Современный преподаватель вуза обязан обладать широкими и всесторонними знаниями и навыками. Его профессионализм во многом зависит от овладения педагогом необходимых компетенций. Компетентностный подход, получивший распространение в образовании вообще и в профессиональном образовании в частности, объективизирует необходимость отражения в концепции модели развития педагогического мышления врачей – преподавателей медицинских вузов использование методов и технологий обучения, которые будут способствовать формированию целого ряда компетенций и в конечном итоге компетентности.[1]
Итак, владение компетенциями, значит быть компетентным во многих ключевых профессиональных вопросах. Какими компетенциями должен владеть современный преподаватель вуза? Они различны и многообразны.Веление времени – творческий педагог, т.е. преподаватель должен генерировать идеи, иметь богатое воображение, необычное видение проблемы, быть открытым ко всему новому и необычному( например, новые IT), созидать новое, не существовавшее прежде. Одна из самых необходимых компетенций преподавателя – это коммуникация, т.е. открытость в общении, строить взаимоотношения с другими, работать в команде, идти на компромисс, поддерживать положительную обратную связь, проявлять терпимость, уметь выходить из конфликтных ситуаций. Далее – информационно-исследовательские компетенции. Как известно, интересен и профессионален тот педагог, который постоянно самосовершенствуется. Разносторонне развитый, разбирающийся не только в своей узкой специальности, но имеющий свой взгляд и мнение по широкому кругу вопросов преподаватель, несомненно личность, привлекает студентов. Такой педагог эффективно ищет и находит требуемую информацию, умеет сравнивать и анализировать источники; извлекать из предложенной информации данные, идеи, связи и интерпретировать их; превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием, имеет системное видение, видит проблему, может строить гипотезы, проводить эксперименты, другие исследования, добиваться поставленных целей. Интересная личность – одно из самых важных определений современного педагога, а значит преподаватель должен иметь рефлексивную компетенцию и быть самостоятельным. Сюда входят:
иметь самооценку, постоянно проводить самоанализ, понимать себя как личность и находить способы личностного развития; строить самого себя; влиять на свою собственную жизнь, изучать свои взаимоотношения и уметь их выстраивать, ставить перед собой цели и задачи, планировать свою работу; брать ответственность за выполнение задач, иметь свой независимый от посторонних взгляд на вещи, корректировать и самосовершенствовать себя.
Обладая указанными компетенциями, преподаватель имеет возможность внедрять новые технологии в учебный процесс. Как известно, современное обучение должно быть сфокусировано на учащегося, на развитие его способностей и подготовке его к самостоятельной профессиональной деятельности, и, вообще, к жизни. Новые формы и методы обучения требуют от преподавателя постоянной работы над дидактическим материалом. В отличие от традиционного обучения, современное, или технологичное обучение построено на активной работе уже не объекта, а полноценного субъекта процесса – учащегося. Современное занятие – лекция или семинар, практическое или лабораторное, прежде всего, характеризуется постановкой учебной задачи для студентов. Именно проблематика занятия способна вовлечь студентов в поиск правильного решения. При этом преподаватель только направляет и поощряет ребят, приветствует нестандартные учебные действия. К такому ведению занятия педагог должен быть готов и психологически: размышления студентов вслух на равных с преподавателем, высказывание критики, споры и появление нового лидера или команды лидеров и т.д. Только создание благоприятного психологического климата в аудитории способно «зажечь» студентов, дать импульс их творческой и исследовательской деятельности. Работа в командах или малых группах меняет не только процесс усвоения матерала, но и контроля знаний. Здесь уже невозможно использовать традиционные оценки. Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая их мотивацию к учебе, необходимо предоставить возможность к самостоятельному оцениванию или взаимооцениванию. Это обязательно скажется на повышении самостоятельности и ответственности учащихся, если такой контроль будет систематическим. Чем больше самостоятельности и свободы действий мы предоставляем студентам, тем выше их ответственность и объективность в оценивании себя и товарищей. При этом нельзя не сказать о растущем взаимоуважении преподавателя и студентов, оценивая других, находясь на этой стороне «баррикады», студенты начинают понимать преподавателя, всю сложность и ответственность за свои решения. Таким образом, повышается мотивированность в получении знаний.
Грамотно выстроенная тактика в общении со студентами, создание благоприятной психологической атмосферы приближает нас к цели обучения, а именно – воспитание и развитие самостоятельного, гармонично развитого человека, специалиста и гражданина. Хорошо организованная обучающая среда способствует обучению и исследованиям; имеет материалы, необходимые для проведения различных исследований; стимулирует развитие творческих способностей учащихся; развивает социальные, коммуникативные навыки. Именно такое обучение развивает у студентов желание показать все свои способности, у них повышается самооценка и «вкус к успеху». Доброжелательное и внимательное отношение преподавателя заставляет ребят поверить в себя, они чувствуют в себе большой потенциал, радостное и положительное отношение к учебе. Такие же чувства переживает и педагог, который непрестанно работает над расширением своих профессиональных компетенций.
Библиографический список
- Зинкевич Е.Р. Развитие педагогического мышления врачей – преподавателей медицинских вузов в условиях непрерывного образования // Человек и образование. – 2012. – № 1(30) –С. 103–106.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.
- Образование в современном мире: Состояние и тенденции развития. – М., 1986.
- Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 224 с.
- Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д.Якушева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
- Акрамова Л.Ю. О совершенствовании профессионального мастерства педагога в современных условиях.: Сб. докладов XIY-ой Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики». -Липецк, 21июня 2013 г., стр.71-73.