УДК 159.9.072.5

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ШКАЛЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ М. АТКИНСОНА

Елшанский Сергей Петрович1, Ануфриев Александр Федорович2, Камалетдинова Зульфия Фаридовна3, Сапарин Олег Евгеньевич4, Семенов Дмитрий Владимирович5
1Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии
2Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии
3Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии
4Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии
5Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии

Аннотация
В статье представлены результаты исследования психометрических показателей русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона, предложенной им в книге «Истинное счастье – ваше полное руководство по эмоциональному здоровью». Шкалу эмоциональной зрелости М. Аткинсона можно отнести к методикам позитивной психологии, хотя формально данный автор и не позиционирует себя как позитивного психолога. Количество баллов шкалы показывает уровень эмоциональной зрелости, которая, согласно теории М. Аткинсона, наряду со способностью к осознанию настоящего (текущего) момента, является составляющей «истинного счастья». Предметом исследования были психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы – её надежность, валидность, внутренняя согласованность. Использовались стандартные психометрические процедуры проверки этих параметров. Проведены: оценка ретестовой надежности теста, оценка валидности (путем анализа корреляций со схожим и противопоставленным параметрами), анализ ряда показателей внутренней согласованности (гомогенности). В ходе исследования авторами была разработана оригинальная русскоязычная версия теста, получены новые данные о его психометрических показателях. Результаты проведенного психометрического исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона, её хорошую внутреннюю согласованность, подтвердили её валидность. Представленный оригинальный перевод шкалы может использоваться при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов,

Ключевые слова: валидность теста, внутренняя согласованность теста, надежность теста, позитивная психология, психодиагностика, счастье, шкала эмоциональной зрелости


PSYCHOMETRICAL INDICATORS OF THE RUSSIAN-LANGUAGE VERSION OF THE M. ATKINSON’S SCALE OF EMOTIONAL MATURITY

Yelshansky Serguei Petrovich1, Anufriev Aleksandr Fedorovich2, Kamaletdinova Zulfiya Faridovna3, Saparin Oleg Evgenievich4, Semyonov Dmitrij Vladimirovich5
1Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the General and Practical Psychology Department
2Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the General and Practical Psychology Department
3Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department
4Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department
5Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department

Abstract
The article presents the results of research on psychometric indicators of the Russian version of the M. Atkinson’s scale of emotional maturity. The emotional maturity scale of M. Atkinson can be attributed to the techniques of positive psychology, although formally this author does not position itself as a positive psychologist. The number of points indicates the level of emotional maturity, which, according to the theory of M. Atkinson, along with the ability to awareness of the present moment, is a component of "true happiness".

Keywords: emotional maturity questionnaire, happiness, inner consistency of the test, positive psychology, psychodiagnostics, reliability of the test, validity of the test


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58552 (дата обращения: 20.11.2016).

Введение

Шкала (тест) эмоциональной зрелости (Emotional Maturity Questionnaire) предложена Марком Аткинсоном в его книге «Истинное счастье – ваше полное руководство по эмоциональному здоровью» («True Happiness – Your Complete Guide to Emotional Health») [1].

Доктор Марк Аткинсон – известный английский специалист по интегративной медицине, занимающийся проблемами психологического благополучия и эмоционального здоровья. По его мнению, пациента можно научить жить по-настоящему здоровой, счастливой жизнью. В его книге «Истинное счастье – ваше полное руководство по эмоциональному здоровью» предложена стратегия, как шаг за шагом можно прийти к глубокому ощущению внутреннего благополучия и жизненной силы, которое (ощущение), по мнению автора, характеризует истинное счастье. Он рассказывает, как определить и преодолеть базовые эмоциональные, психологические и биохимические барьеры, препятствующие здоровью и счастью, предлагает инструменты для более умелого управления своими эмоциями и мыслями, разработанные им уникальные немедикаментозные методы для решения проблем  пониженного настроения, тревожности и стресса [1].

М. Аткинсон окончил Школу медицины Имперского колледжа в Лондоне.  В 1997 году он получил диплом медицинского врача. После трех лет работы в Национальной службе здравоохранения Великобритании он стал заниматься разработкой методов интегративной медицинской практики, специализируясь на лечении людей с онкологическими заболеваниями, хроническими дегенеративными заболеваниями, вредными привычками и психическими заболеваниями. Марк практикует как врач интегративной медицины в Великобритании уже около 15-ти лет. За это время он основал британский колледж интегративной медицины, который первым в Европе предложил университетский аккредитованный диплом (в рамках постдипломного образования – postgraduate diploma) в сфере интегративной медицины для врачей и медсестер. В 2008 году он основал Академию человеческого потенциала (the Academy of Human Potential) – центр передового опыта для преподавания курсов и семинаров, посвященных вопросам достижения высокой производительности и развития человеческого потенциала. Марк сам провел более 200 семинаров, его работы были представлены на многочисленных конференциях и публичных мероприятиях на международном уровне. М. Аткинсон является автором большого числа монографий. Среди его книг – «Библия разума и тела» («The Mind-Body Bible»), «Комплексные секреты здоровья для женщин» («Holistic Health Secrets for Women») и «Истинное счастье – ваше полное руководство по эмоциональному здоровью» («True Happiness – Your Complete Guide to Emotional Health») (Книга многократно переиздавалась. Есть также издание, озаглавленное «Истинное счастье: полное руководство для естественного здоровья и эмоционального благополучия» – «True Happiness: The Complete Guide to Natural Health and Emotional Well-Being»). В 2007 году он был удостоен звания журналиста года Великобритании в области здравоохранения [2, 3].

М. Аткинсон много работает с больными онкологическими заболеваниями. Он является основателем и директором Института восстановления для больных раком (The Cancer Recovery Institute). Марк считает, что в будущем лечение больных раком должно быть персонализированным, проактивным, включать расширение прав и возможностей человека, использовать наиболее эффективное сочетание традиционных и «натуральных», нетоксичных методов воздействия непосредственно на опухоли и одновременно концентрироваться на улучшении физического, эмоционального, психологического, социального и духовного здоровья больного раком человека [2, 4].

М. Аткинсон также разработал два опросника для оценки факторов «истинного счастья», к которым он относит эмоциональную зрелость и способность к осознанию текущего момента [1, 5]. Эти опросники смело можно отнести к методикам позитивной психологии, хотя формально данный автор и не позиционирует себя как позитивного психолога. 

В настоящее время на кафедре общей, возрастной  и педагогической психологии (ранее на кафедре общей и практической психологии) факультета психологии и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова ведется работа по переводу на русский язык и адаптации некоторых психодиагностических тестов позитивной психологии [6-12]. В рамках этой работы был осуществлен перевод опросника М. Аткинсона для измерения уровня эмоциональной зрелости на русский язык [10] и проведено исследование ряда психометрических параметров этой шкалы, результаты представлены в данной статье. Статистические расчеты проводились с применением программы Statistiсa 6.

Описание шкалы

Название:  шкала эмоциональной зрелости М. Аткинсона.

Что измеряет: уровень эмоциональной зрелости (который рассматривается автором как фактор «истинного счастья» – обладание индивидом высоким уровнем эмоциональной зрелости делает возможным для него жить по-настоящему счастливой и здоровой жизнью; другим таким фактором М. Аткинсон считает способность к осознанию настоящего (текущего) момента) [1, 5].

Оригинальное название: Emotional Maturity Questionnaire.

Автор:  Марк Аткинсон (Mark Atkinson).

Источник:

http://www.discovertruehappiness.com/true-happiness-questionnaire

Инструкция.

Ниже предлагаются 20 утверждений, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться. Используя представленную ниже шкалу, укажите степень согласия с каждым пунктом, выбирая подходящее число. Будьте максимально откровенны и честны в Ваших ответах, не думайте слишком долго.

Шкала оценки утверждений:

Абсолютно согласен – 7

Согласен – 6

Скорее согласен– 5

Ни согласен, ни не согласен – 4

Скорее не согласен – 3

Не согласен – 2

Абсолютно не согласен – 1

Утверждения.

1. Для меня очень важно, что я живу активной, здоровой, содержательной и полной жизнью, опирающейся на мои ценности.

2. Я стремлюсь реализовать свой потенциал полностью.

3. Я вовлечен в разносторонние и удовлетворяющие меня отношения.

4. Я стремлюсь быть самым любящим человеком, насколько это возможно.

5. В жизни я руководствуюсь скорее принципом «что я могу дать», чем принципом «что я могу получить».

6. Я обычно могу помогать другим без каких-либо условий или ожиданий.

7. Я обычно верен себе и при этом учитываю требования ситуации.

8. Я активно занимаюсь своим здоровьем.

9. Я предвижу препятствия, которые могут помешать моим эмоциональным, телесным контактам и сексуальной близости.

10. Я оставляю в прошлом негативные чувства, которые мешают мне примириться с этим прошлым.

11. Я  работаю со своими мыслями и эмоциями так, чтобы поддерживать хорошее здоровье и обеспечить мое личностное развитие.

12. Я обращен лицом к реальности всегда, когда это возможно, и всегда  предпринимаю нужные действия.

13. Я могу приспосабливаться гибко и изобретательно к ситуациям и переменам.

14. Я стремлюсь к сопереживающему принятию себя и других.

15. Я могу искренне слушать и сочувствовать другим людям.

16. Я могу легко адаптироваться к переменам.

17. Обычно я наслаждаюсь жизнью, веселюсь и ощущаю беззаботность.

18. Я могу установить и поддерживать нужную дистанцию в физических, сексуальных, эмоциональных, интеллектуальных и духовных отношениях с другими.

19. Я активно прорабатываю любые зависимости, проблемы со здоровьем или травмирующие моменты, которые у меня есть.

20. Я могу ясно и тактично обсуждать мои потребности и перспективы с другими.

Обработка результатов: суммируются баллы по 20 ответам. Результат может варьировать от 20 до 140 баллов.

Количество баллов показывает уровень эмоциональной зрелости, которая, согласно теории М. Аткинсона, наряду со способностью к осознанию настоящего (текущего)  момента, является составляющей «истинного счастья» [5].

Данные об апробации методики и психометрические показатели для английской выборки автором не представлены. Нормы для английской популяции – не представлены.

Результаты исследования психометрических показателей шкалы на российской выборке

Выборка.

В тестовом исследовании по данной шкале приняли участие 360 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,625±0,48 года). 91 мужчина и 269 женщин. Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Было исследовано 75 человек в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,80±1,16 года) из ранее опрошенных в ходе тестового исследования, 15 мужчин и 60 женщин. В качестве испытуемых выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты других вузов Москвы и работники предприятий Москвы различного профиля.

Распределения.

Распределения результатов по отдельным утверждениям (по каждому из 20 утверждений) не были нормальными (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05) ни для результатов теста, ни для результатов ретеста. Для интегрального показателя для теста распределение не было нормальным (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05), для интегрального показателя ретеста распределение было нормальным (различий между эмпирическим распределением и ожидаемым нормальным распределением не было выявлено, критерий Шапиро-Вилка, p=0,32). Учитывая отсутствие нормальных распределений по большинству изучавшихся показателей, предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам.

Полученные результаты.

Тест. Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты по тестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке
1 5,91 0,06 1 7
2 5,52 0,07 1 7
3 4,88 0,09 1 7
4 5,71 0,07 1 7
5 5,21 0,08 1 7
6 5,81 0,06 1 7
7 5,63 0,06 1 7
8 4,69 0,08 1 7
9 4,74 0,07 1 7
10 5,00 0,09 1 7
11 5,31 0,08 1 7
12 5,30 0,06 1 7
13 5,19 0,07 1 7
14 5,41 0,06 1 7
15 5,96 0,06 1 7
16 5,32 0,07 1 7
17 4,73 0,08 1 7
18 5,56 0,07 1 7
19 4,86 0,08 1 7
20 5,08 0,08 1 7
Сумма по 20 утверждениям 105,83 0,79 59 140

Ретест. Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты по ретестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке
1 5,81 0,15 2 7
2 5,52 0,14 2 7
3 5,04 0,18 1 7
4 5,84 0,13 2 7
5 5,17 0,17 1 7
6 5,83 0,13 1 7
7 5,75 0,11 1 7
8 4,47 0,18 1 7
9 4,79 0,16 1 7
10 4,95 0,17 1 7
11 5,28 0,16 2 7
12 5,25 0,15 2 7
13 5,17 0,14 2 7
14 5,35 0,14 2 7
15 5,97 0,12 2 7
16 5,17 0,15 2 7
17 4,59 0,18 1 7
18 5,33 0,15 2 7
19 4,76 0,15 2 7
20 4,92 0,17 1 7
Сумма по 20 утверждениям 104,76 1,89 59 134

Полученные результаты показывают для теста наличие всех вариантов ответа в выборке. Для результатов ретеста по ряду утверждений отсутствуют ответы «Абсолютно не согласен» (пункты 1, 2, 4, 11-16, 18, 19), «Скорее не согласен» (пункт 6), «Не согласен» (пункт 7), . Для всех вопросов можно отметить тенденцию к согласию с утверждениями опросника, особенно это выражено для пунктов 1, 4, 5, 6, 15 и 18 теста и 1, 4, 6 и 15 ретеста.

Бóльшая часть интегральных показателей (сумм вопросов) по выборке для теста попадает в диапазон 90-130. Для ретеста – в диапазон 80-130.

Ретестовая надежность.

Для проверки ретестовой надежности шкалы и ее параметров были рассчитаны корреляции (метод Спирмена, p<0,05) между показателями теста и ретеста для всех показателей.

Корреляции между результатами теста и ретеста для отдельных пунктов шкалы.

Пункт 1. R= 0,63, p<0,00000001.

Пункт 2. R= 0,4, p=0,0003.

Пункт 3. R= 0,5, p=0,000006.

Пункт 4. R= 0,6, p<0,00000001.

Пункт 5. R= 0,56, p<0,00000001.

Пункт 6. R= 0,33, p=0,0036.

Пункт 7. R= 0,27, p=0,019.

Пункт 8. R= 0,33, p=0,004.

Пункт 9. R= 0,24, p=0,035.

Пункт 10. R= 0,5, p=0,000006.

Пункт 11. R= 0,32, p=0,005.

Пункт 12. R= 0,35, p=0,002.

Пункт 13. R= 0,51, p=0,000003.

Пункт 14. R= 0,5, p=0,000004.

Пункт 15. R= 0,39, p=0,0005.

Пункт 16. R= 0,44, p=0,00007.

Пункт 17. R= 0,44, p=0,000066.

Пункт 18. R= 0,4, p=0,0004.

Пункт 19. R= 0,33, p=0,004.

Пункт 20. R= 0,45, p=0,000055.

Сумма баллов. R= 0,67, p<0,00000001.

Таким образом, все корреляции положительные и статистически значимые. В целом, высокий уровень ретестовой надежности наблюдается для всех пунктов шкалы, а также для суммарного (интегрального) показателя уровня эмоциональной зрелости. Наименьшие корреляции между тестом и ретестом – для пунктов 7 и 9 (для пункта 9 – наименьшая из всех), наибольшие – для пунктов 1, 4, 5, а также для суммы баллов.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что шкала эмоциональной зрелости обладает высоким уровнем ретестовой надежности.

Внутренняя согласованность интегральных показателей шкалы.

Корреляции между вопросами, а также между вопросами и интегральным показателем шкалы (метод Спирмена, p<0,05). Для тестового исследования.

Ответы по первому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по второму пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по третьему пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим пунктам, за исключением 8, 10 и 19-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по четвертому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим пунктам, за исключением 12-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по пятому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим пунктам, за исключением 8, 17 и 18-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по шестому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим пунктам, за исключением 9 и 17-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по седьмому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по восьмому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим пунктам, за исключением 3 и 5-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по девятому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим пунктам, за исключением 6-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по десятому пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим пунктам, за исключением 3-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 11-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 12-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, за исключением 4-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 13-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 14-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 15-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 16-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Ответы по 17-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим пунктам, за исключением 5 и 6-го пунктов, с ответами по этим пунктам нет корреляций, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 18-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, за исключением 5-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 19-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, за исключением 3-го пункта, с ответами по этому пункту нет значимой корреляции, с интегральным показателем – есть значимая положительная корреляция.

Ответы по 20-му пункту значимо положительно коррелируют с ответами по всем  другим 19-ти пунктам, а также с интегральным показателем.

Интегральный показатель (сумма баллов) значимо положительно коррелирует с ответами по всем  20-ти пунктам. При этом наименьший коэффициент корреляции – с результатами по пункту 5, R=0, 37, а наибольший – с результатами по пункту 11, R=0,65.

Полученные результаты показывают достаточно хорошую согласованность пунктов шкалы и взаимосвязь интегрального показателя шкалы со всеми ее пунктами.

Корреляция сумм результатов по первым 10-ти пунктам с суммами результатов по  последним 10-ти пунктам также положительная, значимая и сильная. R=0,72, p<0,00000001 (метод Спирмена). Это дополнительно подтверждает высокий уровень гомогенности исследуемой шкалы.

Внутренняя согласованность по Кронбаху (α, для тестового исследования, по всем вопросам шкалы) составила 0,871. Таким образом, уровень внутренней согласованности может оцениваться как «хороший» (>0,8) (0,9 считается «очень хорошим» уровнем, полученное значение близко к этому уровню).

Был проанализирован также ряд других показателей внутренней согласованности шкалы (по результатам тестового исследования): корреляции между  результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта; уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии); внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа), если соответствующий пункт будет удален. Результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Показатели внутренней согласованности шкалы.

I

II

III

IV

1

0,50

0,45

0,86

2

0,50

0,38

0,86

3

0,33

0,26

0,87

4

0,38

0,32

0,87

5

0,29

0,38

0,87

6

0,39

0,40

0,87

7

0,49

0,29

0,86

8

0,50

0,45

0,86

9

0,30

0,15

0,87

10

0,56

0,46

0,86

11

0,61

0,49

0,86

12

0,47

0,33

0,87

13

0,57

0,51

0,86

14

0,51

0,43

0,86

15

0,49

0,46

0,86

16

0,52

0,46

0,86

17

0,53

0,43

0,86

18

0,48

0,29

0,86

19

0,54

0,46

0,86

20

0,45

0,27

0,87

IПункт шкалы.

II – Корреляция между  результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта.

III – Уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии).

IV – Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален.

Как видно из таблицы, корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой (без соответствующего пункта) – высокие для всех пунктов (минимальная для пункта 5, r = 0,29), положительные для всех пунктов. Уровни взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии) – достаточно высокие для всех пунктов (за исключением пункта 9, для которого он составляет 0,15). Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален, – «хорошая» для всех пунктов.

Таким образом, в целом шкала эмоциональной зрелости М. Аткинсона обладает хорошей внутренней согласованностью.

Анализ «близости» пунктов шкалы.

Проведенный факторный анализ (метод главных компонент с вращением Varimax) позволил выделить 2 фактора (рассматривались пункты, для которых факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7). 1-й фактор объединил пункты 8, 11 и 19, второй фактор – пункты 5 и 6 (все факторные нагрузки положительные). 1-й фактор (8, 11 и 19 пункты)можно условно обозначить как фактор готовности к работе над собой или фактор нацеленности на работу над собой, 2-й фактор (пункты 5 и 6) можно назвать фактором направленности/ориентированности на помощь другим людям или фактором готовности помогать.

Проведенный кластерный анализ (метод Евклидовых расстояний) показал близость ответов по пунктам 13 и16; 8 и 19; 7 и 12; 6, 14 и 15; 1 и 2. Эти кластеры можно условно обозначить как «способность адаптироваться и приспосабливаться» (пункты 13 и 16), «активная работа над своим здоровьем» (пункты 8 и 19), «способность к сопереживанию и бескорыстной помощи» (пункты 6, 14 и 15), «важность реализации своего потенциала в активной и здоровой жизни» (пункты 1 и 2).

Таким образом, шкала имеет хороший потенциал для разработки на ее основе дополнительных субшкал, измеряющих возможные компоненты или факторы  эмоциональной зрелости.

Валидность шкалы.

Проверка валидности теста проводилась с помощью корреляционного анализа  (метод Спирмена) со сходными и противоположными по смыслу показателями (по результатам тестового исследования).

В качестве «сходного» параметра был выбран уровень субъективного благополучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер [13]. Результаты анализа представлены в Таблице 4.

Таблица 4. Корреляции со «сходным» параметром.

Корреляция  с уровнем

субъективного

благополучия

для пункта

R p-level Наличие значимой положительной  корреляции
1 0,20 0,000107 +
2 0,26 0,0000001 +
3 0,18 0,000848 +
4 0,24 0,000003 +
5 0,18 0,000794 +
6 0,24 0,000007 +
7 0,23 0,000009 +
8 0,33 0,0000001 +
9 0,06 0,251595
10 0,35 0,0000001 +
11 0,33 0,0000001 +
12 0,30 0,0000001 +
13 0,35 0,0000001 +
14 0,17 0,000999 +
15 0,18 0,000691 +
16 0,27 0,0000001 +
17 0,41 0,0000001 +
18 0,28 0,0000001 +
19 0,31 0,0000001 +
20 0,29 0,0000001 +
Для суммы баллов 0,50 0,0000001 +

Таким образом, для всех (за исключением 9-го) пунктов шкалы и для интегрального показателя шкалы были выявлены значимые положительные корреляции со сходным параметром (в качестве которого использовался уровень субъективного благополучия по шкале С. Любомирски и Х. Леппер) (по результатам тестового исследования). Для пункта 9 («Я предвижу препятствия, которые могут помешать моим эмоциональным, телесным контактам и сексуальной близости») корреляции с уровнем субъективного счастья не обнаружено.

В качестве «противоположного» показателя использовался уровень депрессии по тесту А. Бека [14]. Результаты анализа представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Корреляции с «противоположным» параметром.

Корреляция  с уровнем

депрессии по Беку для пункта

R p-level Наличие значимой отрицательной   корреляции
1 -0,22 0,000029 +
2 -0,29 0,0000001 +
3 -0,23 0,000012 +
4 -0,07 0,16
5 -0,09 0,10
6 -0,06 0,29
7 -0,26 0,000001 +
8 -0,29 0,0000001 +
9 -0,03 0,52
10 -0,23 0,000008 +
11 -0,26 0,0000001 +
12 -0,22 0,00002 +
13 -0,24 0,000005 +
14 -0,15 0,004 +
15 -0,09 0,085
16 -0,17 0,0009 +
17 -0,30 0,0000001 +
18 -0,22 0,000029 +
19 -0,26 0,000001 +
20 -0,30 0,0000001 +
Для суммы баллов -0,39 0,0000001 +

Все исследовавшиеся корреляции с уровнем депрессии оказались отрицательными, однако для пунктов 4, 5, 6, 9 и 15 они не были статистически значимыми (p<0,05). Для суммы баллов корреляция значимая, отрицательная, достаточно высокая, R=-0,39

Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены значимые прямые корреляции между всеми интегральным показателем шкалы  и уровнем субъективного благополучия (сходным параметром). Были также обнаружены статистически значимые обратные корреляции между интегральным показателем теста и уровнем депрессии по тесту Бека (противопоставленным параметром). Даже для большинства отдельных пунктов шкалы также были обнаружены значимые положительные корреляции со сходным и значимые отрицательные корреляции с противопоставленным параметрами. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне валидности шкалы.

Значимые прямые корреляции между показателем уровня эмоциональной зрелости по тесту М. Аткинсона и  уровнем субъективного благополучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер  показывают также обоснованность рассмотрения эмоциональной зрелости как позитивного показателя, параметра позитивной психологии.

Дополнительно был проведен анализ гендерных различий (по результатам тестового исследования) для всех пунктов шкалы и суммарного показателя (критерий Манна-Уитни, p<0,05). Гендерные различия были обнаружены для 4-х пунктов шкалы – 4, 8, 9, 15. Для суммарного (интегрального) показателя гендерных различий обнаружено не было. Для результатов по 4 («Я стремлюсь быть самым любящим человеком, насколько это возможно»), 9 («Я предвижу препятствия, которые могут помешать моим эмоциональным, телесным контактам и сексуальной близости») и 15 («Я могу искренне слушать и сочувствовать другим людям») пунктам женщины обнаруживают тенденцию к более высоким уровням показателей (чаще согласны с этими утверждениями), для пункта 8 («Я активно занимаюсь своим здоровьем») более высокий уровень показателя характерен для мужчин. Таким образом, отдельные пункты шкалы имеют гендерную специфичность.

В целом результаты проведенного исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона, её валидность, её хорошую внутреннюю  согласованность. Представленный вариант шкалы может использоваться при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и  психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию и методы развития личностного потенциала.

Возможная доработка представленного русскоязычного варианта шкалы может заключаться в переформулировке или замене её 9-го пункта  – этот пункт обладает наименьшей ретестовой надежностью (хотя и для него корреляция между результатами теста и ретеста положительная и значимая), может негативно влиять на валидность теста, обнаруживает наименьший уровень взаимосвязи с другими пунктами (хотя, в принципе, негативное влияние этого пункта на психометрические параметры теста определенно не является «критическим», и шкала «работоспособна» в представленном виде).


Библиографический список
  1. Atkinson M. True Happiness – Your Complete Guide to Emotional Health. London: Piatkus books, 2012. – 336 p.
  2. http://www.facebook.com/pages/Dr-Mark-Atkinson/104463352941369
  3. Atkinson M. True Happiness: The Complete Guide to Natural Health and Emotional Well-Being. Little, Brown Book Group. 2011. (eBook.)
  4. http://www.drmarkatkinson.com
  5. http://www.discovertruehappiness.com
  6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 245-248.
  7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 92-98.
  8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер. Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 (35). С. 136-139.
  9. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса. Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 (34). С. 56-60.
  10. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Психодиагностические тесты позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
  11. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Методики позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
  12. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности. Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 23-30.
  13. Lyubomirsky S., Lepper H. S. (1999). A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, 46(2), 137-155.
  14. http://www.psycabi.net/testy/592-shkala-test-oprosnik-depressii-beka-kognitivnaya-terapiya-beka-ili-kak-vyjti-iz-depressii


Все статьи автора «Елшанский Сергей Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация