Анализируя сложившуюся ситуацию в бюджетной сфере республики выявились следующие проблемы, требующие первостепенного решения. Отсутствие четкого, законодательного разграничения расходных полномочий федерального центра и республики, несовершенство законодательной базы бюджетной системы страны, находящейся в стадии реформирования. Необходимо также отметить здесь и то, что с этой проблемой сталкивается большинство регионов страны. Несовершенство законодательной базы бюджетной системы РФ влечет за собой недоработку законодательной базы бюджетного процесса в республике [1, с. 194,195].
Также необходимо на правительственном уровне разрешить вопрос доступности кредитных ресурсов в республике. В настоящее время эта проблема наиболее остро стоит перед нашими предприятиями. Недоступность кредита из-за непомерно высокой стоимости залога, высокого уровня процентных ставок, неучастия государства в кредитовании и многое другое, способствует торможению инвестирования и, соответственно, дальнейшего развития отраслей, находящихся в стадии восстановления.
И, как следствие, вышеизложенного, возникает следующая проблема – отсутствие налогооблагаемой базы. Создание, а затем расширение и укрепление налогооблагаемой базы ЧР возможно только восстановив реальный сектор экономики. Следует направить финансовые ресурсы республики и финансовую помощь из федерального бюджета на восстановление промышленности и АПК, что значительно повысило бы доходную часть регионального бюджета, а также существенно помогло бы справиться с проблемой безработицы в регионе.
Большой проблемой явилось и отсутствие обширной собственной методологической базы для выработки критериев перехода на новые механизмы бюджетирования. В этой связи на аппарат министерства ложилась двойная нагрузка, так как приходилось изучать постоянно меняющееся бюджетное законодательство, наблюдать за успешным опытом других субъектов Российской Федерации и адаптировать все это к реалиям нашей республики. И это в условиях острого дефицита теоретически подготовленных, квалифицированных финансовых работников по многим секторам бюджетного сферы .
Кроме того, нельзя не учитывать такие негативные факторы, влияющие на развитие республики, как:
- отток квалифицированных кадров;
- высокая социальная напряженность.
Как вы сами могли проследить, все перечисленные проблемы тесно взаимосвязаны между собой и решение одной, непременно будет способствовать последовательному разрешению другой.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо указать на то, что требуется комплексными методами, совместно с органами власти федерального центра заняться решением важнейших проблем социально-экономического развития республики [2].
Развитие взаимоотношений с органами местного самоуправления в среднесрочной перспективе должно быть направлено на дальнейшее укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов, повышение заинтересованности в развитии собственного налогового потенциала для обеспечения эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
Распределение финансовой помощи нижестоящим бюджетам по-прежнему осуществляется исходя из основного принципа бюджетного законодательства – выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности необходимо направить финансовую помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и бюджетные кредиты.
Одним из важнейших направлений в создании увеличения собственных доходов муниципальных образований должен стать процесс вовлечения органов местного самоуправления к увеличению собственной налогооблагаемой базы. Реализовать это возможно путем формирования собственных, точно проверенных статистических показателей органами местного самоуправления, полноты отражения информации о налогоплательщике и объектах налогообложения в органах, осуществляющих регистрацию объектов учета и формирование статистических показателей, сверки на соответствия полученных данных с данными налоговых органов. Определенный положительный опыт в республике уже имеется, который необходим к переносу на другие муниципальные образования.
Органам государственной власти, совместно с органами местного самоуправления в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов, повышения качества бюджетного процесса и эффективности использования бюджетных средств необходимо: принять меры по мобилизации собственных доходов; обеспечить режим экономного и рационального использования бюджетных средств, продолжить оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления; обеспечить реструктуризацию бюджетной сети при сохранении качества и объемов муниципальных услуг, разработать критерии качества их предоставления, обеспечить переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления муниципальных услуг на основе муниципальных заданий, разработать методику расчета их финансового обеспечения; обеспечить внутренний мониторинг и оценку качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне с учетом положений федеральных и областных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы финансового менеджмента; продолжить оказание методологической помощи поселениям по формированию и исполнению их бюджетов [3, с. 374].
Библиографический список
- Бисултанова А.А. The methodological aspects of inter-budgetary relations in the Russion Federation. Наука и общество.2015. № 1.
- Бисултанова А.А. Основные этапы становления финансовой системы Чеченской Республики в послевоенный периоде. е-Журнал «Экономика и социум» №3(16)-2015 г.
- Магомадова М.М., Бисултанова А.А. Инвестиции в экономику как один из факторов повышения финансовой устойчивости региона. Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2.