика по снижению административных барьеров входа на рынок. В 2010 году была разработана Программа развития конкуренции в Республике Татарстан, целью которой является:
-устранение необоснованных административных и экономических барьеров «вхождения» на рынок товаров и услуг;
-формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества;
-совершенствование использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий;
-создание информационной открытости деятельности органов власти, контролирующих и надзорных органов, а также хозяйствующих субъектов с целью создания детального портрета потребительского поведения, оценки эффективности деятельности субъектов, влияющих на уровень конкуренции, и защиты прав экономических интересов потребителей.[2,с.40]
Как можно определить величину входного барьера? Разница между показателями функционирования новых и действующих игроков в отрасли показывает величину входного барьера, которая позволит вычислить вероятность появления на рынке новых игроков, а также дать оценку конкурентоспособности действующих производителей и поставщиков товаров и услуг.
Одним из таких показателей может стать рентабельность инвестированного капитала ROIC:
где EBIT- Прибыль до налогов и процентов
Вероятность появления новых агентов в отрасли прямо пропорциональна рентабельности инвестированного капитала для новых компаний на рынке и обратно пропорциональна величине отраслевых барьеров, которая равна разнице между рентабельностью инвестированного капитала действующих предприятий и недавно созданных фирм. [3]
Также применяется показатель NCR, являющей критерием постановки задачи о вхождении в отрасль:
где: NCR – риск усиления конкуренции в отрасли за счет появления новых игроков;
ROICc – рентабельность инвестированного капитала действующих предприятий;
ROICn – рентабельность инвестированного капитала новых компаний.
Если данный показатель меньше 1, то вероятность вхождения новых игроков низкая.
Применив данные показатели и используя статистические данные за 2014 год, оценим уровень привлекательности отраслей Республики Татарстан. Рассмотрим промышленные предприятия и сельское хозяйство. В нижеприведенной таблице №2 приведены результаты проведенного исследования.
Таблица №2 Оценка конкурентоспособности и возможности входа новых игроков в отрасль
Отрасль |
ROIC, % |
NCR |
|
Промышленное предприятие |
2012 |
15,7 |
- |
2014 |
16,5 |
||
Сельское хозяйство |
2012 |
6,3 |
- |
2014 |
15 |
Исходя из таблицы видим, что рентабельность за 2 года в отрасли сельского хозяйства резко увеличилась. Отметим некоторые причины, способствовавшие данному явлению:
1. Выполнение намеченных на 2013 год параметров Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы»;
2.Создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
Как и в отрасли промышленности, так и в сельском хозяйстве Республики Татарстан полученные результаты исследования показали, что молодые фирмы в Республике Татарстан функционируют несколько лучше опытных игроков данного рынка с позиций возврата на инвестированный капитал. Это может свидетельствовать не только о незначительном влиянии входных барьеров на принятие решения о входе в данную отрасль, но и о более благоприятных внешних условиях для новых игроков. Данный факт может объясняться тем, что получение высоких доходных показателей может не сопровождаться привлечением больших долгосрочных финансовых ресурсов.[4]
Таким образом, применяя данные показатели можно проанализировать конкурентную структуру отраслевых рынков, а также прогнозировать вероятность появления на рынке новых игроков и усиления конкуренции, оценивать степень конкурентоспособности действующих предприятий в отрасли.
Библиографический список
- Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник /Н.М.Розанова. – М.: Юрайт, 2011. – 906 с.
- Программа развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012-2015 годы, 2012.
- Сайт «Корпоративный менеджмент». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cfin.ru/encycl/return_on_invest_capital.shtml, свободный.
- Ахметзянов Т.Р. Прогнозирование тенденций усиления конкуренции в отрасли за счет появления новых игроков. //Экономический вестник Республики Татарстан». – № 4. – 2011. – С.51-53.