ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Бисултанова Аза Айндиевна
Чеченский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела

Аннотация
В статье автором проведено исследование основных проблем бюджетной системы Чеченской Республики, проанализированы основные факторы, оказывающие негативное воздействие на различные секторы бюджетной сферы республики. Также автором затронуты проблемы взаимоотношений бюджетов различных уровней, выравнивая уровней бюджетной обеспеченности региона.

Ключевые слова: бюджетная система, доходы и расходы бюджетов, Местное самоуправление, сбалансированность бюджета


PROBLEMS OF FORMATION AND EXECUTION OF THE BUDGET OF THE CHECHEN REPUBLIC AND THE WAYS OF THEIR ELIMINATION

Bisultanovа Aza Ayndievna
Chechen State University
PhD, Associate Professor, Department of Banking

Abstract
In this article the author studied the main problems of the budget system of the Chechen Republic, analyzes the main factors that have a negative impact on various sectors of the public sector of the country. The author also discussed the problem of relations between budgets of different levels, aligning levels of the budget security of the region.

Keywords: budget balance, budget system, local government revenues and expenditures


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бисултанова А.А. Проблемы формирования и исполнения бюджета Чеченской Республики и пути их устранения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58618 (дата обращения: 23.04.2024).

Анализируя сложившуюся ситуацию в бюджетной сфере республики выявились следующие проблемы, требующие первостепенного решения. Отсутствие четкого, законодательного разграничения расходных полномочий федерального центра и республики, несовершенство законодательной базы бюджетной системы страны, находящейся в стадии реформирования. Необходимо также отметить здесь и то, что с этой проблемой сталкивается большинство регионов страны. Несовершенство законодательной базы бюджетной системы РФ влечет за собой недоработку законодательной базы  бюджетного процесса в республике [1, с. 194,195].

Также необходимо на правительственном уровне разрешить вопрос  доступности кредитных ресурсов в республике. В настоящее время эта проблема наиболее остро стоит перед нашими предприятиями. Недоступность кредита из-за непомерно высокой стоимости залога, высокого уровня процентных ставок, неучастия государства в кредитовании и многое другое, способствует торможению инвестирования  и, соответственно, дальнейшего развития отраслей, находящихся в стадии восстановления.

И, как следствие, вышеизложенного, возникает следующая проблема – отсутствие налогооблагаемой базы. Создание, а затем расширение и укрепление налогооблагаемой базы ЧР возможно только восстановив реальный сектор экономики. Следует направить финансовые ресурсы республики и финансовую помощь из федерального бюджета на восстановление промышленности и АПК, что значительно повысило бы доходную часть регионального бюджета, а также существенно помогло бы справиться с проблемой безработицы в регионе.

Большой проблемой явилось и отсутствие обширной собственной методологической базы для выработки критериев перехода на новые механизмы бюджетирования. В этой связи на аппарат министерства ложилась двойная нагрузка, так как приходилось изучать постоянно меняющееся бюджетное законодательство, наблюдать за успешным опытом других субъектов Российской Федерации и адаптировать все это к реалиям нашей республики. И это в условиях острого дефицита теоретически подготовленных, квалифицированных финансовых работников по многим секторам бюджетного сферы .

Кроме того, нельзя не учитывать такие негативные факторы, влияющие на развитие  республики, как:

  1. отток квалифицированных кадров;
  2. высокая социальная напряженность.

Как вы сами могли проследить, все перечисленные проблемы тесно взаимосвязаны между собой и решение одной, непременно будет способствовать последовательному разрешению другой.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо указать на то, что требуется комплексными методами, совместно с органами власти федерального центра заняться решением важнейших проблем социально-экономического развития республики [2].

Развитие взаимоотношений с органами местного самоуправления в среднесрочной перспективе должно быть направлено на дальнейшее укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов, повышение заинтересованности в развитии собственного налогового потенциала для обеспечения эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
Распределение финансовой помощи нижестоящим бюджетам по-прежнему  осуществляется исходя из основного принципа бюджетного законодательства – выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности необходимо направить финансовую помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и бюджетные кредиты.

Одним из важнейших направлений в создании увеличения собственных доходов муниципальных образований должен стать процесс вовлечения органов местного самоуправления к увеличению собственной налогооблагаемой базы.  Реализовать это возможно путем формирования собственных, точно проверенных статистических показателей органами местного самоуправления, полноты отражения информации о налогоплательщике и объектах налогообложения в органах, осуществляющих регистрацию объектов учета и формирование статистических показателей, сверки на соответствия полученных данных с данными налоговых органов. Определенный положительный опыт в республике уже имеется, который необходим к переносу на другие муниципальные образования.
Органам государственной власти, совместно с органами местного самоуправления в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов, повышения качества бюджетного процесса и эффективности использования бюджетных средств необходимо: принять меры по мобилизации собственных доходов; обеспечить режим экономного и рационального использования бюджетных средств, продолжить оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления; обеспечить реструктуризацию бюджетной сети при сохранении качества и объемов муниципальных услуг, разработать критерии качества их предоставления, обеспечить переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления муниципальных услуг на основе муниципальных заданий, разработать методику расчета их финансового обеспечения; обеспечить внутренний мониторинг и оценку качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне с учетом положений федеральных и областных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы финансового менеджмента; продолжить оказание методологической помощи поселениям по формированию и исполнению их бюджетов  [3, с. 374].


Библиографический список
  1. Бисултанова А.А. The methodological aspects of inter-budgetary relations in the Russion Federation. Наука и общество.2015. № 1.
  2. Бисултанова А.А.  Основные этапы становления финансовой системы Чеченской Республики в послевоенный периоде. е-Журнал «Экономика и социум» №3(16)-2015 г.
  3. Магомадова М.М., Бисултанова А.А. Инвестиции в экономику как один из факторов повышения финансовой устойчивости региона. Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бисултанова Аза Айндиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация