ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Ахмедова М.М.
Ташкентский педиатрический медицинский институт
ст.преподаватель кафедры иностранных языков, педагогики и психологии

Аннотация
В статье поднимаются вопросы профессиональной компетентности преподавателя ВУЗа, необходимости ее повышения у современного педагога высшей школы.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, обучение, преподаватель вуза, профессиональный подход


PROFESSIONAL-METHODICAL COMPETENCE OF THE MEDICAL HIGH SCHOOL TEACHER

Ahmedova M.M.
Tashkent Pediatric Medical Institute
Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Pedagogy and Psychology

Abstract
The article discusses questions of professional competence of a high school teacher and necessarity of it's improvement of high school teacher.

Keywords: student


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедова М.М. Профессионально-методическая компетенция преподавателя медицинского ВУЗа // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58472 (дата обращения: 18.03.2024).

Современный преподаватель вуза обязан обладать широкими и всесторонними знаниями и навыками. Его профессионализм во многом зависит от овладения педагогом необходимых компетенций. Компетентностный подход, получивший распространение в образовании вообще и в профессиональном образовании в частности, объективизирует необходимость отражения в концепции модели развития педагогического мышления врачей – преподавателей медицинских вузов использование методов и технологий обучения, которые будут способствовать формированию целого ряда компетенций и в конечном итоге компетентности.[1]

Итак, владение компетенциями, значит быть компетентным во многих ключевых профессиональных вопросах. Какими компетенциями должен владеть современный преподаватель вуза? Они различны и многообразны.Веление времени – творческий педагог, т.е. преподаватель должен генерировать идеи, иметь богатое воображение, необычное видение проблемы, быть  открытым  ко всему новому и необычному( например, новые IT), созидать новое, не существовавшее прежде. Одна из самых необходимых  компетенций преподавателя – это коммуникация, т.е. открытость в общении, строить взаимоотношения с другими, работать в команде, идти на компромисс, поддерживать положительную обратную связь, проявлять терпимость,  уметь выходить из конфликтных ситуаций. Далее – информационно-исследовательские компетенции. Как известно, интересен и профессионален тот педагог, который постоянно самосовершенствуется. Разносторонне развитый, разбирающийся не только в своей узкой специальности, но имеющий свой взгляд и мнение по широкому кругу вопросов преподаватель, несомненно личность, привлекает студентов. Такой педагог эффективно ищет  и находит требуемую информацию, умеет сравнивать и анализировать источники; извлекать из предложенной информации данные, идеи, связи и интерпретировать их; превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием, имеет системное видение, видит проблему, может строить гипотезы, проводить эксперименты, другие исследования, добиваться поставленных целей. Интересная личность – одно из самых важных определений современного педагога, а значит преподаватель должен иметь  рефлексивную компетенцию  и быть самостоятельным. Сюда входят:

иметь самооценку, постоянно проводить самоанализ, понимать себя как личность и находить способы личностного развития; строить самого себя; влиять на свою собственную жизнь, изучать свои взаимоотношения и уметь их выстраивать, ставить перед собой цели и задачи, планировать свою работу; брать ответственность за выполнение задач, иметь свой независимый от посторонних взгляд на вещи, корректировать и самосовершенствовать себя.

Обладая указанными компетенциями, преподаватель имеет возможность внедрять новые технологии в учебный процесс. Как известно, современное обучение должно быть сфокусировано на учащегося, на развитие его способностей и подготовке его к самостоятельной профессиональной деятельности, и, вообще, к жизни. Новые формы и методы обучения требуют от преподавателя постоянной работы над дидактическим материалом. В отличие от традиционного обучения, современное, или технологичное обучение построено на активной работе уже не объекта, а полноценного субъекта процесса – учащегося. Современное занятие – лекция или семинар, практическое или лабораторное, прежде всего, характеризуется постановкой учебной задачи для студентов. Именно проблематика занятия способна вовлечь студентов в поиск правильного решения. При этом преподаватель только направляет и поощряет ребят, приветствует нестандартные учебные действия. К такому ведению занятия педагог должен быть готов и психологически: размышления студентов вслух на равных с преподавателем, высказывание критики, споры и появление нового лидера или команды лидеров и т.д. Только создание благоприятного психологического климата в аудитории способно «зажечь» студентов, дать импульс их творческой и исследовательской деятельности. Работа в командах или малых группах меняет не только процесс усвоения матерала, но и контроля знаний. Здесь уже невозможно использовать традиционные оценки. Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая их мотивацию к учебе, необходимо предоставить возможность к самостоятельному оцениванию или взаимооцениванию. Это обязательно скажется на повышении самостоятельности и ответственности учащихся, если такой контроль будет систематическим. Чем больше самостоятельности и свободы действий мы предоставляем студентам, тем выше их ответственность и объективность в оценивании себя и товарищей. При этом нельзя не сказать о растущем взаимоуважении преподавателя и студентов, оценивая других, находясь на этой стороне «баррикады», студенты начинают понимать преподавателя, всю сложность и ответственность за свои решения. Таким образом, повышается мотивированность в получении знаний.

Грамотно выстроенная тактика в общении со студентами, создание благоприятной психологической атмосферы приближает нас к цели обучения, а именно – воспитание и развитие самостоятельного, гармонично развитого человека, специалиста и гражданина.  Хорошо организованная обучающая среда способствует обучению и исследованиям; имеет материалы, необходимые для проведения различных исследований; стимулирует развитие творческих способностей учащихся; развивает социальные, коммуникативные навыки. Именно такое обучение развивает у студентов желание показать все свои способности, у них повышается самооценка и «вкус к успеху». Доброжелательное и внимательное отношение преподавателя заставляет ребят поверить в себя, они чувствуют в себе большой потенциал, радостное и положительное отношение к учебе. Такие же чувства переживает и педагог, который непрестанно работает над расширением своих профессиональных компетенций.


Библиографический список
  1. Зинкевич Е.Р. Развитие педагогического мышления врачей – преподавателей медицинских вузов в условиях непрерывного образования // Человек и образование. – 2012. – № 1(30) –С. 103–106.
  2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.
  3. Образование в современном мире: Состояние и тенденции развития. – М., 1986.
  4. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 224 с.
  5. Якушева С.Д.  Основы педагогического мастерства : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д.Якушева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
  6. Акрамова Л.Ю. О совершенствовании  профессионального мастерства  педагога в современных условиях.: Сб. докладов XIY-ой Международной  научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики». -Липецк, 21июня 2013  г., стр.71-73.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Акрамова Лола Юнусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация